Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока географии с презентацией для 8 класса коррекционной школы. Животные саванн Африки

Урок географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Животные саванн Африки
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат VIII вида, Ивановская область
Описание: урок предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида, а также может быть использован и во внеурочное время, как дополнение для проведения викторин, предметных недель. Может представлять интерес для педагогов, работающих в коррекционной и начальной школе, и для пользователей Портала кому интересна живая природа саванн Африки, переполненная различными животными. Африка до сих пор остается самым загадочным, сказочным и привлекательным материком.
Цель: формирование представлений о саванне Африки как территории с уникальным и самым разнообразным животным миром.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями животного мира саванн Африки.
Коррекционно-развивающие: содействовать дальнейшему развитию умения устанавливать особенности приспособленных признаков животных к условиям окружающей среды.
Воспитательные: продолжить формирование чувства любви к природе, окружающему миру.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
II Повторение пройденного материала
1. Повторение терминов.
Задание: назвать термин, о котором идет речь.
На доске размещены термины (или выведены на экран проектора): саванна, водопад, перешеек, оазис, Африка, орошение, порог, сезон дождей.
1. Узкая полоска суши, соединяющая материк с полуостровом. (Перешеек)
2. Материк, который пересекается экватором почти посередине. (Африка)
3. Часть года с преобладанием ливневых дождей. (Сезон дождей)
4. Участки пустыни, где на поверхность выходят подземные воды и поэтому она богата влагой. (Оазис)
5. Участок в русле реки с выступами камней – валунов или обломков горных пород. (Порог)
6. Падение воды с уступа, который пересекает русло реки. (Водопад)
7. Увлажнение почвы. (Орошение)
8. Тропическая травяная степь с редкими деревьями и зарослями кустарников. (Саванна)
2. Тест «Африка: самый, самая, самое…»
Задание: выберите один верный ответ.
1. Самый большой остров у берегов Африки:
Гренландия
Мадагаскар
Сахалин
2. Самый крупнейший водопад Африки:
Тугела
Каламбо
Виктория
3. Самая полноводная река Африки:
Лимпопо
Нил
Конго
4. Самая высочайшая вершина Африки:
Драконовые горы
Эфиопское нагорье
вулкан Килиманджаро
5. Самая большая пустыня Африки:
Калахари
Намиб
Сахара
6. Самое большое по площади озеро Африки:
Виктория
Ньяса
Танганьика
7. Самое мощное дерево саванн Африки:
Баобаб
Кофейное дерево
Зонтичная акация
8. Самое глубокое озеро Африки:
Виктория
Ньяса
Танганьика
III. Актуализация знаний, объявление новой темы
Послушайте отрывок из стихотворения и сформулируйте тему урока:
А мне сродни простой жираф,
И леопард изысканный и важный,
И в чаще трав таящийся удав,
И носорог свирепый и отважный.

Н.С. Гумилев.
(Ответы учащихся)
Мы продолжим разговор о саванне, поговорим о животных, обитающих здесь. Вы узнаете много интересного о многообразии обитателей этой природной зоны, о приспособлениях животных к проживанию в данных условиях.
Африка, Африка – волшебный континент,
На всей большой планете
Земли прекрасней нет!

Мы оказались в центре Африки – в саванне и тема урока «Животные саванн Африки».
IV. Изучение нового материала
Животный мир саванн очень разнообразен. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне.
О некоторых животных мы узнаем из подготовленных вами сообщений на тему «Самые, самые, самые…»
Сообщения учащихся

(Учащийся рассказывает о животном, не называя его, остальные ученики попытаются отгадать о ком рассказ.)
1 ученик
Самое крупное наземное животное. Вес взрослого животного около – 7 – 8 т, высота – как одноэтажный дом. В Африке они живут в саваннах и на опушках тропических лесов. Степные животные крупнее лесных. Они очень сильные. Передвигаются эти исполины почти бесшумно. Прокладывая себе путь сквозь лесные дебри, они не выдадут себя ни треском веток, ни шорохом листвы. Крутой подъем для них также не помеха, они грандиозно преодолеют его без особых усилий. А если на пути встретиться водоем, этот гигант преодолеет его с завидной легкостью пловца. Толщина кожи местами достигает 2,5 см, она достаточно чувствительная к укусам насекомых и лучам палящего солнца. Именно поэтому животные так любят принимать грязевые ванны, а детенышей стараются заслонить своей тенью.
У этого животного очень короткая шея, чтобы дотянуться до земли, он использует хобот. (Африканский слон)

Слон ловко щиплет хоботом траву, срывает листья с дерева и кладет их в рот. В жаркий день слон им набирает воду для питья и обливает себя. С помощью хобота слон чувствует запахи за три километра, им он исследует путь в незнакомых местах. Иногда слоны используют хобот как оружие, но чаще в случае опасности слоны сворачивают хобот. Потеря хобота грозит животному голодной смертью.
2 ученик
Самые высокие животные в мире живут в саваннах. Рост животного может достигать 6 м. Благодаря росту они даже во время засухи питаются листьями и побегами с верхушек высоких деревьев. Для того чтобы подобрать что – нибудь с земли, животному приходится либо вставать на колени, либо широко расставлять ноги. Сильные задние ноги позволяют животному очень быстро бегать, он может развивать скорость до 60 км/ч. Единственный хищник, который решается напасть на животного, это лев, но и он опасается получить сильный удар копытом. Животное обладает чутким слухом и зрением. Численность их невелика, поэтому они находятся под охраной государства.
У них нет фамилий, нет имен, они не откликаются на клички. Но нет абсолютно двух похожих животных. Кенийские зоологи утверждают, что рисунок на теле животного так же неповторим, как отпечатки пальцев человека. (Жираф)

3 ученик
Самые многочисленные животные саванн. Название этих животных в переводе с греческого языка означает «ясноглазая». Глаза у них и правда необыкновенные – огромные и влажные, прикрытые пушистыми и длинными ресницами. Эти копытные обладают великолепным слухом, обонянием и длинными быстрыми ногами. В саванне обитает много видов этих животных. Они питаются в основном травой и листьями.
Своей длинной шеей животное напоминает жирафа и при этом характерной особенностью являются чрезмерно большие уши, которые весьма гармонично выглядят. Большое животное является красивым самим по себе и является одним из животных, которое наиболее легко обнаружить в африканском сафари. (Антилопа)

Антилопа – гну отличается от других гривой, острыми рогами и пушистым хвостом, похожим на лошадиный. Перед началом сухого сезона антилопы – гну собираются в огромные стада. По стаду проносится громкий звук: «Гну – у – у – у – у…» из – за этого крика животных так и назвали – «антилопа – гну». Самая крупная из антилоп – канна. У нее сильные рога и горб на спине, ее рост около 2м. Самая изящная и быстрая из антилоп саванны – газель.
4 ученик
Одно из самых грозных животных саванн. Весит животное около 4 т, а его длина – 4,5 м. Днем они спят, а вечером пасутся, отличаются хорошим слухом и обонянием и плохим зрением. Назвали это животное так из – за его рога, который находится у него на носу. Рога животного ценятся очень дорого, и поэтому браконьеры их нещадно истребляли. Сейчас во многих африканских странах они находятся под охраной государства. (Носорог)

5 ученик
Самое быстрое животное в мире. Преследуя добычу, он может бежать какое – то время со скоростью 120 км/ч. В переводе это животное означает «собака – кошка». Морда у него похожа на кошачью, однако он не ревет как тигр или лев, а только тявкает. Когти у животного не втягиваются, они помогают ему при беге менять направление движения. Основная добыча – антилопы газели. Хищник сбивает жертву одним прыжком: с места он может прыгнуть на 8 м. Как правило, животные охотятся в одиночку и лишь изредка парами.
В Африке они живут в тропических лесах, саваннах и пустынях. (Гепард)

В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, жирафов, слонов и других животных.
Ночь на Африку упала,
И в саванне тихо стало.
Рядом с львами дремлет слон,
Дремлет слон и видит сон.
А в кустах на правый бок
Лег усталый носорог.
И заснула зебра-мама,
Полосатая пижама.
Тихо всем поет жираф,
Кверху голову задрав.

Н. Зидаров
Какие животные еще обитают в африканских саваннах, узнаем из следующего задания.
Задание: вставьте пропущенные слова в текст.
Рядом с антилопами пасутся африканские полосатые лошадки – (зебры). В густой траве ищут пищу (бородавочники) – африканские дикие свиньи. В реках и озерах много (крокодилов) и (бегемотов). В саваннах много хищников: , , , . (львов, гиен, леопардов, гепардов).
Слова для справок:
львы, зебры, гиены, бородавочники, леопарды, бегемоты, гепарды, крокодилы.
Проверка: перечитайте правильный текст.
Терминологическая работа.
Найдите в словаре, что означает слово «прайд» стр.205
Прайд – семейное объединение львов.
Рассказ учителя
Львы обычно живут прайдами.

В состав группы входят взрослые самки, самцы и подрастающие животные. Каждый член группы имеет свои обязанности. Легкие и подвижные львицы добывают пищу, охотясь на зебр, антилоп и других копытных животных. Крупные и сильные самцы охраняют территорию.
На таких крупных животных, как зебра и антилопа – гну, по ночам охотятся пятнистые гиены.

Иногда львы отнимают у гиен их добычу. Гиены живут и охотятся большими стаями, вожак стаи – самка. Стаи гиен очень хорошо организованы. Самцы немного меньше самок и всегда находятся у них в подчинении.
Физкультминутка
У жирафов. (Е. Железнова)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки).)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Продолжение рассказа учителя
Задание: по ходу рассказа учителя записать в тетрадь названия птиц.
Африканские саванны богаты птицами. В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: «И петь не поет и летать не летает ... Кто же это?» (Страус)

Только в саванне живет самая крупная в мире птица – африканский страус. Рост страуса может достигать 2 м 75 см. Страус не умеет летать, но очень хорошо бегает. Прирученные страусы выполняют роль пастухов.
Птица – секретарь хорошо бегает, но плохо летает. Для того чтобы взлететь, ей сначала нужно разбежаться. Питается она кузнечиками, ящерицами, змеями. Ученые, считают, что яд змеи для птицы безвреден.
Буйволовы птицы, или волоклюи, сопровождают крупных зверей (буйволов, носорогов, слонов). Они ходят по спинам животных, поедая клещей и других насекомых.
В саванне встречаются и другие птицы: цесарки, горлицы, жаворонки, блестящие скворцы, марабу.
Проверка: страус, птица – секретарь, буйволова птица или волоклюи, цесарка, горлица, жаворонок, блестящий скворец, марабу.
В саванне, так же как в тропическом лесу, много насекомых. Здесь обитают необычные насекомые – термиты, похожие на крупных муравьев. Они строят высокие сооружения (до 6 м и более) – термитники. В саванне можно увидеть целые термитные поселки.

Термиты избегают света и редко появляются днем на поверхности. За пищей они отправляются обычно ночью или днем по скрытым подземным коридорам, которые идут от термитника во все стороны. Питаются термиты растительной пищей, но могут поедать и многое другое.
В африканской саванне обитает животное трубкозуб.

Он питается муравьями и термитами. Крепкими когтями трубкозуб взламывает стенки термитника и клейким длинным языком слизывает насекомых. Зубы у него состоят из отдельных трубок, они мягкие и быстро стачиваются, поэтому он не может есть твердую пищу. На месте старых зубов вырастают новые. Трубкозуб днем спит, а ночью добывает пищу.
Около водоемов распространена муха цеце. Она вдвое крупнее обыкновенной мухи и имеет острое жало. Это насекомое опасно для животных и домашнего скота. Укус мухи цеце вызывает у человека опасную сонную болезнь. Эта муха водится только в Африке.После ее укуса наступает сонная болезнь. Муха убивает тысячи голов скота и уносит множество человеческих жизней.
Каждое из травоядных животных саванны питается определенных видом растительности. Одни едят травы, другие – листья кустарников, третьи – листья деревьев или кору. Низкорослые животные находят корм у самой земли. Слоны и жирафы срывают листья с высоких веток. Обитатели саванны долго не остаются на одном месте, стада травоядных постоянно передвигаются. Благодаря этому даже в засушливые месяцы все животные находят себе пищу.
Местное население традиционно занимается скотоводством: выращивает коров, овец, коз. Это самая благоприятная природная зона для выращивания культурных растений. Люди изменили облик саванны: большие участки саванны заняты под поля и пастбища, появились дороги, крупные поселки, города. Численность животных и птиц уменьшилась.
V. Закрепление
Африканская саванна густо заселена животными. В саванне обитает много крупных травоядных животных.
- Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)
В африканской саванне пасутся самые разнообразные травоядные млекопитающие, они питаются разными растениями и объедают их на разной высоте. Жизнь животных в саваннах имеет сезонный ритм, подчинённый чередованию сухого и влажного времени года. В сухой сезон часть животного впадает в спячку или зарываются в норы.
Работа в рабочей тетради: задания 4 – 6 на стр. 38
VI. Итог урока
- Что вы нового узнали?
Не смотря на все, что мы узнали на протяжении нескольких уроков Африка остается самым загадочным, сказочным и привлекательным материком.
- Придумайте по одному вопросу и задайте любому ученику в классе.
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Стр. 40 - 44, задание 2 (рассказать об одном из животных саванн по плану).
Использованная литература:
1. Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина "География материков и океанов 8 класс", М. "Просвещение" 2004 г.
2. Рабочая тетрадь: Т. М. Лифанова "География материков и океанов 8 класс", "Просвещение" 2008 г.
Презентация на тему: Животные саванн Африки

Рекомендуем посмотреть:

Итоговое занятие по географии 8 класс Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Развитие литературы и искусства в XVIII веке Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Быт русских людей в XVIII веке Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Растительный мир тропичес

Похожие статьи:

Урок географии, 8 класс. Реки России. Конспект

Участник №9 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы. Растительность саванн Африки | Конспект урока географии с презентацией для 8 класса коррекционной школы. Растительный и животный мир пустынь Африки
Опубликовано: 3412 дня назад (22 июля 2015)
Просмотров: 8849
+17
Голосов: 17
Маргарита Александровна Гришина # 22 июля 2015 в 17:18 +7
Надежда Евгеньевна.Хоть я и не учитель географии,с большим удовольствием голосую за ваш конспект урока.Не просто интересно читать,но и себя хорошо проконтролировать и что то вспомнить.Вы детям даете возможность не просто скучно сидеть и слушать от и до учителя.Они сами участвуют в процессе познания: принося новую информацию для других детей, занимаются терминологической работой.Вы плавно подошли к объявлению новой темы через внимательное прослушивание детей и отгадыванию ими новой темы.И закрепление материала и проверка результативности присутствует.Все,как положено, по новым требованиям.Бери текст и проводи урок.Замечательно!+
Алла Ивановна Ефимова # 22 июля 2015 в 21:04 +6
Добрый вечер, Надежда Евгеньевна!Не перестаю удивляться Вашим разработкам, все интересно, грамотно, четко. Очень рада за ваших деток, что у них такой прекрасный педагог. Работа замечательная, увлекательные фото. Примите голос в свою копилку. И удачи, удачи, а главное побольше интересных идей.
Ольга Васильевна Яковлева # 22 июля 2015 в 21:23 +7
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. Мне очень понравился Ваш новый урок "Животные саванн Африки". Он продуман до мелочей. Четко прослеживается структура, каждая часть плавно переходит в следующую. Детям дается возможность повторить пройденный материал, самим определить тему урока, новые представления они получают от сверстников. Это замечательно. Урок прекрасно проиллюстрирован. Дальнейших творческих успехов! голос
Татьяна Александровна Толстикова # 22 июля 2015 в 21:26 +6
Надежда Евгеньевна, добрый вечер! С интересом познакомилась с содержанием Вашего урока о животных саванн Африки. Очень понравились сообщения детей. Знаю, что ребята всегда волнуются перед такими выступлениями, а ведь они очень поднимают их самооценку. Всё очень профессионально и интересно. И, как всегда, есть чему поучиться. Спасибо! С удовольствием голосую!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 22 июля 2015 в 21:43 +2
Надежда Евгеньевна, познакомилась с Вашим конспектом урока географии для 8 класса «Животные саванн Африки». С интересом попутешествовала вместе с Вами по Африке. Повторила термины, прошла тестирование, подумала над темой урока после прочтения четверостишия Гумилёва и внимательно послушала сообщения. Пришлось внимательно «слушать», что бы догадаться о ком оно. Содержательный урок, хорошо продуманный по видам деятельности, плюс презентация. Качественная разработка, голосую +1!
Елена Владимировна Николаева # 22 июля 2015 в 22:15 +2
Надежда Евгеньевна, С большим интересом познакомилась с Вашим конспектом урока по географии о животных саванн Африки. Очередная отличная работа Учителя! Очень познавательно, есть возможность повторить термины, активно поработать на уроке, самому ребёнку проявить себя, это важно! Действительно, хорошо проработаны различные этапы урока, наглядно, информативно, эстетично. Успехов вам, голосую!
Анастасия Викторовна Кузнецова # 23 июля 2015 в 09:03 +1
Здравствуйте,Надежда Евгеньевна.Содержательный и очень интересный конспект урока о животных саванн Африки.Замечательная презентация к уроку,хорошая подборка фотографии животных.голосую!
Елена Владимировна Петрюк # 23 июля 2015 в 17:49 +1
У меня тоже есть опыт работы с особыми детьми. Это те дети, к которым нужен особый подход. Я этот подход увидела в уроке. Очень много интересной и научной информации, что способствует лучшему усвоению нужного материала. Так держать, Надежда Евгеньевна! Я + 1
Ермакова Наталья Александровна # 23 июля 2015 в 21:36 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Очень интересное и содержательное занятие,весь материал представлен грамотно и последовательно. С удовольствием побывала ещё на одном ВАШЕМ уроке! Во всём чувствуется професинализм и творческий подход к предмету! Принимайте голос №11, спасибо за такой прекрасный материал, он может пригодится и на занятиях по ИЗО.
Светлана Николаевна Матвеева # 27 июля 2015 в 14:11 +1
Уважаемая, Надежда Евгеньевна! Очередной грамотно составленный материал в Вашем блоге. Это урок географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Животные саванн Африки. Материал сопровождается яркими фотографиями обитателей Африки. Отличная презентация. На уроке очень много всего интересного. Спасибо Вам огромное, что делитесь с нами, читателями портала, своим профессиональным опытом. Примите мой голос! Всего Вам самого доброго!
Надежда Евгеньевна Скорых # 28 июля 2015 в 14:23 0
Огромное спасибо, коллеги за поддержку и за положительные отзывы в адрес материала!
Майя Михайловна Копыльцова # 5 августа 2015 в 21:02 +1
Надежда Евгеньевна! Спасибо за материал, сама работаю в коррекционной школе, правда, не географ. мне очень нравиться ваша разработка, замечательные иллюстрации! наглядность - самое важное для коррекционки.
Олеся Анатольевна Маник # 31 августа 2015 в 21:48 +1
Замечательный конспект к уроку. Интересно, красочно. Спасибо. Терпения и удачи в работе.
Татьяна Григорьевна Борисова # 3 октября 2015 в 02:14 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Очень интересная и познавательная разработка. Фотоматериал - "отлично"! Данный конспект будет полезен коллегам. Цели и задачи выполнены. Работа с данной категорией обучающихся требует особой подготовки. Я рада, что у детей есть такой замечательный педагог! Удачи! Примите мой голос.
Надежда Евгеньевна Скорых # 17 ноября 2015 в 17:17 0
Уважаемые коллеги, огромное вам спасибо за доброжелательные отзывы!