Конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида. Быт русских людей в XVIII веке
Автор: С
корых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, Ивановская область
Описание: урок предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных школ и всем желающим, которым интересны преобразования России в XVIII веке в сфере быта русских людей.
Цель: ознакомление учащихся с бытом русских людей в XVIII веке.
Задачи
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями быта русских людей в XVIII веке, подчеркнуть разницу быта разных слоев общества.
Коррекционно – развивающие: развивать умения сравнивать, обобщать, работать с текстом учебника.
Воспитательные: пробудить у учащихся интерес к изучению своего Отечества.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I Оргмомент
Здравствуйте.
Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть новую страницу в истории нашей страны.
II Повторение пройденного материала
Тест (по темам «Русские изобретатели и умельцы», «Развитие литературы и искусства в XVIII веке»)
Выберите один вариант ответа.
1. Изобретатель семафора:
Д. И. Фонвизин
Ф. И. Шубин
И.П. Кулибин
И.И. Ползунов
2. Что изобрел И.И. Ползунов:
Часы
Прожектор
Паровая машина
Лифт
3. Кто был механиком – самоучкой:
Д. И. Фонвизин
Ф. И. Шубин
И.П. Кулибин
И.И. Ползунов
4. Первое изобретение И. П. Кулибина:
Карманные часы
«Планетные» часы
Настенные часы
Напольные часы
5. Автор первых драматургических произведений:
Д. И. Фонвизин
Г. Р. Державин
А. Н. Радищев
М.В. Ломоносов
6. Кто не является художником XVIII века:
И. П. Аргунов
Д. Г. Левицкий
В. Л. Боровиковский
И.И. Левитан
7. Автор памятника Петру I «Медный всадник»:
Б. Растрелли
Э. М. Фальконе
М.И. Козловский
Д. Г. Левицкий
8.Архитектор – автор Московского университета:
М.Ф. Казаков
Б. Растрелли
Ф. О. Шехтель
Д.В. Ухтомский
9. Художник крепостной крестьянин графа Шереметева:
И. П. Аргунов
Д. Г. Левицкий
В. Л. Боровиковский
И.И. Левитан
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
В начале XVIII века с преобразованиями Петра I в экономике и внешней политике в Россию начала проникать заграничная мода. В этом столетии изменились облик, одежда, интересы и нравы русских людей.
Сделайте предположения, о чем будем говорить на уроке?
(Ответы учащихся)
Тема урока:
«Быт и нравы русских людей в XVIII веке». Мы будем, говорит о жизни русских людей в XVIII веке и разнице в быте разных слоев общества.
IV. Изучение нового материала
Большое влияние оказала европейская мода на изменение в одежде придворных и русской аристократии.
Аристократы – это представители знатных родовитых фамилий. Богатые дворяне и аристократы имели огромный гардероб.
Задание: определите гардероб богатых дворян и аристократов.
Вариант №1 (для мальчиков) Мужской наряд аристократа
Кафтан, футболка,
камзол, рубашка с кружевами, трико,
штаны в обтяжку до колена, пиджак,
чулки, мужские туфли на каблуке, кроссовки,
сапоги – ботфорты, треугольная шляпа.
Вариант №2 (для девочек) Женский наряд дворянки
Пышное платье, бриджи, брюки, свитер,
юбка (бока в ширину до двух метров), корсет, остроносые туфли на высоком каблуке, водолазка, топик, толстовка, майка,
шляпка.
Рассказ учителя (учащиеся по ходу рассказа учителя проверяют правильность выполненного задания):
Мужской наряд аристократа.
Мужчины носили кафтаны, шили их из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям делали меховую опушку. По манжетам и подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия. Менять кафтаны надо было каждый день, ходить в одном кафтане несколько дней подряд считалось неприличным.
Под кафтан надевали камзол и тонкую рубашку с кружевами и вышивкой. На ворот рубашки повязывали галстук или бант. Штаны носили в обтяжку до колена, чулки и туфли. Туфли делали на каблуке с квадратным мысом, их обязательно украшали пряжками с драгоценными камнями. Иногда стоимость одной пряжки равнялась стоимости нескольких деревень вместе с крепостными крестьянами. Носили мужчины высокие сапоги, выше колен. Такие сапоги назывались
ботфортами. Шили их из мягкой кожи.
Мужской наряд завершала треугольная шляпа, украшенная перьями и лентами. На пальцы мужчины одевали кольца и перстни, а в руках держали
трость - это небольшой декоративный посох. Трость украшалась множеством драгоценных камней.
Фаворит Екатерины II Платон Зубов, чтобы показать всем придворным свое превосходство над ними, носил в кармане бриллианты. Изредка он доставал их из кармана и перебирал в руке так, чтобы все видели это богатство.
Женский наряд дворянки.
Богатые женщины одевались в пышные платья из дорогих тканей. Платья были украшены лентами, кружевами, вышивкой, бантами, драгоценностями. Талию затягивали в корсет, а под юбку для пышности надевали каркас. Бока юбки могли достигать в ширину два метра. В таком платье даме надо было не только ходить, но и уметь танцевать, красиво кланяться и садиться. Дамы носили остроносые туфельки на высоком каблуке. Шили их из тонкой кожи или шелка и украшали драгоценными камнями.
Женщины украшали себя большим количеством драгоценностей: кольцами, брошками, серьгами, браслетами. Стоимость этих драгоценностей доходила до стоимости целого дворца. Носили женщины и чудесные шляпки. Шляпки защищали от ветра грандиозные дамские прически, которые тоже украшали перьями, лентами, кружевами и драгоценностями.
Зимой аристократы носили шубы, украшенные золотыми кистями.
Одежду русские аристократы заказывали за границей. В России стали появляться свои мастера, занимающиеся пошивом одежды – портные. Многие из них приехали жить и работать в Россию из Европы. Аристократы предпочитали иметь собственного портного, потому что непрерывно заказывали себе новые наряды.
Самые богатые дворянки имели по несколько тысяч платьев в своем гардеробе. Императрица Елизавета Петровна меняла наряды по пять раз в день. Она никогда не надевала два раза одно и то же платье. После своей смерти она оставила 15000 платьев.
Европейская мода повлияла и на русскую кухню аристократов и богатых дворян. С этим направлением быта познакомимся самостоятельно.
Работа по учебнику стр. 199.
Беседа по прочитанному тексту:
1. Назовите традиционные русские блюда?
(Щи, каши, мед, пироги, дичь).
2. На смену традиционным русским блюдам, пришла европейская еда, назовите ее.
(Салаты, бульоны, слоеные пирожки, пирожные, торты, рыба и мясо с добавками и соусами).
3. Кто готовил новые блюда?
(Личный повар аристократа).
4. Где аристократ мог продемонстрировать кулинарные шедевры?
(Во время приемов и балов).
Кроме кулинарного искусства в моду вошли и танцы.
Это было целое искусство, постигать которое учили всех дворян и аристократов с детских лет. Надо было запомнить порядок движений в танце, и знать, какой танец за каким следует на балу. Обычно бал открывался медленным танцем –
менуэтом.
За балами и праздниками, которые проводили аристократы и богатые дворяне, могли наблюдать со стороны горожане. Они любовались фейерверками и им выносили на улицу угощенье: пороги, пиво, подарки. Богатые люди часто нанимали уличных артистов и циркачей, которые устраивали веселые представления и веселили народ.
В городах устраивались и общие народные гулянья на праздники, попробуйте отгадать названия этих праздников:
1. В целом мире торжество,
Потому что…
(Рождество)! И. Орлова
2. В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
(Масленица)
Работа в парах.
Задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках наряжали __________, устраивали различные ______________, ставили ____________. Выступали на ярмарках ___________________________. Они показывали различные _______________ с известной всем куклой - _______________.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ____________________, ________________, ________________________________, _______________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, соревнования, карусели, елки, Петрушка, артисты – кукольники, небогатые купцы, владельцы небольших предприятий, разные служащие.
(
Текст для проверки:
На городских ярмарках наряжали елки, устраивали различные соревнования, ставили карусели. Выступали на ярмарках артисты - кукольники. Они показывали различные представления с известной всем куклой - Петрушкой.В этих гуляньях участвовали горожане победнее: небогатые купцы, разные служащие, владельцы небольших предприятий, ремесленники).
Передвигались горожане из одного конца города в другой на городских экипажах.
Рассматривание иллюстрации в учебнике стр. 201
«Городской экипаж с извозчиком».
В экипаж запрягалась лошадь, а управлял ею извозчик.
Извозчик - это человек, управляющий городским экипажем. Проезд был платный. Извозчики всегда носили длинные бороды. Зимой они одевали теплые овчинные тулуп и шапку.
Быт крепостных крестьян остался в XVIII веке таким же, как и прежде.
Почти ничего не поменялось в их жизни. Жили они в деревянных избах. Мебель и посуда была, как и в прежние времена. И одевались так же.
Дидактическая игра «Третий лишний»
Задание: исключите лишнее в одежде крестьян.
1) лапти, порты,
кожаные сапоги;
2) рубаха,
треугольная шляпа, тулуп.
3) сарафан, просторная рубаха,
шляпка.
Одежда у крестьян была просторной, чтобы не стеснять движения во время работы. Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как - то обеспечить пищей свою семью, в которой часто было до 10 детей. Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия.
Таким разным был быт русских людей в XVIII веке.
V. Закрепление
1. Повторим значение новых слов, о которых шла речь на уроке (чтение в слух по учебнику стр.202
(аристократ, ботфорты, трость, менуэт, извозчик)).
2. Как вы, думаете, что повлияло на изменение быта русских людей в XVIII веке?
(Ответы учащихся)
VI. Итог урока.
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Стр. 198 – 202, вопросы 1-3
Использованная литература:
1. История России: учебник для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
2. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2004 г.
Презентация на тему: Быт русских людей в XVIII веке
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I
Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Развитие литературы и искусства в XVIII веке
Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Растительный мир тропичес
Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Животные тропических лесов