«Читать не вредно» - проект секции русского языка для старшеклассников
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Предмет: русский язык как второй иностранный
Возраст учеников: 8 класс (14 лет)
Тип проекта: исследовательский
Назначение: материал может быть интересным учителям основной школы, преподавателям литературы и всем любознательным педагогам, желающим узнать, как обучают русскому языку и культуре нерусских школьников.
Цель урока: показать результаты исследования о местных библиотеках.
Задачи: -
Познавательно-развивающие: развивать умение поиска, анализа, систематизации информации с целью выделить самое главное; совершенствовать исследовательские способности и творческий потенциал учащихся; ознакомить школьников со стихами и рассказами великих русских писателей; -
Воспитательные: формировать сознание о необходимости чтения и о значении книг для образования в целом; развивать уважительное отношение, также любовь к русскому языку и литературе; воспитывать патриотизм и любовь к родному краю.
Описание: Второго апреля отмечается Международный день детской книги. По поводу праздника мы с членами секции «Умница» решили провести уникальный в нашей школе проект. Мы с ребятами из восьмого класса договорились провести исследование о библиотеках в нашем городке. Не только о публичных библиотеках (таких только две), а исследовать и другие места / учреждения и узнать, какие книги там есть. Нашим особым интересом являлись факты о русской литературе, которая есть не только в библиотеках, но и в домах наших школьников.
Подготовка: Работа на проекте началась в первые дни марта 2019 года, когда собрались ученики трёх восьмых классов (8-2, 8-3, и 8-4). Мы с ними договорились о каждой части и каждом этапе проекта:
- исследование: определить, затем посетить библиотеки и учреждения;
- обработка материала: выбрать фотоматериал и выполнить презентации;
- чтение: сделать подборку материала для чтения и определить чтецов.
Мы договорились и о следующем:
- составить опрос для учеников о том, какие книги в их семейных библиотеках, провести опрос и сделать выводы;
- обеспечить помещение и условия для проведения литературного вечера (украсить панно, показать книги русских авторов на русском языке…).
Ход проекта
Мы задумали провести исследование и (по окончанию) показать результаты на литературном вечере. Трёхчленные команды восьмиклассников посетили десять учреждений. Взяли с собой анкеты с вопросами, которые мы составили для библиотекарей (вопросы были следующие: сколько книг в библиотеке; какие это книги; сколько читателей; есть ли литература на русском языке и литература русских писателей; сколько пользователей библиотеки…). Ребята разговаривали с библиотекарями и служащими, фотографировали, снимали интервью или записывали информацию.
1. Начали, конечно, со школ. Наши команды посетили школьные библиотеки в нашей школе
(ОШ «Кнез Сима Маркович») и в
ОШ «Павле Попович». Школьными библиотеками пользуются ученики возраста 7 – 14 лет (с 1 по 8 класс), учителя тоже. Библиотекари пользуются современной техникой – данные о книгах и читателях хранят в компьютерах.
2. Затем восьмиклассники посетили две публичные (общедоступные) библиотеки:
«Йован Дучич» и
«Бранко Чопич». Обе библиотеки названы именами великих сербских писателей. Обе сотрудничают со школами, стараются привлечь детей в чудесный, бескрайний мир книги.
3. В единственной Средней школе ребят встретила библиотекарь, открыла для них новые книжные шкафы и показала им книги, особенно подчёркивая русских авторов (как мы и просили в анкете). Очень приятно было узнать, что их школьники (возраста 15 – 18 лет) читают разные книги русских писателей. Другая команда отправилась в Дошкольное учреждение. Им тоже было интересно посмотреть на книги для малышей и их воспитателей.
4. Наши ребята посетили местную церковь, в которой узнали (из нового угла) об особой связи русского с сербским народом. Одна из команд посетила Муниципальный архив, в котором не нашли книг, но зато узнали новые, интересные факты.
5. Среди разных учреждений, которые нас интересовали, была и местная поликлиника. Хотелось узнать, есть ли у врачей какая-нибудь библиотека. Одна из наших команд зашла в местный Культурный центр. Вот, что они там узнали:
Литературный вечер
На литературном вечере, который мы устроили в самом финале проекта (2 апреля), ученики читали стихи и тексты на сербском и русском языках. Мы решили показать лучшие примеры (согласно возрасту школьников) русской литературы. Вот что читали: С. Есенин «Письмо матери»; А. Пушкин «Я Вас любил»; А. Чехов «Смерть чиновника» (отрывки); К. Симонов «Жди меня»; А. Пушкин «Письмо Татьяны Онегину» (отрывок); афоризмы о чтении и книгах.
Эти стихи (и рассказ) являются частью школьной программы для учеников основных или средних школ в Сербии. Ещё в средних школах ученики читают объёмные произведения Толстого и Достоевского. (Официальные списки показаны на слайдах.)
В проекте участвовали около 30 учеников: восьмиклассники провели исследование, сделали презентации, представили результаты исследования на литературном вечере. Младшие ученики читали афоризмы, украшали зал и пели в начале и в конце программы: народную песню «Виновата ли я» и «Хоть поверьте» (из сказки «Золушка»).
На вечере представлены и результаты опроса родителей: участвовали почти 100 родителей и каждый из них читал книги русских писателей. Очень приятно было узнать, что в каждом доме есть что-то из русской литературы (в основном классика), что в каждой семье есть члены библиотек, что все родители считают чтение абсолютно необходимым для правильного развития детей.
Вот некоторые из афоризмов, которые мы читали тоже на русском и сербском языках:
«Читать нужно каждому. Будь книга плохая или хорошая, она несёт пользу. Плохая книга побуждает ценить хорошую, а хорошая помогает увидеть плохое в себе.»
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней – память человеческого рода, она – рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей.»
«Одни книги надо изучать, читать повторно, читать для удовольствия. С другими надо только знакомиться, знать, что они есть. С третьими и знакомиться не надо. Не следует гоняться за модным чтением. Мода быстро выходит из моды.»
Спасибо за просмотр! Хороших Вам книг!
Рекомендуем посмотреть:
Творческий мини-проект в 5 классе по русскому языку с презентацией (ФГОС ООО)
Проект по русскому языку с презентацией, 2 класс