Проект по толерантности во второй младшей группе ДОО
Автор: Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии №1503 города Москвы (СП ДО 1964)
Описание: Материал может заинтересовать воспитателей, преподавателей учреждений дополнительного и начального образования.
Данный проект был проведён с детьми младшей группы, так как самые маленькие дети являются первым звеном с которого следует начинать закладывать зачатки толерантного сознания. Я считаю, что с младшей группы, воспитывая доброжелательное отношение друг к другу; раскрывая детям понятие чувства радости и грусти; знакомя ребят с традициями своего народа, мы постепенно подводим малышей к следующей ступени среднего дошкольного возраста, где будет продолжаться работа по воспитанию толерантного сознания в более глубоких понятиях, как знакомство с различными национальностями, с традициями разных народов. Считаю главной задачей, стоящей перед детьми младшей группы – понять, кто мы такие, какие мы разные и одинаковые, в первую очередь, познакомиться с традициями русского народа. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков-славян, понять их обычаи и традиции.
Так как дети ещё маленькие, возраст от 3 до 4 лет, я в очень доступной для детей форме давала понятие, как жили люди в старину и, как живут сейчас. Мы с детьми прочувствовали яркое выражение наследия русичей. Ведь бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Дети сначала должны проникнуться укладом жизни своей Родины, только после этого можно начинать знакомить детей с укладом жизни других народов.
Меняются времена, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви и красоте.
Предварительная работа:
Посещение детьми выставки изделий народного искусства в здании ДОО.
Проведение тематических дней: «День в Простоквашино», «В гостях у самовара-Самоваровича», «В кругу матрёшкиных подруг».
Вид проекта: комплексный, долгосрочный, групповой.
Цель:
Обеспечение достижения единства образовательных задач и преемственности в воспитании толерантности на протяжении всего дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать у детей целостную картину мира.
Формирование положительных эмоций через улыбку (представление о радости).
Расширять представления детей о поступках, которые приносят радость.
Формировать у детей умения находить способы вызвать улыбку и подарить хорошее настроение.
Расширять представления детей об эмоции грусть.
Развивать активный словарь детей (слова, обозначающие эмоциональные состояния, старинные слова).
Развивать и совершенствовать умения детей понимать свои и чужие эмоции.
Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств на основе колыбельных, знакомить с русским фольклором.
Побуждать детей проявлять познавательную, творческую активность.
Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.
Воздействовать на духовное развитие ребёнка, на формирование патриотических чувств.
Воспитывать уважение к труду мастеров.
Формы работы:
Интерактивные занятия (игры-путешествия, игры-открытия).
Познавательные беседы.
Предпраздничные посиделки с разучиванием песен, игр, хороводов, изготовлением предметов.
Оформление выставок в группе, где участвуют творческие работы детей.
Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.
Работа с родителями.
Свободная деятельность детей.
Критерии мониторинга:
Дети должны понимать значение слов: изба, хозяйка, колыбельная, радость, грусть.
Иметь представление: о русской народной игрушке-матрёшке; о предметах старинного быта: самовар, лавка; о предметах рукотворного мира: варежки, рукавичка, перчатки.
Эмоционально воспринимать малые фольклорные формы: потешки, песенки, колыбельные.
План работы:
Оповещение родителей о старте тематического проекта.
Знакомство с русской избой и её обитателями (кот Васька).
Знакомство с историей самовара.
Знакомство с народной игрушкой – Матрёшкой. Интерактивное путешествие в Московский музей Матрёшки.
Знакомство с предметами рукотворного мира: пряжа, клубок, варежки, перчатки.
Знакомство с русским народным праздником Масленица.
Знакомство с русским народным фольклором.
Ход проекта
Приглашение родителей принять участие в проекте.
Посещение детей комнаты в ДОО, оборудованной, как уголок русской избы.
Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино», где демонстрируется русская изба с русской печкой, на которой Шарик сидит и греется, также дети могут увидеть кочергу, которой кот Матроскин намахивается на Шарика и скамью.
Учим потешку «Как у нашего кота»
Словарная работа: изба, скамья, печь, кочерга.
Посмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино» (пьют чай из самовара).
Ознакомление с самоваром строится на его сходстве с чайником и отличии от него.
Самовар-птица-жар!
Кран открывается, чай наливается!
Отгадывание загадки: у носатого у Фоки постоянно руки в боки. Фока воду кипятит и как зеркало блестит.
Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»
В ходе игры обращаем внимание на настроение куклы (кукла радуется, кукле грустно). Разбираем различные ситуации, прослеживаем, как меняется настроение куклы.
Дети ищут способы развеселить свою гостью куклу.
Упражнение «Кто как радуется»
Игра-открытие «Я радуюсь, когда…»
Сло
варная работа: радость, грусть.
Расширяем представление детей о поступках, которые приносят радость.
Физминутка на стихотворение С. Я. Маршака
К солнышку потянулись,
Лучик взяли, к сердцу прижали и улыбнулись!
Игра-открытие «Мне грустно, когда…»
Самостоятельная деятельность детей: игры с куклами.
Рассматривание народных игрушек (дымковская игрушка и матрёшка).
Знакомство детей с промыслами, обыгрывание народных игрушек.
Художественно-эстетическое развитие: изображение дымковских узоров.
На весь мир известна наша русская кукла-матрёшка, сделанная их дерева.
Дети побывали в интерактивном Московском музее Матрёшек.
Словарная работа: матрёшка, расписная, народная, деревянная.
Продуктивная деятельность: разукрашиваем силуэты матрёшек.
Использование всех видов фольклора: песенки, потешки, пословицы, хороводы и другое. Рекомендую автора Валентин Дмитриевич Берестов «Матрёшкины потешки».
Самостоятельная деятельность детей: игры с куклами-матрёшками.
Дети рассматривают маток пряжи и варежки.
Беседа о том, как вяжутся варежки.
Продуктивная деятельность: украшение рукавички.
Чтение русской народной сказки «Рукавичка».
Беседа по прочитанному (выявление сходства сказки «Рукавичка» со сказкой «Теремок».
Театрализованная деятельность детей (обыгрывание сказки «Теремок»).
Самостоятельная деятельность детей в театрализованном уголке.
Разучивание русской народной игры-хоровода «Три весёлых братца»
Три веселых братца гуляли по двору.
Три веселых братца затеяли игру.
Делали головками: ник – ник - ник,
Пальчиками ловкими: чик – чик - чик.
Хлопали ладошками: хлоп – хлоп - хлоп.
Топотали ножками: топ – топ - топ.
Знакомство с русским народным праздником «Масленица»
Разучивание песни «Как на Масляной неделе мы блиночков захотели! Ой, блины, юлины, блины, вы, блиночки мои!»
Проведение мероприятия с родителями (родители подготовили игры, потешки, устроили чаепитие с блинами).
Разучивание стихотворения В. Берестова «О чём поют воробушки?»
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
-Мы выжили! Мы дожили!
-Мы живы! Живы мы!
Игра «Воробушки и автомобиль»
Хоровод «Каравай»
Игра-путешествие «В гости к Хрюше и Степашке»
Прослушивание колыбельной песни ««Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского).
Беседа о колыбельных песнях. Прослушивание колыбельных:
«Спи, моя радость, усни!» (слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта), «Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка»), «Колыбельная для мамы» (И. Черницкая).
Словарная работа: колыбель, люлька, зыбка, кровать.
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Разучивание колыбельной «Спи, моя радость, усни».
НОД «Ориентировка во времени: день-ночь»
Чтение «Мой день» В. Борисов
Беседа на тему «Какое бывает настроение?»
Дети изображают смайлики с разными настроениями.
Организация выставки детских работ (беседа об эмоциональных состояниях, выраженных изображёнными смайликами).
На прогулке дети своими силуэтами изображают смайлики.
Большое внимание уделяем чтению русских народных сказок и сказок других народов, ведь сказка – символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках.
В заключении хочется привести слова В.А. Сухомлинского:
«Сказка – это зернышко из которого прорастёт эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
Рекомендуем посмотреть:
Неделя толерантности в детском саду
Конспект НОД в старшей группе детского сада. Жители планеты Земля