Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интеллектуальная игра - викторина с ответами и презентацией для школьников 8 класса

Викторина-мозголомка по РКИ для учеников 8 класса
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Время проведения: январь 2019
Продолжительность: два часа (90 минут)
Классы: 8/2, 8/3, 8/4
Описание:Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию викторину-мозголомку для учеников восьмого класса. Чаще всего, такие викторины мы организуем в форме внеклассной деятельности, только для желающих учеников. В этой викторине (которую мы реализовали в январе 2019 года) приняли участие ученики трёх классов (по 5 – 6 учеников). Членами жюри тоже были ученики 8 класса. Большинство вопросов требует устный ответ, но есть и игры, в которых проверяется и написание слов. Прежде всего, повторяются пословицы и разные способы выражения времени в русском языке. В некоторых играх задания презентованы в форме энигматических задач, которые способствуют развитию логического мышления, требуют быстрые решения и нахождение связей между разными знаниями (сходство с родным языком, но и с другими школьными предметами). Ученикам надо владеть управлением глаголов, предложно-падежными конструкциями, настоящим временем, глаголами движения… Кроме языковых знаний, в викторине повторяются и знания культуры, традиции, но и современных понятий (география, история) в связи с русским народом и его страной.
Викторина организована в форме игры, как одной из необходимых составных образовательного процесса в целом. Игрой реализуются разные образовательные, развивающие и воспитательные задачи, она способствует совершенствованию ряда позитивных качеств учеников. Посредством игры проявляются предметные знания, развивается не только способность логического мышления, но и мотивация учеников к познавательной деятельности, развиваются творческие способности, креативность и способы самореализации личности учеников.

Назначение: викторина назначается всем педагогам, так как может послужить идеей для организации нестандартной проверки знаний и учителям начальных классов, и учителям – предметникам; учителя иностранных языков могут воспользоваться материалом как примером систематизации языковых знаний; педагогам, применяющим игру на уроке (или презентации), будет интересно посмотреть этот пример.
Цель: повторение и обобщение языковых знаний посредством игры – викторины
Задачи: повторить основные языковые (морфологические, синтаксические, лексико-семантические и др.) единицы; развивать логическое мышление и дух соревнования, внимание и быстроту; воспитывать интерес и уважение к русскому языку, народу и культуре; мотивировать позитивное отношение к русскому языку как школьному предмету.
Подготовка и материал: учитель составляет задания, готовит презентацию, карточки с заданиями для учеников, знакомит учеников с языковыми темами и содержанием викторины (пословицы, наречия времени, существительные; исторические и географические данные и т.п.), готовит материал для членов жюри. На уроке используются компьютер, проектор, распечатанные задания и доска. У членов жюри списки участников викторины (для написания баллов) и решения задач.
Ход игры
1) «ОСТРОГЛАЗЫЕ»
Ученикам надо найти как можно больше слов и, по возможности, главное слово: достопримечательности. У них две минуты на размышление и поиск слов. Записывают, а потом говорят, какие слова нашли. Получают баллы по принципу: сколько букв в словах – столько баллов и получили. Как и ожидалось, игроки нашли самые простые, односложные слова, но тоже нашли несколько глаголов и даже (сразу) главное слово.
Интересно, что, по данным в интернете, в слове достопримечательности «скрываются» 4653 слова!


2) «ШАГ ЗА ШАГОМ»
Даны два понятия, а игрокам на пути к решениям помогают шаги. Каждый из пяти шагов постепенно приближает их к решению: пятый – наиболее широкий, неопределённый шаг, а последний шаг даёт самый конкретный намёк на решение.
В первой части игры следующие шаги:
- Говорят, что * родилась в Японии.
- Иногда спортсмен, иногда даже президент.
- * и внучка, и дочка, и мать, и бабушка.
- * и сказка, и вся семья.
- Называют * «киндер сюрприз» из дерева. (Решение: МАТРЁШКА)
Во второй части игры следующие шаги:
- Говорят, что девушки обожают *.
- Говорят, что * хранит древнюю жизнь.
- У * комната, но и музей в России.
- Говорят, что * сын сосны и моря.
- Называют * «солнечный камень». (Решение: ЯНТАРЬ)
Игроки получают 10, 8, 6, 4 или 2 балла, в зависимости оттого, на каком шагу угадают решение.


3) «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
Даны три пословицы, части которых разброшены, перемешаны. Надо «собрать» все слова и сказать пословицу в целом. Время на размышление – две минуты. Ученики записывают, а потом говорят решения. Баллов столько, сколько слов в пословицах: 5, 8, 6. Решения: СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ; НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ; ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ.


4) «ВРЕМЕННОЙ» КРОССВОРД
В этой игре решения существительные и наречия с временным значением. Заданы времена года, дни недели, месяцы в году. Решение под номером 1. – СЕГОДНЯ. Каждое решение приносит игрокам два балла, конечное решение – под номером 1 (для него вопроса нет) приносит пять баллов, если его открыли в течение игры, три балла, если в конце. Член жюри записывает решения на отражении кроссворда на доске.
2. Месяц, в котором праздник День знаний. – СЕНТЯБРЬ
3. Первый месяц в году. – ЯНВАРЬ
4. В какое время года все купаются, загорают на море? – ЛЕТОМ
5. Четвёртый месяц в году. – АПРЕЛЬ
6. Мы любим вставать рано УТРОМ.
7. Первый выходной день. – СУББОТА
8. Когда можно кататься на санках, играть в снежки? – ЗИМОЙ
9. Месяц, в котором начинаются летние каникулы. – ИЮНЬ
10. Когда цветут сады и зеленеет природа? – ВЕСНОЙ
11. День перед пятницей. – ЧЕТВЕРГ
12. Спят люди, птицы, природа, солнце. Когда? – НОЧЬЮ
13. Не могу позвонить тебе сегодня, давай ЗАВТРА.
14. Утром встаёт солнце, а ВЕЧЕРОМ луна.
15. Убираем фрукты и урожай ОСЕНЬЮ (когда?)
16. Сегодня воскресенье, а ВЧЕРА была суббота.
17. День перед средой называется ВТОРНИК.

5) «БУКВЕННЫЕ» РЕБУСЫ
Каждое правильное решение этих простых ребусов приносят три балла. Ребусы проецируются по одному. Решения: ПЕНАЛ, ТРАМВАЙ, ВОСТОК, ИСТОРИЯ, ВАЗА, ПОДАРОК, ПОДВАЛ, ВЕТЕРИНАР.

6) «РАСШИФРОВКА»
Каждая буква «зашифрована» числительным. Чем быстрее игроки расшифруют буквы, тем быстрее придут к решению. Тот, кто первый придёт к решению и запишет его, получает 9 баллов. Второй – 6 баллов, а третий – 3 балла. Ученикам даны две минуты для расшифровки. Решение пословицы: В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ.

7) «ПРЕДЛОЖНИКИ»
Здесь надо добавить предлоги в короткий текст. Ученикам дано больше предлогов, чем нужно в этом тексте. За правильное решение – два балла.
Я встретил Сашу У памятника, и мы вместе пошли В школу. ПОСЛЕ школы мы пошли на стадион. Мы смотрели матч вместе С Вовой. Он болел ЗА свою команду. Я сидел ПЕРЕД его братом и смотрел НА футболистов. Наша команда выиграла и ДЛЯ нас это был праздник.

8) «ЧТО Я ДЕЛАЮ?»
В этой игре проверяем знание глаголов в настоящем времени, в первом лице единственного числа. Каждое действие иллюстрировано картинкой (проецируются по одной), каждое надо назвать, начиная со слова Я… Правильное решение приносит три балла. Решения: Я ИГРАЮ, Я ЛЮБЛЮ, Я ФОТОГРАФИРУЮ, Я ПОЮ, Я РАДУЮСЬ, Я СЛУШАЮ, Я ПОДНИМАЮСЬ, Я БЕГУ, Я НЕСУ (ИДУ, ШАГАЮ), Я ЧИЩУ, Я ЛЕЧУ, Я ЧИТАЮ.

9) «ПОЭТЧИКИ»
Ребята должны дополнить текст стихов и песен. Требуется и правильное написание слов. Если ученик правильно скажет и запишет решение, получает пять баллов, если только скажет, получает 2 балла.
Пусть бегут НЕУКЛЮЖЕ пешеходы по лужам…
Приходит тихо ОСЕНЬ, одетая в туман…
Выходила на БЕРЕГ Катюша…
Нам в театре, в РАЗДЕВАЛКЕ, дали в руки номерки…
ХОЗЯЙКА однажды с базара пришла…
Над нашей КВАРТИРОЙ собака живёт…
Она вернётся, она мне ночью заменяет СОЛНЦЕ…

10) «СКАЧОК»
Надо найти пословицу, двигаясь по полю по принципу «хода конём» в шахматах. Ребятам даны две минуты на размышление и самостоятельное выполнение задания (на карточке), а потом говорят решение. За правильное решение получают 10 баллов. Оказалось, что это сложная игра. Решение: ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ!


11) «ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ?»
Здесь проверяется знание глаголов в настоящем времени в третьем лице множественного числа. Действия иллюстрированы картинками, а решения надо называть, начиная с ОНИ… Правильное решение приносит три балла. Решения: ОНИ ПИШУТ, ОНИ РАЗГОВАРИВАЮТ, ОНИ СМОТРЯТ, ОНИ ГОВОРЯТ, ОНИ ГОТОВЯТ, ОНИ СИДЯТ, ОНИ ЛЕТЯТ, ОНИ ДУМАЮТ, ОНИ ПРАЗДНУЮТ, ОНИ ПОДНИМАЮТСЯ, ОНИ ВОДЯТ, ОНИ НОСЯТ (НЕСУТ). Картинки проецируются по одной, решение приносит три балла.

12) «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
В этой игре в 12 клетках скрыты вопросы. Правильный ответ приносит 3 или 6 баллов (в зависимости от содержания вопроса). Это шанс, который я решила дать ученикам с самым маленьким количеством баллов, которые не так быстро приходят к решениям и не успевают дать ответы. Они открывают одну из клеток (напр. «жёлтое ЧТО» или «красное КАКОЙ») и дают ответы.
КРАСНЫЙ РЯД
ЧЬЯ? – Чья дочь Ангара? (Ангара – дочь Байкала.)
КАКОЙ? – Какой месяц наступает после октября? (Ноябрь.)
ЧТО? – Что обозначают названия Самара, Саранск, Казань? Где они? (Это города в России. Все они на реке Волге.)
СКОЛЬКО? – Сколько жителей сегодня в Москве, а сколько в Санкт-Петербурге? (В Москве более 12 миллионов, а в Санкт-Петербурге более 5 миллионов жителей.)
ГОЛУБОЙ РЯД
ЧТО? – Что такое косоворотка? (В Сербии её называют «рубашка с русским вторником»)
КОГДА? – Когда русские сжигают чучело? (В Масленицу, праздник проводов зимы.)
КТО? – Кто Забивака, а кто Чебурашка? (Забивака – талисман ЧМ по футболу 2018, а Чебурашка – персонаж из мультфильма.)
КАК? – Как называются сапоги из шерсти, которые носят русские в очень холодную погоду? (Сапоги из валяной шерсти называются валенки.)
ЖЁЛТЫЙ РЯД
КАК? – Как называются слова противоположного значения? (Антонимы.)
КАКОЙ? – Какой из русских городов самый северный (ЧM-2018)? (Калининград.)
ЧТО? – Что такое аксиома? (Аксиома – истина, которая не требует доказательств.)
ГДЕ? – Где провелись Олимпийские игры в 2014 году? (В городе Сочи на Чёрном море.)


13) «КАРТИННЫЕ» РЕБУСЫ
Эти ребусы сложнее предыдущих, так как надо комбинировать понятия, обозначенные картинкой с буквами и другими символами. Правильное решение приносит пять баллов. Решения: РУССКИЙ, МАТВЕЙ, СОЛНЦЕ, ИГРУШКА, ХВОСТ, ДЕРЕВНЯ, ВОСТОК, ВАСИЛИСА.

14) «МОЗАИКА»
Игрокам надо составить слова из букв в клетках. Клетки надо составить так, чтобы в горизонтальном порядке получились следующие слова: ЯБЛОКО, СТРАНА, ЦВЕТОК, УМНИЦА, ГНЕЗДО, ПОЭЗИЯ. Им даны две минуты на самостоятельную работу. Три первых получают баллы: первый – десять, второй – восемь, третий – шесть баллов.

ИНТЕРМЕЦЦО: в некоторые игры вмещены музыкальные вопросы. Ребята прослушивают несколько секунд известных песен и должны угадать о какой песне идёт речь. Если угадают с первого прослушивания, получают пять баллов, если после второго – три. После второй игры слушают «Красиво», после 4 – «Голубой вагон», после 6 игры – «Виновата ли я», после 8 – «Пусть бегут…», после 10 – «Кукушку», после 12 – «Катюшу», после 14 – «Подмосковные вечера».

Поздравляем и награждаем победителей!
Презентация на тему: Викторина-мозголомка по РКИ

Рекомендуем посмотреть:

Историческая викторина с ответами для школьников 7-9 класса Викторина с ответами для учащихся 8-9 классов. Пушкин «Маленькие трагедии» Викторина с ответами о растениях, 7-9 класс Православная викторина с ответами для учащихся 7 - 8 класса

Похожие статьи:

Литературная викторина для школьников 8-9 класса по роману Дюма «Три Мушкетёра»

Викторина с ответами для 8-9 класса

Благотворительная деятельность гуманитарной секции | Проект секции русского языка для старшеклассников
Опубликовано: 1158 дней назад (17 марта 2019)
Просмотров: 14611
Рубрика: Игра на уроке
+9
Голосов: 9
Ирина Николаевна Кириллова # 18 марта 2019 в 11:21 +4
Здравствуйте, Мира! Какой интересный материал вы представили! Ваша викторина пригодится всем учителям русского языка. Я думаю, вопросы из нее можно использовать и на уроках, и на других внеклассных мероприятиях. Задания, вопросы все продуманы, разнообразны, охватывают все языковые единицы. Честь и хвала Вам, за то, что воспитываете в детях интерес и уважение к русскому языку, народу и культуре! Спасибо! С удовольствием голосую! Дальнейших творческих успехов!
Мира Симеунович # 19 марта 2019 в 19:38 +4
Ирина Николаевна, здравствуйте! Спасибо большое за внимание к моей работе! Очень приятно! Благодарю за хорошие слова! Вам тоже успехов! С уважением, Мира.
Светлана Константиновна Бычкова # 18 марта 2019 в 13:00 +4
Добрый день, Мира! Вы разработали очень интересную публикацию в форме викторины- мозголомки, развивающую логическое мышление , внимание и быстроту ,а также воспитывающую интерес и уважение к русскому языку, народу и культуре: с увлекательными и познавательными заданиями, прекрасно оформленную. Творческих вам успехов! Голос!
Мира Симеунович # 19 марта 2019 в 19:39 +4
Здравствуйте, Светлана Константиновна! Спасибо Вам за интерес к моей работе и за положительный отзыв! Всего Вам лучшего! С уважением, Мира.
Валентина Николаевна Матвиенко # 19 марта 2019 в 22:34 +4
Мира, с удовольствием ознакомилась с Вашей публикацией! Да, на такой игре не соскучишься! Вопросы и задания углубляют языковые знания учеников, развивают логическое мышление, но самое главное-- они активизируют познавательную деятельность, развивают творческие способности учеников. Творческого полёта! Новых идей! Всего Вам доброго! Голос!
Мира Симеунович # 20 марта 2019 в 22:32 +4
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Благодарю Вас за интерес! Очень приятно! Всего Вам самого лучшего! С уважением, Мира.
Артем Андреевич Вежеев # 20 марта 2019 в 11:56 +4
Хороший вариант интеллектуальной игры. Провожу аналогичные по типу своя игра
Мира Симеунович # 20 марта 2019 в 22:34 +3
Спасибо, Артём Андреевич, за позитивный отзыв к моей работе! Творческих Вам успехов! С уважением, Мира.
Вера Владимировна Мухамадеева # 23 марта 2019 в 08:04 +3
Мира, здравствуйте, спасибо за представленную викторину-мозголомку. Все изложено подробно, красочно, креативно и творчески. Мне очень понравилось. Надеюсь, для Ваших учеников будет нетрудно будет разгадать довольно каверзные вопросы. Желаю всего доброго, дальнейших творческих успехов и позитивного настроя.
Мира Симеунович # 31 марта 2019 в 23:58 +3
Здравствуйте, Вера Владимировна! Огромное спасибо за внимание и комментарий! Ученикам, на самом деле, не удалось ответить на все вопросы. Благодарю за поддержку и хорошие пожелания.
Вам тоже успехов и удачи! С уважением, Мира.
Людмила Васильевна Биткова # 7 апреля 2019 в 14:30 +2
Здравствуйте, Мира! Зашла к Вам в "гости" и увидела Вашу новую разработку "Викторину - мозголомку". Вы молодчина! Задания для детей интересные, красочно оформленные. Спасибо Вам за творчество. Голос!
Мира Симеунович # 6 мая 2019 в 00:34 +1
Здравствуйте, Людмила Васильевна! Огромное Вам спасибо за интерес и такой позитивный комментарий! Всего Вам самого лучшего! С уважением, Мира.
Ольга Станиславовна Средина # 1 мая 2019 в 15:53 +2
Мира, здравствуйте! Какая интересная разработка! Яркая, красочная, познавательная! Действительно - мозголомка!
Браво! Голос!
Мира Симеунович # 6 мая 2019 в 00:36 +1
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Благодарю Вас за комментарий и поддержку! Мне очень приятно Ваше внимание! Творческих Вам успехов! С уважением, Мира.
Марина Дмитриевна Солодова # 6 мая 2019 в 09:09 +1
Здравствуйте, Мира! Какая насыщенная, увлекательная, яркая Викторина-мозголомка по РКИ для учеников 8 класса! Эта работа помогает не просто думать, а красиво думать. Очень понравилась методическая разработка! Непременно голос!
Мира Симеунович # 1 июня 2019 в 23:27 0
Спасибо, Марина Дмитриевна, за внимание и просмотр викторины. Мне очень приятно, что Вам понравилось!
Успехов Вам и всего доброго! С уважением, Мира.
Елена Юрьевна Деришева # 6 мая 2019 в 17:37 +2
Интересная, увлекательная викторина-мозголомка. Успехов. Голос.
Мира Симеунович # 1 июня 2019 в 23:27 +1
Спасибо большое, Елена Юрьевна, за интерес! С уважением, Мира.
Екатерина # 18 сентября 2019 в 10:05 +1
Огромное спасибо! Поделитесь, как вам в голову приходят такие идеи?! В чем секрет?
Мира Симеунович # 21 сентября 2019 в 22:44 0
Большое спасибо, Екатерина, за внимание! Секрета нет, я просто очень люблю головоломки и нестандартные виды заданий. Сама часто читаю энигматические журналы и решаю задания, некоторые из них изменяю, чтобы подходили школьникам. Благодарю Вас и желаю всего лучшего! С уважением, Мира.