Методические рекомендации "Занятие - как основная организационная форма обучения в дополнительном образовании"
К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как типы, структура занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.
Типы занятий
1. вводное занятие;
2. практическое занятие;
3. занятие по систематизации и обобщению знаний;
4. комбинированное занятие
5. итоговое занятие
Методы обучения
1. Словесные методы: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация
2. Наглядные методы: иллюстрации: (плакаты, картины, зарисовки и прочее;)
метод демонстраций: демонстрацией приборов, технических установок, химических опытов и прочего
3. Практические (практическая работа, самостоятельная практическая работа)
4. Методы проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, поиск и решение проблемы обучающимся)
Структура занятия
Примерная структура занятия в системе дополнительного образования включает в себя следующие этапы:
1. Организация начала занятия
1) Приветствие и проверка присутствующих;
2) Активация необходимых знаний (актуализация знаний)
3) Постановка цели и задач занятия (мотивация)
2. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом)
3. Практическая часть (первичное закрепление навыков) Рекомендации для самостоятельной работы.
4. Проверка первичного усвоения знаний
5. Выводы по занятию (подведение итогов работы);
6. Рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме), анализ типичных ошибок);
Современные педагогические технологи в дополнительном образовании детей:
• информационно-коммуникативная;
• личностно-ориентированная;
• коммуникативная технология;
• игровые технологии;
• проектные технологии;
• здоровьесберегающая технология;
• технологии развивающего обучения
Для постановки обучающих задач рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
• познакомить обучающихся с материалом
• изучить
• закрепить
• усвоить понятия
• формировать умения
• дать определение,
• проиллюстрировать,
• повторить
• выполнить,
• систематизировать
• обобщить
• уточнить
Для постановки обучающих задач рекомендуется использовать глаголы:
• Обеспечить развитие,
• способствовать формированию умений,
• развивать глазомер,
• развивать мелкую моторику рук,
• развивать умение
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательных задач:
• вызвать интерес,
• пробудить любознательность,
• пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
• побудить обучающихся к активности,
• выразить свое отношение…
• прививать, укреплять… навыки.
• создать (или обеспечить) условия
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании. Игрушка Кошка из ткани
Конспект внеурочного занятия "Времена года" для детей начальной школы
Образовательный кейс "Анатомия предмета" для учащихся 5-6 классов