Проектная деятельность в обучении РКИ: «Символы России»
Проектная деятельность в обучении РКИ: «Символы России»
(Открытый урок в функции подведения итогов проектной деятельности)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Приведём пример урока русского языка как иностранного (в основной школе) с учениками, родным языком которых является сербский язык. Ученики в основной школе в Сербии изучают русский язык как второй иностранный с 5 по 8 класс, причём уровень их владения русским языком А1. Возраст учеников, реализующих этот урок 13-14 лет (7 и 8 кл.). Ученики – члены секции русского языка «Умница», которая постоянно устраивает разновидные мероприятия, цель которых популяризация русского языка между сербскими школьниками. Этот урок устроен на уровне секции, т.е. как часть внеклассных мероприятий, в его подготовке и реализации принимают участие ученики, изучающие русский язык, а присутствуют все желающие: и школьники, и учителя, независимо от того, изучают ли они русский язык или нет.
Русским учителям такой урок может быть интересным для работы в начальных классах, что касается темы урока. Но, проектную деятельность, которая в основе этого урока, нельзя реализовать с учениками того возраста.
Данные об уроке
Предмет: русский язык как второй иностранный Тема урока: «Символы России»
Тема для разработки не выбрана случайно, так как в наших учебных планах и учебниках существуют темы «Традиции и обычаи» и «А вы знали…», в которых предлагаются для чтения и ознакомления данные об истории, культуре и традиции России. Тип урока: Систематизация знаний о символах России с помощью презентации собственной проектной деятельности учеников Цели урока:
Образовательные: усвоение новых знаний о символах и традиции России; повышение уровня общей и личной культуры учеников; усвоение новых языковых (лексических) и страноведческих знаний; мотивирование самостоятельной работы, вместе с готовностью включения в коллективную исследовательскую работу; ознакомление тех, которые не изучают русский язык, с богатой русской традицией.
Воспитательные: формирование положительного отношения к близкой нам русской культуре и традиции (вместе с повышением знаний); развитие у учеников качества личной ответственности; проявление творческих способностей и индивидуальных талантов; воспитание толерантности и способности к эмпатии и гуманном отношении к другим (это качество очень важно и надо его прививать с раннего детства).
Функциональные: расширение сферы применения русского языка как иностранного; применение ИКТ в поиске и обработке информации на неродном языке; совершенствование УУД с помощью умения отличать важное от неважного; развитие умения презентовать на иностранном языке. Учебные средства, условия и материалы, необходимые для реализации урока: школьный актовый зал, компьютер с проектором и полотном для проекции, разработанная учениками презентация. Ученики подготовили тексты о символах русского народа на русском и сербском языках, презентацию с фотографиями символов, которые они сами сделали.
Подготовка:
Подготовка к уроку продолжалась только две недели, потому что мы его организовали впоследствии большой гуманитарной выставки, и этот урок задуман как своеобразная иллюстрация большего проекта, с целью подведения итогов выставки.
Описание подготовки, которая продолжалась две недели:
В течение первой недели ученики разделились на маленькие группы, в каждой группе были три ученика: два из восьмого и один из седьмого класса. На первой неделе ученики должны были сотрудничать, договариваться, распределять обязанности. Здесь они проявили свои организационные умения и языковые знания (чтобы правильно делать выводы из текстов). Эта часть работы учеников протекала дома, в совместной или индивидуальной исследовательской работе. Задачи для каждой группы были:
- найти в интернете (на русских сайтах) тексты о заданных символах, выбрать один из них и выделить самое главное для чтения на уроке
- выбрать фотографии символов, которые сняли на выставке
- определить учеников для презентации каждого из символов (на русском и сербском языке)
В течение второй недели ученики занимались в школе:
- переводили (с помощью учительницы) тексты на родной язык
- готовили слайды для презентации (Microsoft Power Point), выбирая фотографии символов
- придумали вопросы про сувениры на сербском и русском языках (для всех, которые будут на уроке)
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя (информация о проекте, который в основе этого урока).
2. Вступительное слово учеников.
3. Центральная часть урока: представление учениками всех символов, в то время как на слайдах – на полотне идёт презентация.
Ведущий ученик представляет каждый сувенир, задаёт вопросы после каждого слайда. Присутствующие отвечают на вопросы на сербском и / или русском языке. Выбранные (из каждой группы) ученики читают тексты о сувенирах на русском языке, «внутри» каждого слайда тексты на русском и сербском языках, чтобы все присутствующие могли понять, о чём речь идёт.
4. Заключительная часть урока: Эвальвация (анкетирование присутствующих)
Начальная и заключительная части урока продолжаются не более 10 минут каждая, центральная часть – тридцать. (Такие уроки русской секции иногда продолжаются более часа.)
1. Вступительное слово учителя
На этом уроке мы поговорим о русских символах. Те из вас, которые посетили нашу выставку, помнят, как выглядели наши сувениры, а теперь вы узнаете кое-что о них. Наши ребята покажут вам презентацию нашего проекта, и расскажут о тех символах, на основе которых мы выработали сувениры. Потом немножко поговорим о каждом из них и в конце урока вы выполните небольшой тест, чтобы проверить, что вы узнали и запомнили на этом уроке. Ещё мы расскажем о русской секции «Умница», для тех, у которых пока не было возможности побывать на наших мероприятиях.
2. Вступительное слово ученика - ведущего
Сегодня мы представим один из самых больших проектов русской секции «Умница» - гуманитарную выставку «Символы России». Несколько месяцев мы готовились к выставке: думали сначала о том, что символизирует Россию, потом выбрали несколько самых главных (по-нашему) символов. Выбрали те, которые можно выработать «нашими руками» из тех материалов, которые нам доступны (дерево, бумага, пластилин, ткань, пластика…) и украсить их по-нашему. Родители тоже помогли: купили магниты, картон, разные краски, брелоки, деревянные ложки, украшения, карандаши, стаканы. Потом мы занялись украшением (некоторые из нас рисовали и раскрашивали, другие резали предметы из дерева, третьи потом продавали сувениры). Много работы было, наша гуманитарная выставка продолжалась круглую неделю. И главное: от продажи сувениров мы заработали примерно 400 евро и все деньги отдали на лечение девочки, нуждающейся в помощи. Мы очень гордимся таким результатом.
3. Начнём презентацию!
Мы вам сначала расскажем немного про каждый из символов на русском и сербском языках, а потом поговорим.
Слайд 1: Символы России (название темы урока)
Слайд 2: Посмотрите на перечень русских символов, которые мы выбрали
Слайд 3: Государственные символы России
После чтения текста (все тексты о символах в самых слайдах презентации, в то же время и ответы на вопросы ведущего), ведущий задаёт вопросы: У каждого государства есть свои символы. Какие русские? Как выглядит герб РФ? Когда появился герб, когда флаг, а когда гимн РФ? Какие цвета российского флага?
Слайд 4: Самовар
Вопросы ведущего: Какое, по легенде, происхождение самовара? Кто в XVII веке пользовался самоваром, и какая мода способствовала этому? Какие обстоятельства привели к унижению художественной ценности самовара?
Слайд 5: Матрёшка
Ведущий спрашивает: Когда матрёшка появилась в России? Как ещё называется эта кукла? Что она символизирует?
Слайд 6: Русская баня
Присутствующие отвечают на вопросы: Что обозначает слово «баня»? Какие виды бани существуют? Ветки какого дерева можно употреблять в бане и для чего?
Слайд 7: Снегурочка
После прослушивания текста, ведущий спрашивает: Кто Снегурочка? Кем она является? Когда она официально появилась? Как «родилась» Снегурочка?
Слайд 8: Русская тройка
Ведущий задаёт вопросы: Какая была функция первых троек и когда они появились? Из чего состоит тройка? Где проводятся соревнования троек?
Слайд 9: Мишка
Вопросы про мишку: Как Мишка получил своё имя? Мишка – талисман чего? Почему выбрали именно медведя?
Слайд 10: Балалайка
Вопросы: Чем отличается балалайка от гитары? Как появилось название балалайки? Кроме балалайки, какой инструмент является символом России?
Слайд 11: Русский алфавит
Ведущий спрашивает: Когда русские начали пользоваться сегодняшней азбукой? Каких сербских букв нет в русском алфавите, а каких русских нет в сербской азбуке? Как называется наука о русском языке?
Слайд 12: Берёза
Вопросы ведущего: Символом чего является это дерево? Что скрывается в ветках берёзы? Кто написал известные стихи о берёзе, которые мы читали?
Слайд 13: Наши сувениры (внутри главного слайда ещё один, на котором фотографии сувениров. Ведущий объясняет, что эти сувениры можно было купить на нашей выставке, что сами ученики сняли эти фотографии и потом выбрали для презентации.)
Слайд 14: Об «Умнице» Здесь вы увидите фотографии концертов, которые устраивала «Умница» за последние два года. Концерты проводились в нашей школе, но и в больших залах культурных центров. А вот и некоторые детали с выставок нашей секции и других мероприятий. За свою работу «Умница» уже получала такие грамоты и дипломы.
4. Заключительная часть урока
Учитель раздаёт присутствующим тест для эвальвации на русском языке (для учеников) и на сербском (для тех, которые не изучают русский язык). Все отмечают ответы на бумаге. В самом конце учитель читает вопросы, присутствующие высказывают свои ответы, все вместе обсуждают их.
(На самом деле оказалось, что почти все правильно ответили на вопросы.)
Тест для эвальвации
Балалайка, это:
а. национальное блюдо
б. музыкальный инструмент
в. собака
Что представляет самовар?
а. одежду
б. сосуд
в. варенье
Русская тройка, это:
а. отметка в школе
б. конная упряжка
в. вилка
г. треугольник
Сколько букв в русском алфавите?
а. 30
б. 33
в. 43
Какие цвета на флаге России?
а. жёлтый
б. белый
в. синий
г. оранжевый
д. зелёный
е. красный
Кто изображён на гербе посередине двуглавого орла?
а. Пётр 1
б. Иван Грозный
в. Святой Георгий
Какое имя в основе названия матрёшки?
а. Мария
б. Марина
в. Матрёна
Что русские делают в бане?
а. купаются и парятся
б. едят и пьют
в. загорают на солнце
Что символизирует берёза?
а. весну
б. лекарство
в. деревья
Снегурочка в сказке:
а. снежный ком
б. снежинка
в. девушка из снега
Мишка – символ чего?
а. русской зимы
б. Олимпийских игр
в. Животных в Сибири
Какие из этих государственные символы?
а. гимн
б. самовар
в. герб
г. тройка
д. флаг
Тест за евалуацију
Балалајка је:
а. национално руско јело
б. музички инструмент
в. пас
Шта је то самовар?
а. одећа
б. посуда
в. слаткиш
Тројка, то је:
а. оцена у школи
б. коњска запрега
в. врста виљушке
Колико слова има руска азбука?
а. 30
б. 33
в. 43
Које су боје руске заставе (подвуци исправне одговоре)?
а. жута
б. бела
в. плава
г. зелена
д. црвена
е. црна
Ко је представљен на грбу Русије на двоглавом орлу?
а. Петар 1.
б. Иван Грозни
в. Свети Ђорђе
Које име је у основи назива за Матрјошку?
а. Марија
б. Марина
в. Матрјона
Шта руси раде у бањи?
а. купају се и «паре се»
б. једу и пију
в. сунчају се
Шта симболизује бреза?
а. пролеће
б. лек
в. дрвеће
Снегурочка је у бајци:
а. грудва снега
б. пахуљица
в. девојчица од снега
Мишка је симбол:
а. руске зиме
б. Олимпијских игара
в. сибирских животиња
Који од наведених су државни симболи?
а. химна
б. самовар
в. грб
г. тројка
д. застава
Комментарий учителя
В современной школе учителя постоянно в поисках новой методики преподавания, новых учебных материалов, новых способов мотивировать учеников. Настоящий момент требует от нас особых усилий и способностей к самосовершенствованию. Учитель нового времени должен быть готовым к непрерывному самообразованию, научиться мотивировать учеников именно их средствами, интересующими их темами, чтобы сохранить интерес к познанию. Более активное участие в обучении требуется не только от учеников, но и от их учителей. В ходе такого активного учебного взаимодействия учитель постоянно старается выполнять «свои» цели: воспитывать у учеников качества моральности, любознательности, трудолюбия, внушать любовь к предмету. Тенденции современного образа жизни ведут в изоляцию и отчуждение, в отдаление детей от родителей, учащихся от учителей. Внушение новыми способами ученикам любви к традиции (русского с сербским, но и к традиции славянских народов), к поэзии, литературе, истории сохраняет положительные качества детей и способствует развитию чувства патриотизма, принадлежности к народу, православию, краю, семье.
Скачать Проектная деятельность в обучении РКИ: «Символы России»
Очень приятно, что в далекой Сербии изучают школьники русский язык. Ваше внеклассное занятие грамотно выстроено с точки зрения поиска дополнительной о России информации и ее представления с использованием информационно - коммуникационных технологий. Наши страны сближает взаимный интерес к истории, культуре, традициям. Спасибо за популяризацию русского языка!
Здравствуйте, Мира!
Разрешите поздравить Вас с первой удачной публикацией на сайте! С удовольствием читала представленную разработку. Чувствуется с Вашей стороны серьезный подход к конкурсной работе. Ресурс способствует достижению заявленных целей в полной мере.Считаю, что с методической стороны Вы предоставили цельный ресурс с подробным описанием и презентацией. Представленная Вами разработка проектной деятельности, по – моему, всецело соответствует требованиям проекта: есть проблема, планирование исследовательской деятельности учащихся, координирование их работы, самостоятельный поиск информации учащимися, продукт их работы (внешний результат, который можно увидеть, осмыслить). И в итоге ребята презентуют свои работы, рефлексируют. А то, что изучалось Вашими воспитанниками - "Символы России", стало для них полезным. Особенностью проектной технологии является ее четкая структурность. Вы грамотно разделили весь проект на этапы, и есть в разработке описание каждого из них. Вам удалось задействовать не только ребят по максимуму, но и привлечь родителей. Такие мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, повышают авторитет педагога и организации. Эффективная форма организации исследовательской деятельности – работа в мини группах. Ребята учатся вместе достигать цель. А это способствует развитию товарищеской поддержки. Результаты своих изысканий ученики представили в виде благотворительнй выставки, вырученные средства от которой пошли на помощь нуждающейся в лечении девочке.
Очень приятно, что в Сербии педагоги формируют положительное отношение к русской культуре, традициям и символам русского народа.
С удовольствием голосую за Вашу работу (голос №2)!
Мира, желаю Вам удачи в конкурсе! С уважением, Ирина Владимировна.
Уважаемая Ирина Владимировна, я в восторге от Ваших слов! Вы не просто прочитали разработку, но и сделали подробный анализ! Огромное спасибо за внимательный подход! Такой комментарий и ваша оценка, как педагога с большими успехами - драгоценны! Спасибо и успехов Вам!
Здравствуйте, Мира! Очень рада узнать, что и в других странах интересуются русской культурой. Прекрасно, если дети вырастут с чувством дружбы и уважения друг к другу. А Вы, в данном случае - главный проводник. И от того, как Вы преподносите знания, материал, зависит формирование представлений о России у сербских учеников. Примите мой голос!
Здравствуйте, Мира! С большим интересом знакомилась с Вашей публикацией. Меня поразила та глубина, с которой ребята под Вашим руководством отнеслись к изучению русской культуры и традиций. Об этом говорят вопросы, сопровождающие демонстрацию слайдов, на которые ребята готовы дать ответ. Очень тронуло, что результатом такой большой проектной деятельности стало участие в благотворительной акции. Примите мой голос. Успехов Вам!
Мира, здравствуйте! Поздравляю с первой публикацией на сайте! Соглашаюсь с коллегами, Ваш материал тронул до глубины души. Проведена очень большая работа с таким замечательным результатом, спасибо!!! С удовольствием голосую, голос № 6
Здравствуйте, Мира! Имя то у вас о многом говорит. Вы красавица и умница, интересный человек и учитель. Очень интересный урок, завидую вашим ученикам! Удачи вам и крепкого здоровья!
Здравствуйте, Мира! Познакомилась с вашей разработкой. Вы приложили очень много сил, потратили массу времени, использовали свой творческий потенциал, методическое мастерство и ваш труд не пропал даром, он вылился в чудесный урок. Такое занятие расширит и обогатит словарный запас детей. Проектная деятельность в обучении РКИ: «Символы России» составлен методически грамотно. По вашим работам смело можно судить, что вы любите свою профессию и очень много времени отдаете тому, чтобы и дети полюбили сам процесс получения знаний. Спасибо огромное за масштабную работу.Я уверена, что она будет востребована многими педагогами. Примите голос, который я отдаю с большим удовольствием.
Мира! Не перестаю удивляться Вашему профессионализму, творческому подходу к преподаванию русского языка, использованию разнообразных методов и приемов педагогического обучения! Как Вы красиво, грамотно и понятно умеете излагать свои мысли, я буду у Вас учиться. Представлены все этапы проектирования от актуальности проблемы до ее решения и создания нового продукта. Очень интересно представлена историческая справка по символам России, содержательная часть данной темы, много всевозможных заданий и даже разработана практическая часть по изготовлению изделий. Особенно потрясает забота и помощь нуждающейся девочке! Браво, супер! С восхищением голосую!
Здравствуйте, Алевтина Николаевна! Огромное спасибо за положительный отзыв и высокую оценку моей работы! (Кстати, это была не единственная наша выставка гуманитарного характера.) Очень признательна за Ваше внимание! Желаю успехов! С уважением, Мира.
Мира, вы добились в своей работе высоких результатов,что удаётся не всем,спасибо за мастерство и профессионализм,патриотическое направление в работе,очень трудной, редко используемой.Голос.