Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект секции русского языка для старшеклассников

«Читать не вредно» - проект секции русского языка для старшеклассников
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Предмет: русский язык как второй иностранный
Возраст учеников: 8 класс (14 лет)
Тип проекта: исследовательский
Назначение: материал может быть интересным учителям основной школы, преподавателям литературы и всем любознательным педагогам, желающим узнать, как обучают русскому языку и культуре нерусских школьников.
Цель урока: показать результаты исследования о местных библиотеках.

Задачи: - Познавательно-развивающие: развивать умение поиска, анализа, систематизации информации с целью выделить самое главное; совершенствовать исследовательские способности и творческий потенциал учащихся; ознакомить школьников со стихами и рассказами великих русских писателей; - Воспитательные: формировать сознание о необходимости чтения и о значении книг для образования в целом; развивать уважительное отношение, также любовь к русскому языку и литературе; воспитывать патриотизм и любовь к родному краю.
Описание: Второго апреля отмечается Международный день детской книги. По поводу праздника мы с членами секции «Умница» решили провести уникальный в нашей школе проект. Мы с ребятами из восьмого класса договорились провести исследование о библиотеках в нашем городке. Не только о публичных библиотеках (таких только две), а исследовать и другие места / учреждения и узнать, какие книги там есть. Нашим особым интересом являлись факты о русской литературе, которая есть не только в библиотеках, но и в домах наших школьников.
Подготовка: Работа на проекте началась в первые дни марта 2019 года, когда собрались ученики трёх восьмых классов (8-2, 8-3, и 8-4). Мы с ними договорились о каждой части и каждом этапе проекта:
- исследование: определить, затем посетить библиотеки и учреждения;
- обработка материала: выбрать фотоматериал и выполнить презентации;
- чтение: сделать подборку материала для чтения и определить чтецов.
Мы договорились и о следующем:
- составить опрос для учеников о том, какие книги в их семейных библиотеках, провести опрос и сделать выводы;
- обеспечить помещение и условия для проведения литературного вечера (украсить панно, показать книги русских авторов на русском языке…).

Ход проекта
Мы задумали провести исследование и (по окончанию) показать результаты на литературном вечере. Трёхчленные команды восьмиклассников посетили десять учреждений. Взяли с собой анкеты с вопросами, которые мы составили для библиотекарей (вопросы были следующие: сколько книг в библиотеке; какие это книги; сколько читателей; есть ли литература на русском языке и литература русских писателей; сколько пользователей библиотеки…). Ребята разговаривали с библиотекарями и служащими, фотографировали, снимали интервью или записывали информацию.

1. Начали, конечно, со школ. Наши команды посетили школьные библиотеки в нашей школе (ОШ «Кнез Сима Маркович») и в ОШ «Павле Попович». Школьными библиотеками пользуются ученики возраста 7 – 14 лет (с 1 по 8 класс), учителя тоже. Библиотекари пользуются современной техникой – данные о книгах и читателях хранят в компьютерах.



2. Затем восьмиклассники посетили две публичные (общедоступные) библиотеки: «Йован Дучич» и «Бранко Чопич». Обе библиотеки названы именами великих сербских писателей. Обе сотрудничают со школами, стараются привлечь детей в чудесный, бескрайний мир книги.



3. В единственной Средней школе ребят встретила библиотекарь, открыла для них новые книжные шкафы и показала им книги, особенно подчёркивая русских авторов (как мы и просили в анкете). Очень приятно было узнать, что их школьники (возраста 15 – 18 лет) читают разные книги русских писателей. Другая команда отправилась в Дошкольное учреждение. Им тоже было интересно посмотреть на книги для малышей и их воспитателей.



4. Наши ребята посетили местную церковь, в которой узнали (из нового угла) об особой связи русского с сербским народом. Одна из команд посетила Муниципальный архив, в котором не нашли книг, но зато узнали новые, интересные факты.



5. Среди разных учреждений, которые нас интересовали, была и местная поликлиника. Хотелось узнать, есть ли у врачей какая-нибудь библиотека. Одна из наших команд зашла в местный Культурный центр. Вот, что они там узнали:


Литературный вечер
На литературном вечере, который мы устроили в самом финале проекта (2 апреля), ученики читали стихи и тексты на сербском и русском языках. Мы решили показать лучшие примеры (согласно возрасту школьников) русской литературы. Вот что читали: С. Есенин «Письмо матери»; А. Пушкин «Я Вас любил»; А. Чехов «Смерть чиновника» (отрывки); К. Симонов «Жди меня»; А. Пушкин «Письмо Татьяны Онегину» (отрывок); афоризмы о чтении и книгах.
Эти стихи (и рассказ) являются частью школьной программы для учеников основных или средних школ в Сербии. Ещё в средних школах ученики читают объёмные произведения Толстого и Достоевского. (Официальные списки показаны на слайдах.)


В проекте участвовали около 30 учеников: восьмиклассники провели исследование, сделали презентации, представили результаты исследования на литературном вечере. Младшие ученики читали афоризмы, украшали зал и пели в начале и в конце программы: народную песню «Виновата ли я» и «Хоть поверьте» (из сказки «Золушка»).
На вечере представлены и результаты опроса родителей: участвовали почти 100 родителей и каждый из них читал книги русских писателей. Очень приятно было узнать, что в каждом доме есть что-то из русской литературы (в основном классика), что в каждой семье есть члены библиотек, что все родители считают чтение абсолютно необходимым для правильного развития детей.

Вот некоторые из афоризмов, которые мы читали тоже на русском и сербском языках:
«Читать нужно каждому. Будь книга плохая или хорошая, она несёт пользу. Плохая книга побуждает ценить хорошую, а хорошая помогает увидеть плохое в себе.»
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней – память человеческого рода, она – рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей.»
«Одни книги надо изучать, читать повторно, читать для удовольствия. С другими надо только знакомиться, знать, что они есть. С третьими и знакомиться не надо. Не следует гоняться за модным чтением. Мода быстро выходит из моды.»


Спасибо за просмотр! Хороших Вам книг!

Рекомендуем посмотреть:

Творческий мини-проект в 5 классе по русскому языку с презентацией (ФГОС ООО) Проект по русскому языку с презентацией, 2 класс
Интеллектуальная игра - викторина с ответами и презентацией для школьников 8 класса | Игра викторина по русскому языку с ответами и презентацией, 5 класс
Опубликовано: 1761 день назад (2 июня 2019)
Просмотров: 1150
+6
Голосов: 6
Ольга Андреевна Ильичева # 3 июня 2019 в 12:51 +2
Здравствуйте, Мира! Отличный проект получился у Вас! Читать действительно не вредно, а очень полезно! Спасибо за Вашу просветительскую работу! Желаю вам успехов в дальнейшей работе! Примите мой голос!
Мира Симеунович # 6 июня 2019 в 19:25 +2
Здравствуйте, Ольга Андреевна! Большое спасибо за интерес и позитивный комментарий! Очень приятно! Успехов Вам и всего доброго! С уважением, Мира.
Ирина Николаевна Кириллова # 7 июня 2019 в 22:11 +2
Добрый вечер, Мира! Динамичная, насыщенная исследовательская работа получилась у Вас в форме проекта, где дети совершенствовали свои исследовательские способности и творческий потенциал. А главное: любовь к литературе (не только к русской), к русскому языку, к чтению. Желаю удачи! Примите голос!
Мира Симеунович # 12 июня 2019 в 18:56 +1
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Благодарю Вас за внимание и позитивный комментарий! Творческих Вам успехов! С уважением, Мира.
Елена Юрьевна Деришева # 13 июня 2019 в 16:18 +2
Замечательный проект. Успехов! Голос.
Мира Симеунович # 14 июля 2019 в 20:13 0
Большое спасибо, Елена Юрьевна, за внимание и комментарий! С уважением, Мира.
Вера Владимировна Мухамадеева # 20 июня 2019 в 18:29 +2
Мира, здравствуйте. С Вашей публикацией познакомилась более двух недель назад, только сейчас нашла время выразить своё восхищение. Я до сих пор под впечатлением, это как параллельная вселенная. Все то, на чем мы выросли, что считали впоследствии обыденным, "нашенским", все это читают в других странах, люди, по сути, говоря с другим менталитетом, складом жизни. Все это написано для них в книжках, только другими буквами. В принципе не в этом суть. Я думаю все гораздо проще: классики описывают человеческую жизнь, страдания, радости, взлеты и падения. И уже не важна национальность, культурная принадлежность, все у людей одинаково - если больно, плачут; если радостно смеются. Спасибо за то, что заставляете об этом всем рассуждать, для педагогов полезно.
Совершенно сразил Толстой со своим РАТ и МИРОМ. У Пушкина есть такой персонаж Ратмир, приятель-соперник Руслана. Очень его люблю. Это по нашему, нагуляться вдоволь, потом, к закату лет, перебраться под теплое крылышко своей пастушки и успокоится на этом. Я думаю это лучший поведенческий алгоритм, описанный в литературе.
Всего Вам доброго. Удачи.
Мира Симеунович # 21 июля 2019 в 21:46 +1
Вера Владимировна, добрый вечер! Я Вам очень благодарна за такой откровенный, душевный комментарий! Да, в книжках всё написано, и необходимо донести до детей этот факт и сделать так, чтобы они полюбили чтение. А русская классика - это именно те общечеловеческие качества, о которых Вы сказали. Там всё написано о / для всех нас. (Мне как-то особенно приятно, что она именно русская, и что она самая глубокая, самая умная, самая ценная в мире!)
Огромное Вам спасибо за внимание и отзыв! С уважением, Мира.
Валентина Николаевна Матвиенко # 10 июля 2019 в 23:17 +12
Мира, спасибо за замечательный проект "Читать не вредно." Под Вашим руководством проведена интересная исследовательская работа! Самое ценное в этом проекте то, что ВЫ помогаете молодому поколению осознать роль книг в жизни человека, осознать их значение для образования и воспитания. И конечно же, Вы прививаете уважительное отношение к русской культуре, любовь к русскому языку и литературе! Вдохновения! Успехов! Всего доброго!
Мира Симеунович # 21 июля 2019 в 21:52 +2
Добрый вечер, Валентина Николаевна. Благодарю Вас за интерес к моей работе! Очень приятны и очень важны мне, как нерусскому, такие позитивные отзывы коллег! То, что Вы заметили, я считаю самыми главными задачами в своей работе: прививать любовь и уважение к русскому языку, культуре, литературе. Большое спасибо! Творческих Вам успехов! С уважением, Мира.
Елена Васильевна Бычкова # 15 июля 2019 в 03:27 +1
Мира, доброго времени суток! Вот ещё одна серьёзная публикация - проект "Читать не вредно", который стал частью литературного месячника, завершившегося Литературным вечером. Проделана большая, результативная работа. Очевидно, что ваши ученики являются одним целым с Вами.
Мира Симеунович # 21 июля 2019 в 21:54 +1
Здравствуйте, Елена Васильевна! Спасибо, что зашли ознакомиться с нашим проектом! Мне очень приятно! Всего Вам самого лучшего! С уважением, Мира.
Людмила Александровна Козырева # 1 августа 2019 в 00:49 +2
Здравствуйте. Очень интересный и полезный проект, который показывает , насколько близки наши народы и по культуре, и по вере. Хорошо, что Вы с детьми одновременно исследовали и русскую литературу и то, как воспринимают ее в родной Сербии. Было очень отрадно узнать, что у вас любят и читают наши лучшие книги, а это говорит о многом, о близости культуры. О близости веры я узнала из рассказов родственника, который с нашим священником привозили к вам икону Божией Матери "Аз есть с вами, никто же на вы", когда у вас тоже были нелегкие времена. С тех пор у меня хранятся маленькие подарки из монастырей, миниатюрный сербский флаг и теплые воспоминания от услышанных впечатлений.
Если у вас,как показал Ваш проект, есть библиотеки и русские книги, значит это востребовано и люди интересуются и читают, что само по себе очень хорошо, значит мы духовно понимаем друг друга. Многое для этого, конечно же делаете и Вы, Мира, своим трудом. Желаю Вам творческих успехов в Вашей работе с детьми.Голос.
Мира Симеунович # 5 августа 2019 в 22:31 +1
Добрый вечер, Людмила Александровна! Очень приятно читать такие слова! Огромное спасибо за внимание и понимание! Рада услышать, что у Вас есть такая тёплая и трогательная связь со Сербией, хотя из тех сложных времён.
Что касается русских книг в Сербии, у нас просто подразумевается, что в каждом доме, в каждой семье есть книги русских авторов. Это и подтверждение близости, и хороших традиций, и общего прошлого, и понимания.
Благодарю Вас за интерес! Всего Вам самого лучшего! С уважением, Мира.