Конспект занятия «Приключения на необитаемом острове» для детей подготовительной к школе группы с участием родителей
Цели.
• привлекать родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей;
• активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций;
• с помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей (умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, находить нестандартные решения выхода из проблемных ситуаций, придумывать новые способы использования простых вещей, экспериментировать с объектами неживой природы);
• формировать стиль партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми;
• воспитывать уважение у детей к родителям, а у родителей к детям.
Материалы и оборудование: пазлы с изображением острова; знаки предупреждения об опасности, картинки с изображениями силуэта человека и одежды; емкость с водой, ватман и картинки-символы для изготовления «ленты выживания».
Ход занятия
Педагог. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы будем участниками игры «Необитаемый остров». Но место, где вы окажетесь, можно узнать, только отыскав фрагменты карты и собрав ее.
Дети вместе с родителями находят фрагменты разных частях зала, выкладывают карту на столе.
Педагог. Что это за карта? (Карта острова.) Что такое остров? (Суша, окруженная водой.) Если на острове нет людей, как он называется? (Необитаемый.) Какой климат на этом острове? (Жаркий, теплый, знойный...) Почему? (Нарисованы песок, пальмы, животные жарких стран.) Выберите одежду (картинки) для этих мест, положите на стол.
Педагог анализирует выполненную работу.
Педагог. Теперь, когда вы готовы к путешествию, приглашаю всех на пароход.
Дети и родители садятся на стулья.
Педагог. Закройте глаза и представьте, что вы на красивом корабле плывете по синему-синему морю.
Звучит спокойная приятная музыка, которая постепенно переходит в тревожную, «штормовую». Что вы чувствуете?
Дети и взрослые рассказывают о своих ощущениях.
Педагог. Итак, открывайте глаза. Наш корабль тонет. Что вы с собой возьмете? На чем будете спасаться? (Ответы детей и родителей.) Вот мы и спаслись, но оказались с совершенно другой стороны острова. С помощью карты, которая у вас осталась, отыщите место сбора. Стрелочками укажите безопасный путь, а знак вы должны поставить в опасном месте.
Дети и родители обсуждают выбранный путь.
Педагог (открывает шторы, за которыми находятся буквы: ВВДДААОО). Вы дошли до места сбора. Преодолели тяжелый путь. Вот вам буквы, из которых нужно составить два одинаковых слова, обозначающие то, без чего нельзя обойтись человеку на острове.
Дети выкладывают слово «вода».
Педагог. Почему без воды нельзя обойтись?
Дети. Потому что без воды человек не может жить — он должен пить, мыться, готовить еду.
Педагог. Где вы возьмете воду на острове?
Дети. Из водопада.
Педагог. А почему не морскую воду?
Дети. Потому что она соленая.
Педагог. Воду из водопада можно сразу пить?
Дети. Нельзя, потому что она может быть грязной, мутной. Ее нужно очистить.
Педагог. Оглядитесь вокруг и подумайте, как это можно сделать.
Дети с родителями проводят опыт по очистке воды с помощью подручных средств (марля, вата, песок, остаивание и т. д.), комментируя свои действия.
Педагог. Хорошо, воду очистили, а можно ее пить? Дети. Нет.
Педагог. Почему?
Дети. Вода некипяченая.
Педагог. Что нужно для ее кипячения?
Дети. Нужен огонь.
Педагог. Как его можно добыть?
Дети. Можно добыть его трением или с помощью лупы или очков.
Педагог. Молодцы, ребята! Молодцы, мамы и папы. Вы добыли огонь, воду!
Цветку, чтобы жить, нужны вода
И яркий солнечный свет.
А без чего нам с вами беда,
Без чего нам жизни нет?
Откуда энергия в тело пришла,
С чего это сила у нас?
Нам это нужно не раз и не два,
А в день по нескольку раз.
Дети. Это еда, пища.
Педагог. Отыщите на вашем острове что-нибудь съедобное. (Ответы детей и родителей.) Как вы достали фрукты? (Срывали с деревьев, собирали в лесу.) А чем вы ловили рыбу? (Рубашкой, заостренной палкой, сеткой, пакетом.) Что вы можете из этого приготовить? (Ответы детей и родителей.)
Но! Сидел человек в пещере
И мамонта ел прямо с кости.
Какие уж тут манеры,
Вы про эстетику бросьте!
Нашелся какой-то умный,
Культуре решил обучаться,
И стал человек разумный
От дикаря отличаться.
Я к тому говорю вам это,
Что нельзя нам без этих предметов.
Дети. Это посуда.
Педагог. Накрывайте на стол!
Дети вместе со взрослыми, используя подручные материалы, изготавливают посуду.
Педагог. Посмотрите, какое небо! Его затянуло черными тучами, грянул гром, пошел дождь. Что же нам делать?
Дети. Построить убежище.
Дети с помощью родителей создают макеты жилища, используя различные предметы мебели.
Педагог. Расскажите, почему вы считаете, что ваш дом самый лучший?
Проводится защита индивидуальных проектов.
Педагог. А как нам попасть домой? Что для этого нужно сделать?
Дети. Подать сигнал бедствия.
Педагог. Подумайте, как вы покажете сигнал бедствия?
Дети. Можно разжечь костер; бросить в воду бутылку с запиской; выложить сигнал «SOS» из камней, одежды, листьев.
Педагог.
Раз, два, три — глаза закройте.
Раз, два, три — глаза откройте.
Вот вы и вновь в детском саду. На острове вы многому научились, и ваши знания помогут другим детям и взрослым выжить на необитаемых островах.
Итог занятия. Дети с помощью взрослых создают «ленту выживания» на острове, используя картинки-символы, обосновывают свои заключения.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи с применением ТРИЗ в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД в подготовительной группе "Богатыри земли русской"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Рыбки в аквариум
Конспект занятия в подготовительной группе. Жизнь и творчество Есенина