Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы. Растительность саванн Африки

Урок географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Растительность саванн Африки
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат VIII вида, Ивановская область
Описание: урок предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. Может представлять интерес для педагогов, работающих в коррекционной и начальной школе, и для любознательных пользователей Портала кому интересна своеобразная растительность саванн Африки.
Цель: формирование представлений о растительном мире саванн Африки.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с отличительными особенностями саванны от других природных зон и несколькими представителями растительного мира саванны.
Коррекционно-развивающие: содействовать дальнейшему развитию умения устанавливать особенности приспособленных признаков растений к условиям окружающей среды.
Воспитательные: содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Урок, ребята – это мгновение, и мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели получить множество знаний.
II Повторение пройденного материала
Фронтальная беседа
1. От чего зависит многообразие животного мира в тропических лесах?
2. Почему крупные животные в основном живут по берегам рек и озер?
3. Как приспособились животные к жизни в тропиках?
Расскажите об одном из животных тропических лесов по плану:
1. Где живет.
2. Внешний вид.
3. Чем питается.
4. Забота о потомстве.
III. Актуализация знаний, объявление новой темы
Задание: назовите слова – ассоциации к слову «Африка».
(Ответы учащихся)
У большинства людей слово «Африка» ассоциируется, в первую очередь, с африканской саванной, сформулируйте тему урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с типичными представителями растительного мира саванн Африки «Растительность саванн Африки».

IV.Изучение нового материала
Работа по карте «Природные зоны Африки»

1.Покажите и назовите природные зоны Африки.
2.Определите, какая самая большая по площади природная зона Африки? (Саванны занимают почти 40% площади Африканского материка).
3.Определите географическое положение саванн. (К северу и югу от экватора).
Терминологическая работа. Найдите в словаре, что означает слово «саванна» стр.206
Саванна – это тропическая травяная степь с редкими деревьями и зарослями кустарников.
Для саванн характерны два времени года – сухой и влажный сезоны. В сухой сезон, который длится в среднем около полугода и совпадает с зимой, почти не бывает осадков. Во влажный сезон (сезон дождей) идут сильные ливни. Его продолжительность от 6 до 9 месяцев.
Как вы думаете, от чего зависит растительность саванн? (Ответы учащихся)
Растительность саванн зависит от продолжительности сезона дождей. Там где сезон дождей длится 7 - 9 месяцев, деревья покрыты зеленью, воздух чист и свеж. Бушует море трав, которые достигают высоты трех метров.

Типичный представитель саванн слоновая трава. Свое название получила из – за того, что ее молодыми побегами любят полакомиться слоны. В засуху наземная часть побега высыхает и часто уничтожается пожарами, но подземная часть растения сохраняется и после дождей дает новую жизнь.
Там, где дожди идут менее 6 месяцев, травы не слишком высоки. В сухой сезон почва высыхает, травы вянут и сохнут. Реки мелеют, небольшие речки полностью пересекают. Дует сильный горячий ветер, приносящий пыль и песок.
Задание: определите по Приложению к учебнику основные растения саванны.
(Ответы: баобаб, зонтичная акация, молочай).
Запомните, как пишутся слова «БАОБАБ», «АКАЦИЯ», «МОЛОЧАЙ».
Рассказ учителя.
Среди густой травянистой растительности возвышаются крупные деревья – баобабы.

Они являются визитной карточкой саванн. Выглядит баобаб очень своеобразно: вместо стройного ствола – пузатая бутылка, вместо пышной кроны – торчащие в разные стороны ветки. Вот как африканская легенда объясняет необычный облик баобаба.
«Бог посадил баобаб в долине полноводной реки, но капризное дерево было недовольно сыростью тех мест. Творец отвёл баобабу для поселения склоны гор, но и там дереву показалось неуютно. Тогда небесный владыка в гневе воткнул баобаб корнями вверх посреди сухой саванны. Так и растёт прогневавшее бога дерево вверх корнями».
Они растут в одиночку или группами. Высота баобабов может быть до 25 м. Ствол очень толстый, в обхвате до 10 м и огромная раскидистая крона.
(6 – 7 человек встают в круг. Величина этого круга равна ширине ствола баобаба).
Самое высокое в мире дерево — эвкалипт, затем идет метасеквойя, а баобабу всегда отводилось более скромное место. И вдруг совсем недавно впервые обнаружен в Африке баобаб - исполин, которому нет равных среди других деревьев этого рода: 189 метров в высоту и диаметр ствола у основания до 44 метров.
Это деревья долгожители, возраст некоторых достигает 4 – 5 тысяч лет. Отмирая, баобаб оседает и как будто рассыпается, оставляя после себя кучу коры и волокна. У баобабов мощные корни, они тянутся по поверхности почвы на несколько метров, охватывая огромные пространства. Эти деревья очень живучи. Они обладают свойством быстро восстанавливать содранную или сожженную кору. Стволовая древесина этого дерева пропитана влагой, что позволяет выживать даже во время сильных пожаров в сезон засухи. Поваленные баобабы быстро пускают корни.
В дождливый период баобабы покрываются крупными белыми цветами с сильным запахом. Цветет баобаб несколько месяцев, только каждый цветок живет лишь одну ночь. Опыляются цветки летучими мышами. Баобаб еще называют «обезьяньим деревом» так как его плоды являются любимым лакомством для обезьян. В засушливый период листья баобаба опадают и на ветках остаются только плоды, похожие на крупные огурцы. В саванне баобаб поит, кормит и одевает людей. Из его коры получают волокно для рыболовных сетей, мешков, набивки подушек и матрасов, делают бумагу. Молодые листья отваривают и едят как овощи. Из сырых плодов готовят напиток, похожий на лимонад. Из семян получают специальное вещество адансонин, которое используется как противоядие при отравлениях. В полых стволах баобаба устраивают склады, кладовки, жилища, гаражи для машин.
Другое распространенное растение – зонтичная акация.
Работа по учебнику стр. 39 самостоятельное чтение про зонтичную акацию.

Беседа по прочитанному:
1. Происхождение названия зонтичной акации. (За счет своей кроны, которая имеет сплюснутую форму, акация получила название зонтичная. Растение поднимается над травянистой растительностью как огромный зонтик).
2. Почему это дерево почти не дает тени? (У этого дерева широкая плоская крона, мелкие листочки, поэтому оно почти не дает тени).
3. Как зонтичная акация приспособилась к особенностям климата? (В сухой сезон акация сбрасывает листья, а в дождливый период вновь покрывается яркой зеленью).
Рассказ учителя
Встречается в саванне алоэ, его называют еще столетником, хотя живет это растение гораздо меньше.

Вырастает высоким деревом с искривленным стволом. Почему у алоэ такая форма ствола есть старая легенда.
«В древности в Африке жил старый колдун. Он лечил людей от болезней, помогал многим в беде. Сам за свою долгую жизнь никогда не болел. И на восемьдесят четвертом году жизни вдруг настигла его болезнь. Да такая, что не выпрямиться, не разогнуться от боли. И подумал колдун, что его время вышло и пошел умирать в пустыню.
Увидел он дерево с мясистыми листьями и мощным ровным стволом, старик устал, его мучила жажда, он подумал: «Наверное, в толстых листьях этого странного дерева много влаги». И сказал: «Прости меня дерево, но мне нужен сок твоих листьев, и я отломлю только один, боль сильнее и сильнее скручивает меня, и скоро я уже не захочу пить, скоро я умру. Я не боюсь смерти, но что будет с моими соплеменниками, кто их будет избавлять от болезней? Кто им поможет, если охота будет неудачной?» И так как он был колдуном, то понимал язык зверей, птиц и деревьев и услышал, как дерево ответило ему: «Не печалься! Возьми несколько моих листьев, выпей сок и иди назад к своим людям. У тебя еще есть дело, ты должен вырастить нового колдуна и передать ему свои знания, прежде чем уходить». Колдун послушал дерево, выпив сок из девятого листа, он выпрямился и засмеялся, забыл о боли и, не оглянувшись, зашагал к селению. А позади него осталось стоять дерево с искривленным стволом, поменявшееся с ним судьбой. И с тех пор у всех древесных алоэ изогнутые стволы, и тех же пор оно исцеляет людей от множества болезней».

Встречается в саванне и молочай – древовидный кустарник с мясистыми стеблями и ветвями, лишенными листьев, покрытыми колючками, в которых накапливается вода.
Вдоль рек, текущих по саванне, растут галерейные леса. Их ветви переплетаются над рекой и образуют свод, коридор, галерею.
Физминутка «Африка» под музыку песни «Чунга – чанга»
Саванны благоприятны для жизни человека. Здесь выращивают кукурузу, кофейное дерево, какао – бобы, земляной орех, хлопчатник.
Африка – родина кофейного дерева.

Это невысокое вечнозеленое растение с белыми пахучими цветами. Плоды кофе темно – красного цвета с двумя зернышками. Для того чтобы получилось кофе, зернышки очищают от мякоти, сушат и поджаривают до коричневого цвета. Сырые зерна кофе зеленые. Перед тем как приготовить кофе, обжаренные зерна мелют.
Из Африки к нам пришел и детский напиток – какао.

Деревья какао
начинают плодоносить только на пятый год. Плоды растут прямо на стволе дерева. Спелые плоды золотисто – желтого цвета, по форме и размеру напоминают дыню. Их снимают с деревьев, раскалывают и выбирают семена – какао – бобы. На специальных фабриках какао – бобы поджаривают, мелют, выжимают и из жмыха делают порошок какао. Из порошка варят вкусный и питательный напиток – какао.
Молочайное растение (маниока) выращивается местным населением для получения клубней, которые достигают веса 10 кг и содержат до 40 % крахмала. Их едят печеными, вареными или готовят из них специальную муку. Из муки пекут хлеб, пироги, лепешки, пирожные. В сыром виде клубни этого растения ядовиты.
Познавательная информация.
В саванне растет кустарник, который местные жители называют ловушкой для мух.

Его листья покрыты серебристыми волосками, которые выделяют клейкую жидкость. Мухи, привлеченные приятным запахом, садятся на листья и прилипают. За пойманными мухами приползают особые пауки. Они переползают за добычей с кустарника на кустарник и опыляют их. Местные жители подвешивают ветки этого кустарника в домах вместо липкой бумаги от мух.
Растительность саванн приспособлена к сухому континентальному климату и к периодическим засухам, бывающим в саваннах по целым месяцам. Листья у злаков узки, сухи, жестки, волосисты или покрыты восковым налетом. У злаков и осоковых молодые листья остаются свернутыми в трубку. У деревьев листья мелки, волосисты, блестящи («лакированы») или покрыты восковидным налетом.
V. Закрепление
1.Работа по карточкам (в парах).
Задание: найдите три ошибки в тексте и зачерните их.
В саванне много высокой (до 3 м) густой травы. В одиночку или отдельными группами возвышаются деревья: баобабы, дубы, клены. Много в саванне акаций и берез. Сезон дождей сменяется сухим сезоном. Иссушающий ветер приносит песчаную пыль и снег. Травы высыхают. Деревья сбрасывают листву.
Проверка: перечитайте правильный текст.
2. Ответьте на вопросы.
- Какая опасность грозит растениям саванны в сухой сезон? (В сухой сезон почва высыхает, травы вянут и сохнут).
- С чем связаны превращения, которые происходят с растениями саванн? (С сухим и влажным сезонами).
Жизнь всей африканской саванны находится в прямой зависимости от погоды. В каждый период засухи саванна теряет яркость и превращается в море засохшей травы и знойного уныния. А за несколько дней дождя природа становится неузнаваемой.
VI. Итог урока.
С какими новыми растениями мы познакомились на уроке?
Что для вас было новым и удивительным?
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Стр.37 – 40, вопросы 1 - 4
Использованная литература:
1. Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина "География материков и океанов 8 класс", М. "Просвещение" 2004г.
2. С. И. Ивченко. Книга о деревьях
Презентация на тему: Растительность саванн Африки

Рекомендуем посмотреть:

Итоговое занятие по географии 8 класс Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Развитие литературы и искусства в XVIII веке Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Быт русских людей в XVIII веке Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Растительный мир тропичес

Похожие статьи:

Урок географии, 8 класс. Реки России. Конспект

Участник №8 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Животные тропических лесов Африки | Конспект урока географии с презентацией для 8 класса коррекционной школы. Животные саванн Африки
Опубликовано: 3412 дня назад (20 июля 2015)
Просмотров: 9259
+10
Голосов: 10
Елена Горбунова # 20 июля 2015 в 19:09 +1
Добрый вечер, Надежда Евгеньевна! Спасибо за очередную "серию путешесвий" - "Знакомство с растительностью саванн Африки". Насыщенный урок, проблемные вопросы, познавательная информация, работа по карте, много прекрасных ярких фотографий. Спасибо за интересный урок, успехов Вам! Голосую.
Ермакова Наталья Александровна # 20 июля 2015 в 19:57 +1
Здравствуйте,Надежда Евгеньевна! Очень интересное занятие ВЫ представили, узнала много нового о удивительной стране, прекрасно подобраны фотографии-удивительное путешествие по Африке. Думаю дети в восторге от такого занятия,и с интересом ждут следующего. Спасибо, принимайте голос №2!
Ольга Васильевна Яковлева # 20 июля 2015 в 21:08 +2
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. Спасибо за интересный, познавательный урок "Растительность саванн Африки". Он составлен грамотно. Цель и задачи реализованы полностью. Материал легко воспринимается, оформлен отличными фотографиями. Ждем следующих разработок! Творческих успехов! голос
Алла Ивановна Ефимова # 20 июля 2015 в 23:46 +1
Доброй ночи, Надежда Евгеньевна! Спасибо за очередное путешествие, на интересный урок. Насыщенный урок, проблемные вопросы, познавательная информация, работа по карте, много прекрасных ярких фотографий. ВЫ МОЛОДЕЦ. Успехов и удачи в конкурсе Вам! Голосую.
Татьяна Александровна Толстикова # 21 июля 2015 в 21:59 +2
Надежда Евгеньевна, добрый вечер! С большим интересом знакомилась с материалом Вашего урока. Очень понравился рассказ о баобабе, много интересной и редкой информации. Здорово, что ребята, создав круг, смогли оценить толщину этого интереснейшего дерева. Вы умеете удивить, а это так завораживает ребят, формирует стойкий интерес к предмету. Спасибо большое за доставленное удовольствие. Голосую!!!
Ольга Константиновна Макарова # 27 июля 2015 в 06:53 +1
Надежда Евгеньевна, доброе утро! Интересный, познавательный урок, много полезной и новой информации; понравилась легенда об алоэ. Отличное фото сопровождение! Примите голос № 6! Удачи!
Вера Александровна Орехова # 27 июля 2015 в 09:59 +1
Надежда Евгеньевна, спасибо за приглашение.
Мне понравился материал, интересный и познавательный урок.
В ходе урока Вы формируете представления детей о растительном мире саванн Африки, знакомите с особенностями саванны от других природных зон .
С удовольствием познакомилась с информацией о растительности саванны.
Красивые фотографии, грамотное оформление, поставленные цели и задачи выполнены.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Любовь Николаевна Комова # 27 июля 2015 в 11:09 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. Спасибо за удивительное знакомство с растительностью саванн Африки. Конспект урока хорошо продуман, подобрано много интересной и познавательной информации.
Четко поставлена цель и выделены задачи, которые на отлично реализованы. Сценарий грамотно оформлен, что полностью соответствует всем требованиям сайта. Проведена хорошая работа по подборке иллюстраций. Ценность разработке придает отличная презентация у уроку.
Желаю удачи в конкурсе. Голосую с удовольствием!
Светлана Николаевна Матвеева # 27 июля 2015 в 14:05 +1
Уважаемая, Надежда Евгеньевна! Познакомилась с Вашим Уроком географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Растительность саванн Африки. Тропическая травяная степь с редкими деревьями и зарослями кустарников интересна и весьма своеобразна. Здесь возвышаются крупные деревья – баобабы, растёт зонтичная акация, возвышается алоэ, который ещё называют столетником, несмотря на то, что живёт это растение гораздо меньше, а древовидный кустарник с мясистыми стеблями и ветвями, совсем без листьев, покрытыми колючками, накапливает воду. Ветви галерейных лесов переплетаются над рекой. Какая красота! И всё это Африка - родина кофейного дерева. Урок соответствует всем требованиям современного урока. Материал сопровождается яркими фотографиями. К уроку прилагается презентация. Примите мой голос. И пожелания удачи в конкурсе!
Лидия Михайловна Казанцева # 28 июля 2015 в 09:33 +2
Здравствуйте Надежда Евгеньевна! Спасибо Вам за приглашение на познавательный урок по географии.Очень интересная форма проведения урока. Думаю учащимся на током уроке скучать не придется. В ходе урока Вы познакомили учащихся с отличительными особенностями саванны от других природных зон и несколькими представителями растительного мира саванны, выполнив цель и задачу урока.Примите мой голос и дальнейших успехов. С уважением, Л.М.
Надежда Евгеньевна Скорых # 28 июля 2015 в 14:25 0
Уважаемые коллеги, огромное спасибо, что не оставили без внимания материал и оставили доброжелательные отзывы!
Татьяна Александровна Дергилёва # 9 августа 2015 в 11:10 +1
Интересный.занимательный урок.Побывали в Африке.Больше всего меня впечатлила трава высотой 3 метра.Все занятие проходит как говорится на одном дыхании.Голосую!
Татьяна Григорьевна Борисова # 3 октября 2015 в 02:07 +1
Надежда Евгеньевна, спасибо за приглашение.
Мне понравился материал, интересный и познавательный урок.
В ходе урока Вы формируете представления детей о растительном мире саванн Африки, знакомите с отличительными особенностями саванны от других природных зон .
С удовольствием познакомилась с представленной информацией, понравился фотоматериал.
Очень красивые фотографии, грамотное оформление, поставленные цели и задачи выполнены. Голосую!
Надежда Евгеньевна Скорых # 17 ноября 2015 в 17:18 0
Уважаемые коллеги, огромное вам спасибо за доброжелательные отзывы!