Благотворительная деятельность секции «Умница»
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Назначение: материал назначается людям всех возрастов – педагогам, детям и родителям, неравнодушным к людям, нуждающимся в помощи.
Описание: уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию примеры гуманитарной деятельности секции русского языка «Умница». Здесь будут представлены две такие активности: 1) недавнее сотрудничество с центром для молодых с ОВЗ, 2) выставка секции, которая прошла более года назад, но о ней пока не было речи в моих публикациях. Считаю очень важным развивать именно гуманные чувства детей, и уверена, что это одна из самых значительных функций образования в целом. Особенно в наше время, когда многим нужна помощь, и способы оказать помощь есть.
Цель: презентация благотворительных активностей секции русского языка
Задачи: поделиться опытом проведения благотворительных активностей; показать необходимость воспитания гуманных чувств и нравственных качеств у подростков и возможные способы; представить результаты активности учеников, их креативность и творческие способности в подготовке и проведении активностей.
Гуманные чувства считают одной из основных отличительных черт человека, одним из основных характерных качеств, присущих каждому человеку. Хотя присутствие таких чувств почти подразумевается, их всё-таки надо воспитывать с самого юного возраста. Сначала это делают родители, как первые и основные воспитатели своих детей. Затем эта работа продолжается и расширяется в детском саду и, конечно, в школе. Гуманные чувства начинают воспитываться с непосредственного окружения ребёнка; чем больше окружение ребёнка расширяется, тем и эти чувства становятся шире и богаче. Как и в других жизненных ситуациях, в этой области дети берут образ поведения взрослых. Они наблюдают за поведением взрослых и у них появляется забота о других, сочувствие и желание помочь.
Во время общего несчастья (когда случаются землетрясения, наводнения и др.) беда становится общей проблемой, которую и надо решать вместе. В таких ситуациях лучшие из нас проявляют настоящий героизм, который становится примером для возрождения общечеловеческих ценностей. Но не каждое доброе дело героическое, и мы не должны ждать глобальных проблем, чтобы проявить сопереживание или оказать помощь. Помогать надо без просьбы, без приглашения, с открытым сердцем, от души. И конечно, бескорыстно. Добрые дела сами себе награда, добрые люди не нуждаются в наградах. Тому я и стараюсь научить своих учеников.
Наша «Умница» занимается благотворительной деятельностью уже несколько лет. В сентябре 2018 года у нас появилась совсем новая возможность делать добро. Мы узнали, что недалеко от нашего городка есть Центр для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оказалось, что центр открыт несколько лет назад, что воспитанники живут в своих семьях, но их каждый день привозят в Центр, в котором они проводят время в разных активностях: пишут, рисуют, занимаются спортом (насколько можно), играют с друзьями… О них заботятся и с ними занимаются специалисты – дефектологи. Ребята, оказалось, самого разного возраста (14 – 18 лет, даже старше). Их около 20 и у них разные проблемы: некоторые из них не видят, другие не слышат, не говорят, не ходят, а у некоторых аутизм. Мы с ребятами в секции решили, что для первой встречи надо подготовить какое-то простое, интересное, забавное занятие, потому что не знали, какие возможности воспитанников в центре, какое их поведение и отношение к незнакомым.
Мы скачали из интернета и распечатали шаблоны матрёшек для раскрашивания. Организовали акцию в школе: собрали сладости, игрушки, школьный прибор, чтобы обрадовать наших новых друзей. Взяли с собой краски, разные украшения (светящиеся звёздочки, прах, бусинки, ленточки). Ещё решили сделать «медали» для наших друзей: распечатали лого секции и прикрепили на них красные и голубые ленточки.
Мы с нашими новыми друзьями рисовали (раскрашивали шаблоны), угощались сладостями, даже устроили мини-концерт. Некоторые из них разговаривали с нами, некоторые остались в своих комнатах, некоторые немножко испугались. Они показали нам свои аккуратные тетради, замечательные рисунки, даже спели нам одну песню. Встретили нас тепло, с радостью, открытые, с улыбками и чистой душой. Когда немного расслабились, работали дружно и весело. Мы обрадовали их мастерской, которую закончили прикреплением двух больших панно в коридоре их «школы». Их радость была нашей наградой!
Так прошла первая встреча нас, обыкновенных с ними «особыми». Они «особые», потому что трудолюбивые, аккуратные, бережны друг к другу. Потому что умеют радоваться, даже если не могут ходить; потому что любознательны, даже если не могут видеть; потому что понимают, даже если не могут говорить! Они настоящие «умницы», которые удивили нас своим духом, радостью, улыбками. Принесли нам заряд позитивной энергии! Некоторые из нас, обычных, сначала испугались, не зная, как надо вести себя рядом с невидящим подростком, как обратиться к мальчику, который не слышит, или к девочке, которая руками закрывает уши, когда услышит громкий звук. Но ребята справились прекрасно, и встреча прошла замечательно!
(Краткое описание с фотографиями доступно на сайте нашей школы (под заглавием «Внеклассная работа»):
http://www.knezsimamarkovic.edu.rs/)
Перед Новым годом мы ещё раз посетили этот центр. Наши друзья пригласили нас на новогодний вечер, на который они подготовили подходящую новогоднюю инсценировку (играли в костюмах людей разных профессий). Их воспитатели вложили огромный труд, они очень долго готовились, выучивая тексты своих ролей, песни. Они устроили настоящий спектакль для гостей, два парня даже сыграли на синтезаторе новогодние песни. Как счастливы они были, когда услышали громкие аплодисменты публики, в которой были их родители и близкие! Гости восхищались тем, что их воспитателям удалось подготовить такой сложный спектакль.
В гости мы приехали с новогодними подарками и с новогодней ёлочкой, которую мы с радостью украсили для них, как символ наших лучших пожеланий, надежды и радости, веры в их счастливое будущее, и как символ нашей дружбы.
У благотворительных активностей секции есть своя история. Первую выставку русских сувениров под названием «Символы России» мы провели в конце 2013 года. Большей частью сувениры изготовили (потом и продавали) ученики: они рисовали, раскрашивали, резали, наклеивали. Благодаря совместной работе и большому труду, помощи родителей, которые помогли в изготовлении и покупке сувениров, мы заработали средства на помощь больному ребёнку. Подробнее можно посмотреть здесь:
/blogs/mira-simeunovich/proektnaja-dejatelnost-v-obucheni-rki-simvoly-rosi.html
Весной 2015 года мы реализовали вторую благотворительную выставку «Символы России 2». Снова мы продавали сувениры (брелоки, календари, блокноты, матрёшки, балалайки, мишки, портреты великих русских, магниты и разные украшения из дерева, бумаги и других материалов) у нас в школе, но и в галерее Культурного центра в соседнем городе. Кроме сувениров, изготовленных учениками, мы в интернете покупали красивые предметы (деревянные ложки, коробки, матрёшки и др.) и продавали их вместе с нашими изделиями. Нам присоединилась одна мастерская своими гончарными изделиями. Эта выставка кратко представлена на адресе:
/blogs/mira-simeunovich/yubilei-pjat-let-ruskoi-sekci-umnica.html
В 2017 мы провели новый большой гуманитарный проект – «Символы России 3» - третью выставку русских сувениров. На этот раз первый этап выставки прошёл в нашей школе, как и раньше. Второй этап – в двух других школах в соседнем городе. Мы с учениками решили продолжить сотрудничество со школами, ученики и коллеги которых раньше приходили на наши концерты и посещали выставки секции. Выставка прошла замечательно! (На слайдах фотографии только этой выставки. Последний слайд – фотографии нашей выставки в других школах.)
Благодаря сотрудничеству с коллегами мы заработали ещё больше, чем раньше и снова помогли лечение одного ребёнка. Я очень горжусь результатами наших благотворительных активностей. У нас были три большие выставки (в 2013, 2015, 2017 г.), каждая из них была гуманитарной, в целом мы заработали 130 000 динаров. Это значит, что более тысячи евро мы вложили в лечение детей. А мы – обычные школьники обычной школы.
Мы с учениками в секции нашли способы развивать неравнодушие, и в каждой генерации моих учеников развивается эмпатия – бесценное гуманное отношение к нуждающимся в помощи. Я очень стараюсь воспитывать у них понятие о том, что есть люди (дети), которым в жизни не повезло и которым надо помочь. А ученики всегда с энтузиазмом приступают к работе, понимая, что нельзя оставить человека в трудную минуту.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Фоторепортаж со школьной выставки. Времена года
Как потратить время с пользой?
Тимуровцы сегодняшнего дня
Фестиваль национальных культур в Мордовии