Конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида. Развитие литературы и искусства в XVIII веке
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, Ивановская область
Описание: урок предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII. Данный материал будет полезен всем желающим, которые хотят познакомиться с развитием литературы и искусства XVIII века нашей страны. Это был "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия. Они увидели индивидуальное своеобразие личности и воплотили в литературе, живописи, архитектуре человека с его неповторимым внутренним миром.
Цель: создание у учащихся представления о том, что XVIII век стал эпохой культурного развития нашей страны.
Задачи
Образовательные: познакомить учащихся с деятельностью выдающихся людей литературы и искусства XVIII века, которые внесли вклад в развитие русской культуры.
Коррекционно – развивающие: развивать навыки наблюдения, сравнения в процессе изучения нового материала, учить делать обобщения, выводы по прочитанному тексту.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения к людям искусства, литературы, восхищения их творениями.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Ход урока
I Оргмомент
Дан звонок, и все мы смело,
Принимается за дело.
Организация учащихся, включение в деловой ритм.
II Повторение пройденного материала
Игра «Да – нет»
1. Русский механик И. И. Ползунов изобрел паровой двигатель и построил первую паровую машину.
(да)
2. И.И. Ползунова с детства интересовала музыка.
(нет)
3. За 3 месяца И. И. Ползунов изготовил все детали и механизмы будущей машины.
(нет)
4. И. П. Кулибин стал механиком самоучкой.
(да)
5. И. П. Кулибин изобрел карманные часы.
(да)
6. Имя гениального изобретателя И.И. Ползунова забыто в России.
(нет)
7. И. П. Кулибин изобрел семафор.
(да)
8. Первые свои часы И.П. Кулибин подарил Петру I.
(нет)
9. И. И. Ползунову не суждено было увидеть в действии паровую машину.
(да)
10. И.П. Кулибин 3 года руководил мастерской и сделал мало изобретений.
(нет)
Имена русских изобретателей И.И. Ползунова и И. П. Кулибина остались навсегда в памяти людей. А многие их изобретения используются до сих пор.
III. Актуализация знаний, объявление новой темы
Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю нашей родины.
Путь нелегкий предстоит,
Вдаль дорога побежит.
Мы промчимся чрез века,
Через многие года.
Пронесемся над лесами,
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…
В том истории секрет.
Сформулируйте тему урока из набора слов
«XVIII век», «литература», «развитие», «искусство». (
«Развитие литературы и искусства в XVIII веке».)
(Здание Сената в Кремле, архитектор Матвей Федорович Казаков.)
Этот век дал России столько великих людей, что даже перечислить их всех невозможно. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе и скульптуре, архитектуре и живописи. Многие имена поэтов, писателей, скульпторов и архитекторов появились и стали известными именно в XVIII веке. С некоторыми из выдающихся людей мы познакомимся сегодня на уроке.
IV. Изучение нового материала
Работа в тетради
Запишите число, тему урока. Имена выдающихся людей по ходу урока мы будем записывать в таблицу, которую сейчас начертим. Разделите страницу на четыре столбика.
Литература
Живопись
Скульптура
Архитектура
Рассказ учителя.
В XVIII веке помещики и горожане стали собирать свои домашние библиотеки. Стало модным читать книги. Кроме церковных книг люди читали поэмы, басни, повести и романы. Появились первые газеты и журналы, которые приобщали к чтению всех желающих. Появились и первые драматические произведения, написанные для русских театров.
Автором первых драматических произведений того времени был знаменитый писатель
Денис Иванович Фонвизин.
Он видел, что молодые дворяне, прошедшие школу у французских кучеров и парикмахеров, не имели понятия о русском достоинстве, вели праздную и ленивую жизнь. Погоня за модой разоряла помещичьи имения. В своих произведениях Фонвизин высмеивал и разоблачал невежество дворян. Каким образом он это делал, познакомимся самостоятельно стр. 194 – 195.
Беседа по прочитанному тексту:
1. Назовите пьесы Д.И. Фонвизина?
(«Недоросль» и «Бригадир»).
2. Охарактеризуйте жизнь дворян.
(Праздная и ленивая).
3. Чем занимался Митрофанушка.
(Учиться не хотел, делом заниматься не желал).
4. Как мать воспитывала Митрофанушку. (
Поддерживала лень сына: зачем учиться, если у него все есть, за него все сделают слуги).
Две пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир» до сих пор идут на сценах российских театров.
Известным поэтом того времени был
Гаврила Романович Державин.
Его жизненный путь от солдата до министра отражен в поэзии. Державин умело не только воспевал, но и критиковал екатерининский век, и это придавало своеобразие и значимость его произведениям.
Записываем в таблицу:
Литература –
Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
Живопись
Скульптура
Архитектура
Особого расцвета в XVIII веке достигла портретная живопись. Найдите в учебнике и прочитайте имена выдающихся художников этого времени стр. 195. (В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, И.П. Аргунов).
Давайте рассмотрим работы этих художников.
Владимир Лукич Боровиковский (портрет Марии Ивановны Лопухиной, Екатерина II на прогулке в Царскосельском селе, портрет Елены Александровны Нарышкиной, «Дети с барашком»).
(Екатерина II на прогулке в Царскосельском селе)
Дмитрий Григорьевич Левицкий (портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой, портрет Екатерины Романовны Дашковой, портрет Прасковьи Артемьевны Воронцовой в детстве, портрет вице – канцлера князя Александра Михайловича Голицина).
(Портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой)
Иван Петрович Аргунов (Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, портрет императрицы Елизаветы Петровны).
(Портрет императрицы Елизаветы Петровны).
1. Как называются такие картины?
(Портреты).
2. Люди, каких сословий изображены на портретах?
(Привилегированных).
3. Опишите фон обстановки.
(Реальный).
4. Как изображались детали одежды?
(Точно).
Художники стремились не только показать каждую деталь одежды: украшения, ленты, ордена и медали, но и отразить внутренний мир человека, его мысли, настроение.
В искусстве XVIII века – семья Аргуновых занимает особое место. Аргуновы несмотря на то, что были крепостными графов Шереметевых, внесли большой вклад в развитие русской культуры. Династия художников начинается с Ивана Аргунова. Его сын Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Граф Шереметев помог ему получить художественное образование. Художник уже в 17 – 18 лет работал на хорошем профессиональном уровне. Первые работы показали его талант и собственный взгляд на живопись. Лишь у немногих живописцев в то время в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик. Аргунов изображал на портретах и крепостных крестьян.
Записываем в таблицу:
Литература – Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин.
Живопись -
В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, И.П. Аргунов.
Скульптура
Архитектура
XVIII столетие — период высокого подъема скульптуры.
Как и в живописи, расцветает жанр портрета. Высшие достижения связаны с творчеством скульптора-портретиста
Федота Ивановича Шубина. Его биография чем - то сходна с Ломоносовым. Шубин был выходцем из простой рыбацкой семьи. В детские годы занимался профессионально резьбой по кости и дереву. Ломоносов помог устроиться учиться в Академию художеств. После окончания обучения Шубин побывал за границей, где познакомился с работами иностранных мастеров – скульпторов.
По возвращению на родину он выполнил десятки заказов на создание скульптурных портретов знаменитостей своего времени. Его работы были украшением многих дворянских усадьб и дворцов (мраморная статуя Екатерины II, портрет князя А.М. Голицына, портрет М.В. Ломоносова, портрет императора Павла I).
(Мраморная статуя Екатерины II)
Скульптор Ф.И. Шубин под конец своей жизни ослеп. Умер в бедности и нищете, всеми забытый и оставленный.
В XVIII веке в Петербурге стали устанавливать памятники государственным деятелям. На Сенатской площади в Петербурге был установлен памятник Петру. Памятник был отлит из меди и называется «Медный всадник» - автор французский скульптор
Э. М. Фальконе. Памятник до сих пор украшает город Санкт – Петербург.
Записываем в таблицу:
Литература – Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
Живопись - И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский
Скульптура –
Ф.И. Шубин, Э. М. Фальконе
Архитектура
В XVIII веке шло стремительно каменное строительство. Императоры возводили дворцы, дворяне усадьбы. Общественные здания строились в Петербурге и Москве.
В Петербурге работал известный архитектор
Бартоломео Растрелли. Итальянец по происхождению, в своём творчестве выразил русскую культуру XVIII века наиболее полно и ярко. Он уделял огромное значение декору своих построек. Отец его был тоже скульптором. Они приехали в Петербург, когда Бартоломео исполнилось 16 лет. Все свое творчество он посвятил строительству любимого города. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцовых ансамблей. Растрелли превратил Петербург из города-порта в город дворцов. По его проектам были построены Зимний дворец, Екатерининский дворец, Большой дворец …
(Большой дворец в Петергофе)
В Москве в это время работал не менее выдающийся архитектор
Матвей Федорович Казаков.
Казаков – первый крупный русский архитектор, который не получил зарубежного образования; его творчество говорит о том, что в конце XVIII века русская архитектура достаточно уже окрепла, чтобы внести собственную лепту в искусство. Вклад Казакова в строительство Москвы огромен: собрание разношерстных построек, он связал зданиями, и создал стиль городской застройки. Казаков сочетал в себе огромную трудоспособность и увлечённость всеми деталями строительного дела. Он ввёл ряд улучшений даже в производство и применение новых строительных материалов – кирпича и камня. Казаков обследовал в окрестностях Москвы залежи камня и стал применять их в своих работах, в том числе для декоративных элементов. Матвей Федорович Казаков внёс разносторонний вклад в строительство Москвы. По его проектам построены Московский университет и здание Сената в Кремле.
Записываем в таблицу:
Литература – Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
Живопись - И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский
Скульптура – Ф.И. Шубин, Э. М. Фальконе
Архитектура –
Б. Растрелли, М. Ф. Казаков
V. Закрепление
1. Кто был автором первых драматургических произведений?
(Д. И. Фонвизин)
Всей душой Фонвизин любил Родину и свой народ. Девизом его жизни были слова:
«Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек».
Вершиной творчества писателя стала знаменитая комедия « Недоросль».
В XVIII веке вырос интерес к литературе и устному народному творчеству прошлых веков. Многие любители стали собирать русские народные пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины.
2. Каких известных художников XVIII века, вы знаете?
(И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
В XVIII века преобладает портретная живопись. Созданные образы русских людей – знаменитых и неизвестных – интересны тем, что выражают правдивый взгляд человека. Художники изображали не вымышленную красоту, а ту действительную красоту русского человека, которая опирается на национальные традиции и являет русскую жизнь во всей ее полноте.
3. Перечислите архитектурные памятники XVIII века.
(Зимний дворец, Смольный монастырь, Екатерининский дворец, Большой дворец, Московский университет).
Все эти архитектурные памятники сохранились до нашего времени и являются доказательством высочайшего русского художественного мастерства XVIII века.
VI. Итог урока
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Стр. 194 - 197, прочитать текст учебника, вопросы 1-4
Использованная литература:
1. История России: учебник для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
2. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2004 г.
Презентация на тему: Развитие литературы и искусства в XVIII веке
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля
Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине
Работа дефектолога в специализированном детском саду