Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Животные тропических лесов Африки

Урок географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Животные тропических лесов Африки
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат VIII вида, Ивановская область
Описание: урок предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида, а также может быть использован и во внеурочное время, как дополнение для проведения викторин, тематических вечеров. Может представлять интерес для педагогов, работающих в коррекционной и начальной школе, и для пользователей портала кому интересна живая природа Африки переполненная различными животными. Великий и абсолютно уникальный тропический континент – Африка, представляет огромный интерес и для туристов, и для любителей зоогеографии.
Цель: формирование представлений о животном мире тропических лесов Африки.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с типичными представителями животного мира тропических лесов Африки. Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.
Коррекционно-развивающие: развивать мышление учащихся через изучение нового материала, связную устную речь по средствам беседы и сообщений.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру и предмету.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сегодня нас вновь позвала за собой Африка! Это необычайно интересный и удивительный материк.

II Повторение пройденного материала
Дидактическая игра «Верно – неверно»
1.Верно ли, что деревья влажных тропических лесов, не должны иметь толстой коры, чтобы предотвратить потерю влаги. (Верно, у них тонкая и гладкая кора)
2.Верно ли, что тропические леса характеризуются большим количеством осадков и листья деревьев, имеют «капельный сток», чтобы дождевая вода стекала быстро.(Верно, это канавки из воскового налета на листьях)
3.Верно ли, что листья на нижнем уровне узкие, а на верхнем уровне широкие. (Неверно, наоборот листья на нижнем уровне широкие, а на верхнем уровне узкие, для того чтобы пропускать солнечный свет на более низкие уровни.)
4. Верно ли, что есть лианы, которые поднимаются по стволам деревьев и достигают самых верхних слоев. (Верно, достигают самых верхних слоев в поисках света.)
5. Верно ли, что есть такие растения, которые растут прямо на деревьях. (Верно, такие как эпифиты, например орхидея)
6. Верно ли, что растения в нижнем ярусе влажных тропических лесов имеют не эффективное цветение. (Неверно, растения в нижнем ярусе влажных тропических лесов имеют эффективное цветение и привлекают насекомых для опыления, так как на этих уровнях не так много ветра).
Дидактическая игра «Доскажи словечко» (хором)
1. Тропическая лесостепь Африки называется … саванна.
2. Самая засушливая зона Африки называется… пустыня.
3.В бассейне реки Конго расположены влажные тропические … леса.
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
Сегодня на уроке продолжим знакомство с интересным континентом Африкой, послушайте отрывок из стихотворения и сформулируйте тему урока.
Где - то в джунглях, на лианах,
Где - то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.

(Александр Чурилов)
Тема урока «Животные тропических лесов Африки». В тропических лесах множество разнообразных животных, уделить внимание на уроке всем не получится, поэтому остановимся на самых ярких представителях тропических джунглей.
IV. Изучение нового материала
Большая часть африканских лесов расположена между двумя тропиками: Северным и Южным. В этой части земли все времена года похожи между собой; в течение года средняя температура и количество выпадающих дождей почти неизменны. Поэтому почти все животные здесь ведут оседлый образ жизни.
Среди наземных животных лишь немногие не способны лазать по деревьям. Тропические дебри – вотчина самых умелых верхолазов.
Это древесные лягушки, хамелеоны, змеи, летучие мыши, белки, обезьяны и другие животные.
В Африке много самых разных хамелеонов это древесные животные (пресмыкающиеся) с цепким хвостом и быстро меняющейся окраской.

Днем хамелеон медленно перебирается по деревьям с ветки на ветку, охотясь на насекомых и пауков. Подобравшись к жертве на близкое расстояние, он обматывает конец хвоста вокруг ветки, наблюдая за жертвой. Внезапно он стреляет в нее своим языком, длина которого почти равна длине его тела. Такой выстрел отличается особой меткостью, и язык возвращаясь в рот хамелеона, приносит на кончике пойманную добычу. Все это занимает не более секунды.
Только в тропических лесах живет мелкий копытный зверь – африканский оленек.

Рост этого животного как у зайца (35 – 40 см). Он ест не только растительную пищу, но и насекомых, пресноводных крабов. При опасности бросается в воду и ныряет. Днем оленек проводит на невысокой развилке деревьев, взбираясь туда по лианам.
В лесах обитает панголин.

Это животное с узкой мордой и длинным хвостом. Его тело покрыто роговыми пластинками. Свернувшись клубком, это животное напоминает бронированный шар. С помощью длинных кривых когтей он может лазать по деревьям. Панголины живут и в саванне, где питаются термитами.
В тропических лесах острова Мадагаскар нет обезьян, там водится много лемуров.

Эти животные бояться дневного света. Днем лемуры прячутся в темные уголки леса или дупла деревьев и спят до наступления темноты. Некоторые виды лемуров живут в Африке. Тело лемуров покрывает густой мех, некоторые из них являются счастливыми обладателями пушистых хвостов. Их мордочки напоминают зверей, нежели обезьян, по этой причине их относят к полуобезьянам.
Тропические леса – это царство обезьян.

Задание по карточкам: напишите названия обезьян.
Па . . . н
Ма . . . а
Ма . . . . . а
О . а . . . . . н
Ш . . . а . . е
Г . . . . . а
(Ответы: павиан, макака, мартышка, орангутан, шимпанзе, горилла.)
Рассказ учителя
Павианы относятся к роду узконосых обезьян. Длина их тела 100 см, хвоста 5 – 70 см. Морда удлиненная, похожая на собачью. Большую часть времени проводят на земле. Живут стаями. Взрослые самцы поддерживают в стаях порядок. Если кто – либо из малышей подерется или отстанет от стаи, взрослый павиан подбежит к нему и усмирит, иногда и отшлепает. Едят павианы коренья, опавшие листья, бананы и насекомых.
Мартышки – небольшие длиннохвостые обезьяны. Мартышки живут высоко в кронах больших деревьев. Они ловко прыгают по деревьям, умеют двигать ушами, гримасничают. Едят все, что попадается: листья, травы, орехи, насекомых и птиц… Мартышек мы часто видим в цирке: они лихо скачут верхом на лошади, ездят на собаках, кувыркаются и прыгают через преграды.
Самая большая обезьяна – горилла больше времени проводит на земле, а не на деревьях. Живут лишь в Африке в непроходимых и труднодоступных для человека местах, группами обычно от 5 до 10 животных. Это бесхвостые обезьяны. Тело покрыто густой темной шерстью. Они устрашающие на вид, но на самом деле очень добродушные, ни на кого не нападают. Питаются бамбуком и травами. Рост взрослых самцов более 2 м, а вес достигает 300 кг.
Шимпанзе – обитают как в тропических лесах, так и в саваннах. Тропические шимпанзе – очень мирные и добродушные. Питаются травами и насекомыми, а мяса не употребляют вовсе. Шимпанзе живут сообществами от 20 и до 100 особей и более.
Змеи могут взбираться на высокие деревья и передвигаться по открытой местности с большой скоростью. Самые опасные из африканских змей – агрессивная ядовитая мамба (древесная кобра) и габонская гадюка.
Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил –
В самой длинной речке Нил.

(Л. Громова)
Крокодилы обитают в пресноводных водоёмах Западной Африки, а также в солёной воде на побережье Камеруна. Это древнейшие жители нашей планеты, современники вымерших динозавров. Тело покрыто роговыми чешуями.

Звери летнюю порой,
Собрались на водопой.
Осторожно! Быть беде.

Гляньте, …(крокодил) в воде.
Крокодилы большую часть суток проводят в воде. Благодаря обтекаемому телу, могучему длинному хвосту и перепонкам на задних лапах крокодилы великолепно плавают и ныряют. Коварного крокодила трудно увидеть возле берега: из воды торчат лишь глаза да ноздри. Но стоит антилопе ступить в реку, чтобы напиться, как крокодил мгновенно хвостом сбивает ее с ног, хватает громадной пастью и тащит в глубину. С наступление дождливого сезона самки строят гнёзда из растений близости от воды, что даёт возможность вылупившимся детёнышам самим добраться до неё. Забота о потомстве наблюдается крайне редко. На берег выходят обычно утром и ближе к вечеру погреться на солнце. Промышляют обычно ночью. Живут крокодилы долго – от 80 до 100 лет. Люди истребляют их в основном из – за кожи. Из – за чрезмерного уничтожения численность этих животных сильно сократилась и некоторым видам грозит полное исчезновение. В ряде стран были приняты законы, запрещающие охоту на крокодилов.
Музыкальная пауза
(Прослушивание песни Красной Шапочки, слова Ю. Михайлова, музыка А. Рыбникова)
Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке
Топать, ехать и бежать -
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно-верно-верно,
То возможно-можно-можно
Можно в Африку прийти!
А-а, в Африке реки вот такой ширины,
А-а, в Африке горы вот такой вышины,
А-а, крокодилы - бегемоты,
А-а, обезьяны - кашалоты,
А-а - и зеленый попугай!
А-а - и зеленый попугай!

Решение проблемных вопросов.
Вопрос: ребята, как вы думаете, почему мало крупных животных в густых зарослях экваториального леса? (Животным трудно передвигаться в густых зарослях. Они обитают у опушек леса или вдоль речных берегов.)
Это слоны, буйволы, окапи, кистеухие свиньи.
О некоторых животных мы узнаем из подготовленных вами сообщений.
Сообщения учащихся
1 ученик
Окапи – очень редкое, интересное и уникальное животное.

Ученые обнаружили его в начале XX века. Это маленькое, робкое животное, редко выходят из леса по окраске похоже на зебру. Ростом окапи с осла, у него тонкая, шелковистая шерстка. Цвет шерсти коричневый, а ноги как у зебры покрыты черно – белыми полосками. Своим длинным языком окапи совершают удивительные вещи: могут лизать себя за ушами. Внутри рта, по обе стороны окапи имеют карманы, в которых хранят пищу. Ест он листья кустарников и деревьев. Будущая мама вынашивает свое дитя 450 дней. После рождения малыш очень привязан к маме, они переговариваются друг с другом тихим покашливанием. Иногда малыш, словно теленок мычит с небольшим присвистом.
2 ученик
Кистеухая свинья является жителем Центральной и Западной части Африки.

Обитает в лесах с болотистой местностью, а вот засушливых почв эти животные избегают, благодаря чему появилось второе название — речная свинья. Это животное сложно назвать симпатичным, но кистеухая свинья имеет яркий окрас: шерсть коричнево-красного цвета с белой полосой на спине. Морда вытянутая и тонкая, черного цвета с кругами белого цвета вокруг глаз и длинными бакенбардами, пятачок небольшой. Самцы и самки имеют небольшие острые клики, которые создают грозный вид. Уши украшают длинные кисточки, которые выглядят довольно мило. Хвост подвижный с кисточкой на кончике бело-черного цвета. В длину эти свиньи дорастают до 100-150 сантиметров, вес около 80 килограмм. Они могут быстро бегать, причем их движения резкие и стремительные. По скорости бега они могут соревноваться с охотничьими собаками, но выдыхаются довольно быстро. По отношению к собакам эти свиньи проявляют агрессию, если собака попадется на пути этого дикого животного, то она будет съедена.
Днем они спят, а ночью ищут корм.
3 ученик
В воде с рыбами живёт
Очень крупный…
(бегемот).

У больших рек и озер живут бегемоты. В Африке бегемотов называют гиппопотамами, это значит «речная лошадь». Но на резвую лошадь толстый и ленивый бегемот не похож, только когда резвится в воде. При сильной жаре бегемоты погружаются в воду целиком, над поверхностью видны только уши, глаза и ноздри. Бегемот – травоядное животное. После захода солнца они выходят на берег и с аппетитом жуют траву. На громадное туловище бегемота садятся птицы и склевывают с его шкуры паразитов. Вес бегемота до 4,5 т!
4 ученик
Леопард – крупный и единственный хищник тропического леса Африки.

Шерсть у леопарда желтая, в черных пятнах. В тропическом лесу, сливаясь с кустарниками и солнечными бликами, он почти незаметен. По силе и свирепости уступает лишь льву, но превосходит его по хитрости и коварству.
Подманивая добычу, он может притвориться мертвым или умирающим, может затаиваться и часами неподвижно лежать у звериной тропы. Но стоит только рядом пробежать газели, как хищник мгновенно бросается на свою жертву.
Он обычно ведет ночной образ жизни, охотиться и живет в одиночку. У леопарда очень острое зрение, он может увидеть жертву за 1,5 км. Движения его бесшумны. Один прыжок – и добыча в его цепких лапах. Нападает леопард на молодых буйволов и других животных. Добычу хищник утаскивает в укрытие или забирается с ней на дерево, где ему никто не мешает.
Я по Африке пойду,
Словно по бульвару.
Встречу птицу какаду
И увижу ара.
Дайте сразу же, ребята,
Мне названье тех пернатых.
(Попугаи)

Работа по учебнику стр. 35.
Задание: выпишите в тетрадь птиц и насекомых тропических лесов Африки.
Проверка: птицы – аисты, цапли, фламинго, пеликаны, попугаи, нектарницы, птицы – носороги. Насекомые – муравьи, термиты, бабочки, жуки.
Трудно перечесть всех животных, населяющих тропические леса Африки. Но еще больше, еще разнообразнее там птичье царство! Птицы всех цветов и величин на разные голоса кричат, поют, свистят в ветвях густых деревьев, перелетают с цветка на цветок, собирают сок, долбят плоды и орехи.
Но увидеть здесь птиц не так-то просто. Пернатые обитатели подлеска хорошо маскируются и при малейшей опасности сразу скрываются в листве. Тем более трудно увидеть их собратьев, живущих высоко в кронах деревьев. Эти пернатые оглашают своим пением весь лес, но только изредка видны темными пятнышками на фоне голубого неба. Африканский лес хорошо хранит свои тайны. Но некоторые я вам раскрою.
В тропических лесах живет птица – медовед.
Заметив человека, она хлопает крыльями и щебечет, привлекая к себе внимание. Затем птица, перелетая с ветки на ветку, садиться на дерево, в дупле которого живут дикие пчелы. Местные жители используют эту птицу при поиске меда.
Птица – носорог довольно крупная, с длинным хвостом.

Гнездится в дуплах. Ест насекомых и ящериц, любит плоды. Носорогом эту птицу назвали из – за большого нароста на клюве.
Здесь очень много муравьев. Один из видов – кочующие муравьи – передвигаются длинными колоннами, уничтожая все на своем пути. Даже слоны разбегаются от полчищ этих насекомых.
В лесах Западной Африки водится жук – великан, которого называют голиаф (его длина 12 см).
Тропические бабочки тоже больших размеров. Размах их крыльев около 30 см.

(Мадагаскарская комета)
V. Закрепление
1.Назовите, как приспособились животные к жизни в тропиках?
(Предположительные ответы учащихся: животные обитают во всех ярусах. Многие приспособились к жизни на деревьях. Крупные животные обитают лишь на опушках леса и берегах рек.)
В густых сумрачных лесах животным трудно увидеть друг друга, поэтому все дневные животные, особенно птицы, имеют яркую окраску, а ночные – громкий голос.
2.Представьте, что вы оказались в таком лесу, что вы чувствуете.
(Предположительные ответы учащихся: сумрак, сырость, туман, крики птиц, голоса обезьян, треск веток.)
Такие места пугают попавшего в тропический лес человека. Эти места населяют лишь племена пигмеев.
Вот такой мир самых-самых животных Африки. Кто-то из них вам давно известен, а о некоторых вы, наверняка, узнали впервые. А сколько еще удивительного и неизведанного прячется за камнями, в песках и на деревьях этого жаркого континента, остается только догадываться, читать и изучать.
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

VI. Итог урока
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Стр. 33 – 36. Используя дополнительную литературу, составить и написать рассказ по плану об одном из животных тропического леса.
План
1. Где живет.
2. Внешний вид.
3. Чем питается.
4. Забота о потомстве.
Использованная литература:
1. Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина "География материков и океанов 8 класс", М. "Просвещение" 2004 г.
2. Сергеев Б.Ф. Жизнь лесных дебрей. 1988 г
Презентация на тему: Животные тропических лесов Африки

Рекомендуем посмотреть:

Итоговое занятие по географии 8 класс Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Развитие литературы и искусства в XVIII веке Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Быт русских людей в XVIII веке Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Растительный мир тропичес

Похожие статьи:

Урок географии, 8 класс. Реки России. Конспект

Участник №7 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Растительный мир тропических лесов Африки | Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы. Растительность саванн Африки
Опубликовано: 3203 дня назад (18 июля 2015)
Просмотров: 8546
+15
Голосов: 15
Алла Ивановна Ефимова # 19 июля 2015 в 00:48 +3
Доброй ночи, Надежда Евгеньевна! Спасибо за замечательную работу, а от сына двойное спасибо за презентацию, он просматривал ее несколько раз. Вам голос и ждем новых работ.
Наталья Константиновна Клочкова # 19 июля 2015 в 09:07 +2
Здравствуйте Надежда Евгеньевна! Заглянула к Вам на урок географии "Животные тропических лесов Африки". Очень насыщенный урок, интересные вопросы для игры "Верно-неверно", хорошие выступления учащихся и отличная презентация. Удачи Вам! Мой Голос №5.
Ольга Васильевна Яковлева # 19 июля 2015 в 20:48 +4
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. Интересный урок географии "Животные тропических лесов Африки". Вы используете много дидактических игр, стихов, рассказов учителя, учеников, проблемных вопросов, прекрасных, ярких фотографий. Урок составлен грамотно, все части взаимосвязаны. Цель и задачи выполнены. Дальнейших творческих успехов! голос
Татьяна Александровна Толстикова # 20 июля 2015 в 09:15 +4
Надежда Евгеньевна, здравствуйте! Получила массу удовольствия, посетив Ваш урок. Как всегда, всё на высоком уровне, смена заданий и их разнообразие делают урок интересным и увлекательным , а прекрасные фотографии украшают его. Большое спасибо! С удовольствием голосую.
Ермакова Наталья Александровна # 24 июля 2015 в 03:10 +3
Надежда Евгеньевна, здравствуйте! Удивительная и красивая страна Африка, с каждым занятием Вы открываете новые тайны и просто сказочные образы животных.Дети любят всё необычное и тема Африки всегда любима ими. С удовольствием голосую, желаю победы в конкурсе!
Любовь Сергеевна Новоселова # 27 июля 2015 в 04:58 +4
Доброе утро,Надежда Евгеньевна. Спасибо за приглашение на такой замечательный урок. Животный мир Африки интересен, предложен не только информационный материал, но и задания, которые помогают осмыслить. Яркие фото и презентация никого не оставят равнодушными. Мой голос №9. Буду рада посетить Ваши следующие уроки.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 27 июля 2015 в 11:39 +3
Надежда Евгеньевна, спасибо за приглашение!
Обязательно частично воспользуюсь вашей разработкой в своей работе. Солидарна с положительными отзывами, работа представлена на отлично! Желаю вам успехов и посылаю свой голос!
С уважением, Т.Н.
Ирина Николаевна Ступченко # 27 июля 2015 в 15:08 +2
Замечательная работа: яркая и незабываемая. Такие увлекательные животные и интересные факты их среды обитания не оставят никого равнодушным. Всё это - гарантия успеха любого урока, в любой школе. Желаю успеха! Примите голос!
Надежда Евгеньевна Скорых # 28 июля 2015 в 14:27 0
Благодарю Вас коллеги, за положительные отзывы и за оказанное внимание к материалу.
Ива Иванова # 28 июля 2015 в 20:33 +2
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Спасибо за приглашение на урок географии "Животные тропических лесов Африки". Очень интересный, насыщенный, яркий урок с элементами игры. Отличная презентация. Удачи Вам и мой голос.
Лилия Данировна Зиннурова # 30 июля 2015 в 19:20 +2
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Спасибо за приглашение! Мероприятие Ваше мне понравилось. Конспект оформлен методически грамотно. Молодец! Голосую.
Любовь Зайцева # 23 августа 2015 в 20:52 +1
Надежда Евгеньевна! Спасибо за интересный материал - часть из которого можно использовать в детском саду. Голос!!! +1!
Татьяна Григорьевна Борисова # 3 октября 2015 в 01:08 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Спасибо за приглашение на интересный яркий урок. Много наглядности, использованы загадки, стихи, задания на развитие познавательной активности учащихся. И повторение пройденного ранее, и погружение в новый материал, работа с учебником плюс презентация - все приёмы ведут к успешному обучению. Урок методически составлен грамотно. Примите мой голос и пожелание удачи.
Надежда Евгеньевна Скорых # 17 ноября 2015 в 17:19 0
Уважаемые коллеги, огромное вам спасибо за доброжелательные отзывы!