Беседы с детьми 5-7 лет на тему «Зима-чародейка»
Беседа на тему «Пришла зима»
Пришла зима. Дни стали короткими, а ночи — длинными. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Деревья и кусты зимой погружаются в глубокий сон. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Люди надели теплую одежду: пальто, шубы, шапки, варежки, зимние сапоги или валенки. Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, сне- гокатах, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из снега.
Предложите детям подумать, о чем можно сказать «зимний»? (День, вечер, лес, сад, снег, иней, каток, пруд.) «Зимняя»? (Погода, туча, метель, вьюга, пурга.)
«Зимнее»? (Настроение, солнце, небо, утро, окно.) Обсудите смысл русской народной пословицы: «Зимний денек — воробьиный скок». У зимних месяцев были очень красивые названия: ознобень, лютовей, лютень, студень, просинец, вьюговей. Предложите придумать красивые слова-определения к слову «зима» (Волшебница, кудесница, кружевница, красавица, чародейка.) Какая бывает зима? (Морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, веселая, злая, студеная, длинная.) Попросите подобрать родственные слова к слову «зима» — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые. Зимой ночь длинная, а день... (короткий); снег белый, а асфальт ... (черный); зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).
Зима слывет удалой и задорной, так как румянит, молодит людей, понукает их к проворству в работе. Славится она гуляньями, играми, забавами. Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов - сочинять музыку, поэтов — стихи.
Снежным веником кругом
Чистит тропки и дорожки,
И хрустальным утюгом
Речке гладит льды-одежки. (Зима-хозяюшка )
В.А. Шипунова «Зимний сад»
В зимнем солнечном саду
По тропинке я иду,
Ночью тут Мороз гулял
И немножко колдовал.
Сад сверкает и блестит —
Белым бархатом укрыт,
Мелким жемчугом увит,
Светлым серебром расшит.
В шубки елочки рядятся,
Зайцы у пенька резвятся,
Белка хвостиком пушистым
Заметает снег искристый.
На березах огоньки —
Прилетели снегирьки...
Приходите прогуляться —
Красотой полюбоваться!
Беседа на тему «Кружевные снежинки. Иней серебристый»
Одна из главных примет зимы — с неба падает снег. Попросите детей подумать, почему зимой идет снег, а не дождь?
(Зимой, когда холодно, капельки воды в тучах на небе замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой — снег.)
Полюбуйтесь на снежинки. Они блестят на солнце, как алмазы, и переливаются всеми цветами радуги. Почему?
(Снежинки состоят из мельчайших ледяных кристалликов.)
Предложите детям поймать на варежку или рукав несколько снежинок и внимательно рассмотреть их форму. Пусть дети убедятся, какие снежинки разные — одна красивее другой! Вот лучистая звездочка, а вот чудесный цветок с шестью лепестками, пластинчатый ежик, ажурная снежинка-сережка, звездчатая батарея, игольчатая батарея, крохотная серебристая пушинка, сияющий бисер, жемчужная бусина... Если есть возможность, рассмотрите снежинки через лупу. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне.
Пусть дети постараются найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядят, а затем по памяти воспроизвести их на бумаге (в виде рисунка или аппликации).
Расскажите о том, как в зависимости от погоды меняется форма снежинок. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие твердые шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» (если посмотреть на такие снежинки через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок. Они долго кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю, танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер забавляется со снежинками, играет.
Попросите придумать определения к слову «снежинки». Какие они? (Белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, кружевные, холодные.) Что могут делать снежинки? (Летать, кружиться, виться, танцевать, порхать...) Что произойдет, если снять варежку и снежинка упадет на ладошку? На лицо? Где же она? (Растаяла.) Во что превратилась? (В капельку.) А почему на варежке не таяла? (Варежка холодная, а ладонь теплая.)
Предложите детям внимательно рассмотреть иней и изморозь на деревьях, кристаллики льда, из которых они состоят. Иней бывает, когда после теплой погоды ударит мороз и на предметах осядут пары воздуха в виде кристаллов снега. Изморозь — когда после холодной погоды наступает тепло. Дети устанавливают, чем отличается иней от изморози: изморозь бывает с одной стороны предметов, а иней покрывает предмет со всех сторон. Что мы можем сказать про иней, какой он? (Пушистый, блестящий на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый). Прикоснемся ладошкой к ветке, покрытой бахромой инея. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? Обязательно обратите внимание ребят на то, как красиво выглядят деревья, покрытые инеем. Легкой пуховой цепью окутаны и опутаны ветви деревьев, кустарников. Деревья замерли, как сказочные исполины. Кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Их тонкие ветви с белой бахромой похожи на узорное вязание, созданное каким-то сказочным чародеем. Они будто появились из волшебного королевства. Пусть дети попробуют описать это королевство. Кто в нем живет? Кто «заморозил» деревья? Какое дерево, куст или ветка особенно нравится детям? Попросите придумать сказку о волшебном королевстве и волшебных деревьях. Можно предложить детям проверить народные приметы. Например, если ночью на деревьях появился иней, то днем снег не выпадет; если снег идет большими хлопьями — к ненастью и мокроте.
Звездочка лучистая,
Легкая, пушистая
Кружится, летает,
На ладошке тает. (Снежинка )
Он сияет, серебрится
И на солнышке искрится,
Белоснежной бахромой
Украшает лес зимой. (Иней)
В.А. Шипунова «Снежинки»
За окошком темным —
Чудо из чудес —
Белые снежинки
Падают с небес.
Под луною полной
Зимний тихий лес
Запорошен снегом,
Весь под ним исчез.
Лучики и звезды
В тонких паутинках —
Ночью новогодней
Падают снежинки.
В.А. Шипунова «Снежинки на рукавичках»
Две снежинки, две сестрички
Над ладошкой кружатся,
Мне легли на рукавички
Серебристым кружевцем.
Отнесу их бабушке —
Пусть мне вышьет варежки.
...У меня на рукавичках —
Две снежинки, две сестрички.
Беседа на тему «Снегопад, пороша, сугробы, наст»
Зимой бывают дни, когда снег падает сплошной пеленой — это снегопад. Пороша — снег, идущий в безветрие, а поэтому покрывающий землю ровно, как шаль. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. Детям интересно будет узнать, сколько было снегопадов. Для этого надо сделать срез лопатой и по темным полосам, которые образуются после каждого снегопада, сосчитать их количество. Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. Глубокие, чистые лежат сугробы, словно сказочные серебряные замки, выросшие за ночь под деревьями, у кустов, на тропинках. Под скользящими утренними лучами солнца снег на них вспыхивает и блестит ослепительной красой, искрится и переливается всеми цветами радуги. Любуясь красотой высоких сугробов, подумайте, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром). Сколько сугробов в вашем дворе? Какой сугроб самый высокий? Самый маленький? Кто собрал снег в сугробы?

У эскимосов существует 24 слова, описывающих снег в разных состояниях. Мы с вами не эскимосы, но и в русском языке немало терминов для разных видов снега. Например, фирн (плотнослежавшийся снег, промежуточная стадия между снегом и льдом), снежура (снежный покров на воде). Расскажите детям, что ближе к весне, когда днем начинает пригревать солнце, а ночью подмораживает, на снежной поверхности образуется смерзшаяся ледяная корка — наст. Прочный наст зайцам, рыси, росомахе может облегчить бег. При непрочном насте звери ранят себе лапы. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, косули, олени, козы с трудом выкапывают из-под наста мох и листья, острой коркой снега режут ноги. Кроме того, такие животные — легкая добыча для волка. Тяжело и птицам добывать пищу. Многие из них в эту пору голодают. Часто из-за образовавшейся ночью корки гибнут птицы, проводящие это время суток под снегом. Глухари, тетерева, рябчики и мелкие пташки — пуночки и чечетки с маху ныряют в сугробы, зарываются и так коротают стужу. Ведь в сугробе теплее, чем снаружи. А утром не хватает силы у птицы пробить ледяное покрывало. На помощь животным приходят егеря и их добрые помощники, расчищая дороги и тропы к подкормочным площадкам.
В течение зимы предлагайте детям время от времени определять цвет снега. Остается он одинаковым или меняется? Какого цвета снег в солнечную погоду? В пасмурную? Когда он блестит? Обратите внимание детей на то, что из снега не всегда можно слепить снежные фигуры. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить. Огромный шар для снеговика слепить — пара пустяков. И снежки получаются тяжелые, гладкие. В холодную погоду снег рыхлый, сыпучий, лепить из него нельзя, а после оттепели — плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки. В какую погоду снег хрустит под ногами — в теплую или морозную? (В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими.) Предложите детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, он возмущается, что мы по нему ходим, топчем его? А может быть, он о чем-нибудь рассказывает? О чем снег может рассказать? В какой снег легче провалиться — в рыхлый или плотный? На каком можно прыгать, а на каком — нет? Чтобы малыши не брали снег в рот, необходимо объяснить им, что он холодный, очень грязный, потому что лежал на земле, и поэтому можно заболеть. Наглядным примером этому может стать вода, которая остается после таяния снега в стакане.
Что мы можем сказать про снег, какой он? (Мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий, рыхлый, скользкий.) Попросите подобрать родственные слова к слову «снег». (Снежок, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь и др.).
Ходит в небе туча
Синя да могуча.
Ветер тучу растрепал,
Бусы белые сорвал.
Туча огорчилась,
Туча прохудилась,
Над землей повисла
И совсем раскисла,
Сверху, как из решета,
Сыпет бусы изо льда.
В.А. Шипунова «Снежная шаль»
Закружилась вьюга, свилась-заплелась
И на плечи шалью тихо улеглась:
Куржак в углах и зайцы белые,
Стволы берез заиндевелые,
Пышные сугробы серебром горят,
Белые снежинки кружатся-летят,
Бахромой сосулек по краям расшита,
Льдинками прозрачными выткана-увита.
Невесомо-нежная, белоснежно-чистая —
Кутает, ласкает плечи шаль пушистая.
Беседа на тему «Лёд»
Как только первый хрупкий лед появится на лужах, самое время рассказать детям о том, что вода замерзает и превращается в лед. Сначала лужи покрываются тонкой корочкой льда (пусть ребята попробуют проткнуть ее палочкой), а в морозную погоду промерзают до дна. Вода превращается в лед. Обращайте внимание на постепенное увеличение толщины льда в лужах. А что с ней происходит в солнечные дни? В начале зимы можно рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Иногда лед прозрачный, иногда — нет. Почему? Дело в том, что при замерзании капелек воды выделяются мельчайшие пузырьки воздуха. Они прилипают к лучам кристаллов льда. Чем больше образуется кристалликов льда, тем больше пузырьков воздуха — вот вам и непрозрачный лед. Если вода подо льдом движется, воздушные пузырьки собираются вместе, и образуется прозрачный лед.

Обратите внимание детей на то, что, если после оттепели ударит мороз, на улице появляется гололед. Объясните это явление. Предложите подумать, как сделать, чтобы было не скользко. Соорудите с ребятами ледяную горку, обратив их внимание на особенности ее поверхности. Почему она называется именно ледяной? Чем отличается от снежного сугроба? Можно приготовить цветной лед. Ребята с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки.
Предложите детям посмотреть на зимнюю реку. Что изменилось на реке по сравнению с летом? Что произошло с водой? На что похожа зимняя река, покрытая льдом? В начале зимы дети наблюдают, что водоем покрывается льдом, но в это время он тонкий, прозрачный, ходить по нему нельзя. Рыбы и другие водные обитатели ушли на дно, зарылись в ил, песок. Дети узнают, что со временем образуется толстый слой льда, от морозов он все время растет. Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежат в ямке сомы. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Веселый, проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу. А для налима подо льдом наступает весна: в крепкие морозы этот хладолюб принимается за метание икры. В такую же пору нерестятся сиги и царская селедка - ряпушка. Речной выдре в ледяной воде не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами.
Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.
Закрепите знания о свойствах льда (Твердый, хрупкий, гладкий, прозрачный, скользкий, блестящий; по нему можно кататься на коньках.) Попросите подобрать родственные слова к слову «лед» (Ледок, льдина, льдинка, ледник, ледостав, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.) Сравнить понятия (Чем похожи и не похожи?): лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.
Он прозрачный, ломкий,
Под коньками звонкий,
В холода толстеет,
От тепла худеет. (Лед)
Только зимушка придет,
Они звонко режут лед,
И блестящи, и легки
Мои резвые... (коньки).
Меня хлопали лопатой,
Чтобы я была горбатой,
А потом водой облили —
В ледяную превратили.
И теперь по мне весь день
Катят все, кому не лень. (Снежная горка)
Беседа на тему «Мороз и солнце — день чудесный...»
С зимнего солнцеворота небо становится выше и голубее. В морозы оно и вовсе очищается от облаков, проливая холодный свет на заснеженные просторы. Солнце все чаще озаряет снега яркими лучами, все выше поднимается в движении по небесному своду. В такие солнечные деньки особенно морозно. С прибавкой света и холода прибавляются. В высоком-высоком небе редеют куртинки далеких облаков. Солнце в столбах, ярких, как само светило. Иногда кажется, что оно в крестах, с ушами, в рукавичках или в кольцах. Все это признаки устойчивых морозов. Это явление объясняется так: находясь в беспрестанном движении, скопления ледяных кристалликов, из которых состоят переохлажденные облака, своими поверхностями преломляют поток солнечных лучей, отражая их на чистом просторе неба.
Стеклянный воздух — прозрачный и острый. Покалывает щеки, царапает горло. Прочерчивает синие спирали на белых сугробах. Студеные струйки вьются у стволов деревьев. Стекают к подножьям и замирают глубокой фиолетовой тенью. Хмурая елочка тяжело вздыхает под снежной шапкой. Вдруг вздрагивает и выгибается. Морозное облако сахарной пудрой беззвучно взрывается над колючими ветками. Медленно, как во сне, летит вниз, к земле, вспыхивая малиновыми и синими искрами.
В царстве холода, в Якутии, палящий мороз проделывает и совсем невиданные штуки. На стуже человек отчетливо слышит шуршащие звуки, будто кто зерно сыплет под ноги. Такое явление сибиряки называют «шепотом звезд» - происходит оно от моментального превращения капелек выдыхаемого пара в снежную пыль...
В солнечный день обратите внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметьте, какое солнце (яркое, сияющее). Вспомните, какое оно было вчера (тусклое, закрытое тучами). Отметьте, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Обратите внимание, что люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Объясните, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу. Обратите внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон.
Предложите детям подобрать родственные слова к слову «мороз» — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое. Мороз, по старым представлениям, без рук и топора мосты мостит, под стекло реки прячет, пробегает леском окоченелым, распарывая шубы стволовые. «На морозе и старик вприпрыжку идет». «Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет». О нем в ходу были свои загадки: «За нашим за амбаром стоит дед с барабаном», «Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит». Трещит мороз, зябких знобит. Конечно, трудящегося человека мороз не трогает, ведь он только ленивого за нос хватает, а перед проворным сам шапку снимает.
Птиц и зверей
Наземь валит,
Добрых людей
За носы теребит. (Мороз, стужа)
Все вокруг везде такое
Голубое-голубое!
Перья легких облаков,
Блеск высоких ледников,
Четкий след из-под коньков,
Крепкий перестук снежков,
Тонкий хруст прозрачных льдинок,
Шелест кружевных снежинок,
Айсбергов глубокий сон
И сосулек перезвон.
Беседа на тему «Морозные узоры»
В зимнее время понаблюдайте с детьми за узорами на стеклах. Вот так чудо, вот так диво! Все в кружевах и невиданных цветах и травах! Это кудесник мороз за ночь расписал, разрисовал окна необыкновенными зимними пейзажами: веточками-былинками мохнатыми, искристыми веерами пальм, перьями неведомых снежных птиц, лучиками и завитушками студеными. Они мерцают и переливаются от света, сияют на солнце. Они похожи на миллионы снежинок, которые кружили в волшебном танце и вдруг замерли... Вот в нижней части окна колышутся волны в жемчужной опушке пены. Из пенных брызг распускаются изящные хризантемы, в стеблях которых запутались хрупкие звезды. Над ними ажурные листья папоротника бережно качают на своих ладонях букет из расписных павлиньих перьев. По углам вьются серебристые стебли ковыль-травы, сплетаясь вверху в узорчатую арку... Волшебные зимние узоры на стеклах удивительно похожи на тонкое плетение из тончайших нитей.

Мороз рисует холодом и водой. Когда на улице тепло и влажно, на стеклах появляется почти невидимый, очень тонкий слой воды. Зимнему живописцу этого хватает, чтобы написать свои чудесные картины. Ночью он насылает холод, вода замерзает. Если бы воды было много, получился бы лед, как на речке. А так как воды совсем немножко, она превращается в ледяные кристаллы. От холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, тоже оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тоненькие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. Из них и складываются узоры на стекле, разные рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов — деревьев, трав, птиц, цветов. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют — «ледяные цветы». Давным-давно по таки узорам люди определяли погоду: если веточки узоров направлены вниз — погода будет пасмурной и снежной, а если вверх — солнечной и ясной.
Предложите детям сравнить узоры на разных окнах. На что они похожи? Мороз рисует одинаковые узоры или нет? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронуться до окон с узорами? Пальчик был сухой, а стал...? Появилась вода. Почему исчезают узоры на стекле, если прикоснуться к ним руками? (Ладошки теплые, узоры тают от их тепла, появляются капельки воды). Пусть дети попробуют нарисовать такие же узоры. Смогут ли они это сделать так же хорошо, как мороз? Разрисовать окно можно не только кисточкой, но и пальчиками или ладошками — в этой технике получаются самые красивые снежные деревья. А еще можно взять в помощники зубную щетку, ведь если окунуть щетину в краску и провести по щетине указательным пальцем, то на стекло брызнут капельки, очень похожие на снежинки. Кстати, если в наборе красок отсутствуют белила, не расстраивайтесь - их можно заменить детской зубной пастой. А еще нарисовать морозные узоры можно ниточками, предварительно покрасив их в белый цвет. Окрашенные ниточки выложить на одной стороне сложенного пополам цветного листа, прижать, аккуратно разгладить. Затем, не снимая ладони с бумаги, осторожно выдернуть одну ниточку за другой. Разворачиваем лист, а там... А ниточки-то оказались волшебные.
В.А. Шипунова «Морозные узоры»
Птица ледяная на окно легла,
Крыльями ажурными стекла обняла.
Перья птицы светятся лунными огнями,
Инеем усыпаны, блещут хрусталями.
Ледяная птица, расписные крылья —
За окном купается в серебристой пыли.
Беседа на тему «Закружились, полетели вихри, вьюги и метели»
Зимой бывает самая разная погода. Какая? (Солнечная, пасмурная, снежная, ясная, морозная). Но иногда бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и тогда из-за белой пелены ничего вокруг не видно. Как называется это явление? (Вьюга, пурга, метель.) Особенно часто метели, пурга, снежные бури бывают в феврале. Даже поговорка есть такая: «В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга». Вспомните сказки «Двенадцать месяцев», «Снежная королева». Попросите детей подумать, от какого слова могло произойти слово «метель»? «вьюга»? Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. Сильную метель называют бураном или пургою. В загадке, передаваемой искони от старому к малому, о вьюге говорится так: «Вдоль села бежит кобыла весела. Под конец хвоста у ней кошель овса, бежит да потряхивает». Потряхивает снегом, пухнут искромётные сугробы.
Во время легкой поземки и метели можно на некоторое время выйти на улицу: понаблюдать, как ветер подхватывает снег, крутит его, наметает сугробы. В ветреную погоду понаблюдайте с детьми из окна за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратите внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Гудит в сумерках метелица столбовая. Горстями разбрасывает холодную крупу, завивает в свитки подгоняемую ветром поземку, промозгло стонет. Предложите прислушаться, как завывает ветер. Попросите подумать, почему во время вьюги нельзя гулять.
Когда мы смотрим в зимнее окошко на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, мы можем представить театр и увидеть танцующих балерин. Предложите детям вместе придумать такие красивые сравнения:
Летит птица — летит... (снег).
Дует человек — дует... (ветер).
Кружится балерина —
кружится... (снежинка).
Завывает волк —
завывает... (вьюга).
Дыхательное упражнение «Вьюга» поможет устроить настоящую метель. Возьмите белые конфетти и мелко нарезанную очень легкую фольгу. Подбрасывайте ее понемногу вверх и дуйте вместе с детьми так, чтобы она порхала в воздухе.
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится. (Вьюга-завируха)
Ведьма космами трясет,
То рыдает, то поет,
За околицей пройдет —
Все тропинки заметет. (Метель)
В.А. Шипунова «Вьюга-завируха»
Вьюга-вьюга-завируха,
Злая, белая старуха!
Вьюга космами трясет,
То рыдает, то поет,
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
За околицей пройдет —
Все тропинки заметет,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится.
В.А. Шипунова «Звуки зимы»
В щелке прячется сквозняк
И свистит тихонечко,
Об окошко, о косяк
Снег скребет легонечко,
В чистом поле стужа ноет,
Вьюга кружится и воет,
В небесах буран рычит,
На лугах метель шуршит,
А в лесах мороз трещит,
На сугробах наст хрустит,
Ветер ветками скрипит,
И в берлоге зверь сопит.
Беседа на тему «Из жизни растений»
Зимой лес выглядит сказочно. Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.) Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви больших и маленьких елей. Нет-нет, да и сорвется такая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка, унизанная опереньем тугих лиловых шишек. Деревья обрядились в парчу. От снега замохнатились, пригнулись. Пень и тот похорошел, надвинув поглубже белый убор. Запахнувшись в снега, застыла обвороженная сном природа. В беге зимних деньков чается ей великолепное пробуждение.
Зима — период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь. Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить темпера туру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться. Вот почему такие травянистые растения, как брусника, пшеница, земляника, клюква, рожь, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти.
Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные — стоят зеленые.)
А как зимой можно определить дерево, если оно без листвы? (По стволу, плодам, семенам.)
Покажите детям, что у елочки (сосны) — зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка — лапа. Сравните ее с голой белой березкой или рябинкой. Отметьте, что она сбросила листву на зиму. На хвойных деревьях всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но, несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком. Вот почему вербы к концу зимы стоят, словно покрытые серебром. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.
На березке и рябинке —
Шали, шарфики, косынки,
А на елочках зеленых —
Шубы, мантии, короны.
В.А. Шипунова «Гостюшка лесная»
На пушистой елочке —
Сказочный наряд.
Колкие иголочки
Серебром горят.
Елке очень нравится
Мишура цветная.
Наша ты красавица,
Гостюшка лесная!
Беседа на тему «Зимующие птицы»
Много радости и удивительных открытий дарят ребятам зимние наблюдения за жизнью птиц. Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие птицы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Дятел питается личинками насекомых. Из коры и заболони извлекает губителей дерева: златок, стригунов, усачей, стеклянниц. Возле дятла порхают овсянки, поползни, пищухи. Всем им дает поживиться Тук-Тукыч. Щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений. Голод и холод выгоняют некоторых птиц из лесов, ближе к человеческому жилью: ворон, галок, воробьев, голубей, синиц.
Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». С первым морозом и снегом появляются гости с севера. С островов Северного Ледовитого океана летит маленькая беленькая птичка пеночка. Только кончики крыльев да полоска вдоль хвоста черные. Любит пеночка бегать около дороги. Там она ищет корм. Пеночку называют еще снежным подорожником. Прилетает снегирь. Он с яркой грудкой, в черной шапочке, с черными хвостом и крыльями. Удивительно красивая птица! С удовольствием съест ягодку калины и рябины. Рябина на морозе прозябла, провяла, сахару понабрала, вот ее плодами и лакомятся снегири, отъедаясь вкусными семенами. Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
Есть птица, которая всю зиму живет в лесу и к нам не прилетает, эта птица называется тетерев. Это очень крупная птица. Тетерев немного неуклюж, тяжеловат, но походка у него быстрая, несмотря на вес, а полет — шумный. Зимой он питается сосновыми хвоинками. Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду, и по их поведению можно ее предсказать: ворона кричит — к метели; вороны летают и кружатся стаями — к морозу; синица начинает с утра пищать — жди ночью мороза; воробьи, снегири дружно расчирикались — к оттепели. В сильные морозы воробьи нахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят беспомощными.
Попросите детей задуматься, легко ли живется птицам зимой? Почему? Правильно, зима — очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. А когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Зимой день очень короткий, поэтому, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой — устраивать кормушки в садах, парках и скверах. Подкормку зимующих птиц лучше начинать еще до снега, чтобы птицы успели привыкнуть к своим «зимним столовым». Кормушка может быть любая: дощечка с бортиком, пакет из-под молока с дырочкой-лазейкой сбоку, столик с крышей. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу. Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.
Сад сверкает и блестит —
Белым бархатом укрыт,
На деревьях огоньки —
Прилетели... (снегирьки).
— Здравствуй, гусь, как поживаешь?
Где ты зимушку встречаешь?
— Как затянет воды льдом —
Покидаю я свой дом.
Мы большой и дружной стаей
Зимовать на юг летаем.
Там погреюсь, откормлюсь,
А весной домой вернусь.
В.А. Шипунова «Дятел на окошке»
Дятел сел на подоконник,
Барабанит клювом звонко
В деревянное окошко —
Ищет червяков и мошек.
Постучит так, постучит —
И голодным улетит.
Дятла жалко нам немножко —
Не живут в окошках мошки!
На-ка, дятел, хлебных крошек!!!
Беседа на тему «Снежные автографы»
Белая скатерть снегов расписана следами. О многом интересном рассказывают «автографы» животных и птиц. Снежная грамота — одно из самых полезных пособий для юных натуралистов. На свежевыпавшем снегу покажите детям следы птиц, собак, кошек. Спросите, кто (что) еще может оставить следы? На что они похожи?
Лисий следок похож на след маленькой собачки. Только лиса держит лапу в комке, крепко сжимая пальцы. Еще лисьи следы напоминают цветочки. А зачем лисе такой пушистый хвост? (Согревает, следы заметает.) Отгадайте, про кого эта загадка: «Рыжая хозяйка по лесу прошла, стежки-дорожки хвостом подмела».
Следы зайчика похожи на следы снежных комочков, упавших с высокого дерева. И еще они похожи на капельки. Уходя на лежку, заяц хитрит, петляет, сдваивает и страивает следы. Белое покрывало поля прошито строчками его следов. Наслежено русаком возле душистых стогов клевера. В метель и холода заяц разгребает снег, укладываясь в глубокую ямку. Сверху ямка заволакивается поземкой, и наш зверек становится обладателем белой горницы — норы. В оттепель заяц предпочитает открытую лежку, с нее и отлучается на кормные угодья.
Почерк белки разобрать легко и просто: она короткими передними лапками обопрется — длинные задние далеко вперед вынесет и широко расставит. От передних лапок след маленький — две точки, а от задних — как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.
У мышей почерк мелкий. Вылезая из-под снега, мышь делает петельку и потом бежит прямо. Получаются двоеточия на одинаковом расстоянии.
А чем отличаются следы птиц от следов зверей, человека? Птичий след определить очень легко: от трех передних пальцев — крестики на снегу, сзади от четвертого — прямая черточка.
Зная следы животных, без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.
Если прошел волк, как мы можем назвать след? (Волчий.) А если пробежал заяц? (Заячий.) След лисы (лисий), у птицы следы (птичьи). А тут, посмотрите, прошел человек! (Человеческий). А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные.) Почему?
По сугробам, по снегам —
Отпечатки тут и там:
Капли, ленты и цепочки,
Петли, крестики и точки.
Разгадай скорей секрет —
Где тут чей оставлен след?
Палки острые в руках,
Деревяшки на ногах
Оставляют на бегу
Ленты синие в снегу. (Лыжи)
Беседа на тему «В царстве животных»
Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло. А еще зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов. Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг. К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. В лесу еще холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых. А чем питается зимой белка? (Засушенными грибами, плодами деревьев и кустарников).
Белочка — очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром ее в народе называют хлопотуньей. Как называется жилище белок? (Дупло, гнездо).
В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. А как она от врагов защищается? (Лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерево, питается на стволе дерева). Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Чем питается заяц зимой? (Корой деревьев и мелкими ветками.) Что помогает зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши.) Какие враги у зайца? (Сова, волк, лиса.) Нелегко врагу догнать зайца. Что помогает косому быстро бегать и далеко прыгать? (Ноги). Но если уж настигает его враг, то как он будет защищаться? (Отбиваться лапами, кусаться). А почему зимой заяц белый? (Белая шубка помогает спасаться от врагов).
Лисы окраску не меняют. Знает лисонька лиса, в шубе вся ее краса. А светлый кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Днем лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Лисица — проворный и осторожный зверь. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей. Чем еще питается лиса? (Мелкими зверюшками, птицами). Ну, а уж если совсем голодно лисе, то она идет в деревню кур да уток воровать.
Что согревает волка зимой? (Густая, плотная, теплая шерсть). Цвет шерсти он не меняет, остается серебристо-серым. На кого охотятся волки? (Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей). У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на нее. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.
Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Лось питается ветками деревьев. Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди — лесники. Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают венички березовые и осиновые, ивовые ветки, соль, сено, делают кормушки.
Февраль — самый последний, самый страшный для многих диких животных месяц зимы. Месяц лютого голода. Кончаются запасы у зверушек и в норках, и в подземных кладовых. Но как бы не было животным тяжело, все же февраль — у многих зверей свадеб- ник. Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством.
— Здравствуй, царь-олень лесной!
Как ты выживешь зимой?
— Буду веточки жевать,
Мох под снегом добывать,
Крепкий наст копытом рыть
И врагов рогами бить.
Ходит дедушка мохнатый —
Толстопятый, косолапый —
Любит он малину с медом
И в берлоге спит полгода. (Медведь)
Под луной зимой холодной
Рыщет серый зверь голодный,
Из кустов зубам — и щелк!
Берегитесь — это... (волк).
Черноглазка-цокотушка
Носит кисточки на ушках,
Огоньком по веткам скачет
И в дупло орешки прячет. (Белочка)
Рекомендуем посмотреть:
Обобщающая беседа о зиме для детей 6-7 лет. Конспект
Беседы о зимних картинах художников для дошкольников 6-7 лет
Сказка на зимнюю тему для старших дошкольников 5-7 лет
Похожие статьи:
Загадки о зиме для детей 5-6 лет с ответами