Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Детям начальной школы о фашистских преступлениях в годы ВОВ

Младшим школьникам о Великой Отечественной войне
Автор: Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики" Республика Крым
Детям начальной школы о фашистских преступлениях
Описание: статья даёт представление о значении слова концлагерь,о зверствах фашистов в годы Великой Отечественной войны,рассказывает о судьбе одного человека побывавшего в лагерях смерти.
Цель: дать представление о трагедии народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
-расширить знания о судьбах людей в годы оккупации фашистами;
-развивать кругозор детей;
-воспитывать чувство патриотизма,сострадания.

История военных лет
Содержит ужас:страшных бед:
Разруху,голод,детский плач
Принёс с собой фашист палач.
Миллионы смертей,искалеченных судеб...
То безмерное горе никто не забудет.
(Гелетуха Д.)

В селе Мирное, Симферопольского района Крыма открылся мемориальный комплекс жертвам нацистских преступлений.
По историческим данным за годы войны оккупации Крыма в концлагере были замучены свыше 15 тысяч человек:военнопленных Красной Армии, партизан, мирных жителей и детей. Здесь люди уничтожались с особой жестокостью. На территории концлагеря действовало настоящая "фабрика смерти". Людей закапывали в землю,сжигали.
Бросали в колодцы глубиной 24 метра живых людей и засыпали их землёй и камнями.
В военные годы в Крыму действовали более сотни концлагерей, но самый крупный находился в савхозе "Красный".
Концлагерь-специально оборудованное место принудительного заключения.

С началом Великой Отечественной войны,начиная с 1941 года,концлагеря создавались по всей оккупированной территории.

Треблинка, Собибор, Дахау, Освенцим, Майданик, Бухенвальд, Саласпилс и много других концлагерей,где в тяжелейших условиях содержались и уничтожались разными методами люди. Фашисты считали, что все остальные народы, кроме немецкой нации, "недостойны жить". Общее количество концлагерей в оккупированных странах Европы было около 14 тысяч. На территории Белоруссии был 21 концлагерь,на территории Украины-27 концлагерей,Латвии-9,Литвы-9(Саласпилс),Россия-Урицкий,Гатчина.

Весь "лагерь смерти" был под током,
И обнесён со всех сторон,
Бетонно-каменным забором,
С колючей проволокой колонн,
Он стал для пленных сущим адом,
Везде стоял тройной конвой.
На каждой вышке,с автоматом,
Ходил нацистский часовой.
(Екатерина Максимова)

Наш земляк,Чуприн Иван Васильевич,уроженец села Смидовичи Ак-Шеихского района(ныне село Березовка Раздольненского района) был узником концлагерей Освенцима и Маутхаузена. Он прошёл все круги ада.
Когда осенью 1941 года оккупировали Крым,фашисты установили на крымской земле "новый порядок".
Еврейское население было уничтожено,а молодёжь угнали на работу в Германию.Так попал на чужбину 16-летний паренёк Иван Чуприн. Он работал на сахарном заводе.В 1942 году он бежал,но после скитаний по полям Чехословакии был пойман фашистами и отправлен в польский концлагерь смерти Освенцим. С той минуты не стало крымчанина Ивана Чуприна, а появился узник с номером 128735. В лагере Освенцим пленные получали 250 грамм хлеба в сутки, 750 грамм баланды. Через некоторое время Ивана перевели в другой лагерь смерти-Маутхаузен.
Фашисты заставляли пленных тяжело работать,а тех кто уже не мог трудиться или был "непокорным",сжигали в крематориях,убивали. Часто люди умирали от голода,болезни.

Наступил февраль 1945 года. Узников лагеря вывели на площадку аппельплац,освещённый прожекторами.Все пленные видели, как палачи раздевали пленных,в лютый холод обливали водой из шланга до тех пор,пока не наступит смерть.

Самым первым был казнён страшным способом генерал Дмитрий Михайлович Карбышев. Это был военный инженер,крупный учёный. Немцы долго уговаривали его перейти к ним на службу,обещали золотые горы. Карбышев Д.М. отказался. Знаменитый генерал был узником Освенцима,Майданика,Заксенхаузена,и принял смерть в лагере Маутхаузен. Здесь 64-летнего Карбышева Д.М. подвергли пыткам. Эсэсовцы обливали генерала из брандспойтов холодной водой до тех пор,пока он не замёрз.

После войны,пройдя два лагеря смерти,проведя там 1066 страшных дней, Иван Чуприн вернулся в родной Крым.
Крымский поэт Борис Серман написал:"А вы такую жизнь осилили,в которой бед на сотню лет".

Торжествующий май и победно-сиреневый вальс...
В них любовь и тепло.
Возрождению сердце открыто.
А слеза на щеке-это память,священный алмаз,
Пишет солью:"Ничто не забыто!"
(В. Доморанская)

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме "Дети войны" Сценарий классного часа ко Дню Победы в начальной школе День Победы в начальной школе сценарий Сценарий праздника День Победы, 1-2 класс

Похожие статьи:

Сценарий военно-спортивной игры для младших школьников «Зарничка»

Участник №335 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Мастер-класс по рисованию для детей 4 класса. Утки на озере | Партизанское движение в Крыму в годы ВОВ
Опубликовано: 3513 дня назад (11 мая 2015)
Просмотров: 11419
+38
Голосов: 38
Татьяна Ивановна Задорожная # 11 мая 2015 в 14:33 +3
Здравствуйте, уважаемая Надежда Павловна! Сердце сжимается при взгляде на фотографии. Детям необходимо донести какой подвиг совершили наши люди, сколько горя вынесли. Вы внесли большой вклад в дело патриотического воспитания детей. Большое спасибо!
Надежда Павловна Панфилова # 11 мая 2015 в 16:19 +3
Спасибо большое за такой положительный комментарий,мне очень приятно!!!С уважением Н.П.
Светлана Викторовна Иевлева # 11 мая 2015 в 20:40 +4
Ух, дрожь пробегает от этих строк. Страшный материал, но надеюсь эти знания вызовут у детей уважение к предкам и желание сохранить мир, чтобы в нем не было войны. +1
Татьяна Александровна Толстикова # 11 мая 2015 в 20:59 +7
Добрый вечер. Надежда Павловна, Вы затронули тему, о которой очень трудно рассказывать детям, но об этом тоже обязательно нужно говорить. Ведь война - это не только сражения и битвы, это боль и унижения плена, бесправие и муки узников. Мы с ребятами смотрим фильм "Мальчик в полосатой пижаме" о дружбе двух мальчиков - узника концлагеря и сына начальника этого лагеря. Эта дружба привела к тому, что оба мальчика оказались в газовой камере. Всегда выступают слёзы на глаза, когда я смотрю этот фильм. Перед показом фильма я их готовлю и рассказываю о концлагерях. Спасибо за материал, который не оставит никого равнодушным. Примите голос.
Алла Ивановна Ефимова # 11 мая 2015 в 21:13 +4
Здравствуйте, Надежда Павловна! Спасибо за приглашение. Нужная, полезная информация.Столько выстрадано. Дети должны знать историю. Удачи и голос.
Алена Сергеевна Чернова # 11 мая 2015 в 21:46 +4
Добрый вечер.Спасибо за то что пригласили познакомиться с вашей работой.Глядя и читая вашу статью-мурашки по коже. Материал-"отпад". Факты очень смелые и будоражащие.Дети должны знать правду!Этот материал и грамотное его изложение не только должно рассказать детям о событиях, но и все -таки действительно научить их сострадать нашим ветеранам , и быть благодарным им за то, что они сделали ради нас в те былые.Спасибо вам большое за вашу работу.
Ирина Валерьевна Тимошина # 11 мая 2015 в 21:52 +5
Добрый вечер. Надежда Павловна, Вы затронули тему, о которой очень трудно рассказывать детям, но об этом тоже обязательно нужно говорить.Спасибо за то, что пригласили познакомиться с вашей работой.Дети должны об этом знать, чтобы вырасти патриотами, должны помнить, какой ценой завоевано счастье, какие страдания выпали на долю несчастного поколения. подарившего нам мирное небо. спасибо.. творческих успехов.
Марина Викторовна Княжева # 11 мая 2015 в 22:03 +3
Надежда Павловна, согласна с коллегами, Вы затронули тему, о которой очень трудно рассказывать детям, но об этом обязательно нужно говорить, и не только в юбилейный год. Огромное спасибо за материал.
Елена Юрьевна Пряхина # 12 мая 2015 в 01:32 +5
Что еще остается у людей, захлебывающихся в огненном водовороте войны? Что остается у людей, у которых отняли надежду, любовь - и, по сути, даже саму жизнь? Что остается у людей, у которых не осталось просто ничего? Всего-то - искра жизни. Слабая, но - негасимая. Искра жизни, что дает людям силу улыбаться на пороге смерти. Искра света - в кромешной тьме… Концлагеря - фабрики смерти, о которых больно и тяжело рассказывать. Как рассказать об этих ужасах и при этом не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить? Тяжелая задача, но ее нужно выполнять, в память тех, кто подарил нам мирное небо. Спасибо за приглашение и интересный материал. Примите голос.
Ива Иванова # 12 мая 2015 в 11:49 +3
Здравствуйте, Надежда Павловна! Сердце сжимается при взгляде на фотографии. Детям необходимо донести какой подвиг совершили наши люди, сколько горя вынесли. Своими публикациями вы воспитываете патриотизм,
любовь к Родине. Большое спасибо! Мой голос.
Светлана Олеговна Часовских # 12 мая 2015 в 14:56 +3
Сколько страдания и горя принесла нам эта война! А теперь нам указывают забудьте. У меня подруга вышла замуж , уехала в Германию. Приехала в первый отпуск и говорит, что там в школах говорят, что все было не так, что все советская пропаганда. Нам повезло, что мы застали в живых участников той войны и знаем о ней, о всех зверствах от действительно воевавших и выживших на той войне людей. И наша главная задача, как педагогов не дать забыть о войне, ещё жертвах, ещё ужасах. Да не зря говорят , что это нужно не мертвым-это нужно живым. Голос.
Ольга Константиновна Макарова # 12 мая 2015 в 15:00 +2
Надежда Павловна, спасибо за приглашение и интересный материал. Своими публикациями вы воспитываете
патриотизм, гордость, уважение, сострадание. Большое спасибо. Примите мой голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 12 мая 2015 в 17:00 +2
Всё это ужасно. Это страшно. Но ребята должны об этом знать, чтоб такое вовеки не повторилось. А для этого мы должны их правильно воспитать совместно с родителями. Вашему материалу - твёрдая "пятёрка"! Спасибо за приглашение и за опыт! Вам желаю победы.
Татьяна Леонидовна Столетова # 12 мая 2015 в 17:27 +1
Спасибо, Надежда Павловна, за приглашение. Материал очень сильный. Вы сумели подобрать слова, чтобы донести до детей ту боль и страдания, которые пережили дети и взрослые в это страшное время. Безусловно голос.
Надежда Павловна Панфилова # 12 мая 2015 в 18:32 +1
Большое спасибо всем,кто нашёл минуту и прокомментировал мою работу. Спасибо,за прекрасные и искренние слова. С уважением Н.П.
Ольга Третьякова # 12 мая 2015 в 19:00 +1
читаю вашу публикацию и вспоминаю фильм "Мальчик в полосатой пижаме"... с его помощью можно донести что на войне боль и ужас были не только на фронте, но и в тылу...
Ирина Николаевна Ступченко # 12 мая 2015 в 19:08 +1
Сильно! Берёт за душу такая публикация. Очень ценная и нужная информация. Всё продумано до мелочей. Голосую с огромным удовольствием!
Наталья Георгиевна Молчанова # 12 мая 2015 в 19:24 +1
Здравствуйте, Надежда Павловна! Спасибо большое за вашу публикацию. Дети должны знать, что такое война, и как тяжело было детям того времени. Своими публикациями вы воспитываете патриотизм, гордость, уважение, сострадание.Спасибо!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 12 мая 2015 в 19:28 +2
Надежда Павловна, здравствуйте. На плечи педагогов легла очень тяжёлая задача рассказать детям правду о событиях ВОв. Но кто как не мы должны донести нашему подрастающему поколению девчонок и мальчишек о боли и страданиях, о смерти и ужасах того страшного времени. И сделать это надо не для того, что бы наши дети не спали по ночам, а для того, что бы понимали - ДОПУСТИТЬ ПОДОБНОГО НЕЛЬЗЯ! И наш народ, прошедший через ужасы войны, НЕ ДОПУСТИЛ, и мы, благодаря его стойкости и героизму, уже 70 лет живём в свободной стране.
Спасибо Вам за работу! С уважением, Ольга Геннадьевна.
Елена Валерьевна Халикова # 12 мая 2015 в 19:31 +1
Надежда Павловна, спасибо за приглашение! Очень подробный материал. Публикация заслуживающая уважения. Примите голос!
Надежда Павловна Панфилова # 12 мая 2015 в 19:34 +1
Спасибо,за внимание к моей работе, за прекрасные слова в оценке материала.С уважением Н.П.
Марина Сергеевна Тихонова (Орлова) # 12 мая 2015 в 20:13 +1
Да... Что тут скажешь, так тяжело всё что пережили миллионы людей за годы войны. На сердце, честно. тяжело. Но это правда от которой не скроешься. Дети, выросшие на рассказах о ВОВ знают и помнят героев, подвиг простых людей. а благодаря вашему материалу, может поймут всю горечь потерь, ужас, которым были охвачены люди. Я, когда читала, вспомнила роман под названием "Зелёный король", автора не помню. читала давно. Эта книга о человеке, который в детстве попал в концлагерь, но выжил и, пройдя нелёгкий жизненный путь, достиг много в жизни. Эта книга для подростков и взрослых. Если будет время прочитайте. Десять лет прошло, а я до сих пор под впечатлением.
Надежда Владимировна Кузнецова # 12 мая 2015 в 20:16 +1
Это действительно не передать словами! История, которая была описана, покорила до глубины души. Мало того, что я и так впечатлительный человек, а тут до слёз. Не передать словами, насколько мне понравилась работа. Молодцы. Так держать)
Надежда Павловна Панфилова # 12 мая 2015 в 20:18 +1
Большое спасибо,за подробный комментарий,за прекрасные слова в оценке моей работы,за искренность. Книгу постараюсь найти и прочесть. С уважением Н.П.
Раиса Владимировна Коломыцева # 12 мая 2015 в 20:36 +1
Надежда Павловна, добрый вечер! С помощью словесных методов, иллюстраций в доступной форме донесли об ужасах войны, о той боли и тех страданиях, что пережили люди, материал очень интересный и актуальный как никогда, голосую!
Мария Аркадьевна Шишатова # 12 мая 2015 в 21:00 +1
Здравствуйте Надежда Павловна. Материал очень интересный и достаточно тяжелый. Но если мы будем замалчивать или приукрашивать нашу историю, дабы не расстраивать страшной правдой детей, то за нас это сделают другие, повернув в свою сторону. Это уже происходит.Узнав еще и о судьбе своего земляка, детям история покажется еще ближе. Думаю, что после таких рассказов об ужасах концлагерей у них никогда не возникнет мысли о проявлении жестокости и нацизме.И появится уважение и благодарность к своим потомкам, прошедшим этот страшный путь. Хотелось бы еще в вашей статье услышать отклик детей после этого урока. Примите голос!
Надежда Павловна Панфилова # 13 мая 2015 в 05:16 +1
Спасибо,за подробный и эмоциональный комментарий.
Надежда Евгеньевна Скорых # 12 мая 2015 в 22:03 +1
Надежда Павловна, добрый вечер! Сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, эмоциональный рассказ поможет детям эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной войны. Воспитание гражданственности и преданности Родине, чувства патриотизма, долга, совести, уважения и сочувствия к людям, прошедшим ужасы Великой Отечественной войны проходит красной нитью в Вашем материале. Очень важно формировать умение понимать и оценивать события Великой Отечественной Войны с раннего школьного возраста. Мой ГОЛОС № 21!
Надежда Павловна Панфилова # 13 мая 2015 в 05:17 +2
Спасибо большое,за прекрасные слова в оценке моей работы. С уважением Н.П.
Евгения Валерьевна Зылевич # 13 мая 2015 в 10:52 +1
Здравствуйте, очень нужная и полезная тема, тем более в наше время, голосую!
Марина Геннадьевна Адамченко # 13 мая 2015 в 20:55 +1
Здравствуйте, Надежда Павловна! Великая Отечественная война - это страх и боль в сердцах всех людей. Ведь ничего не может быть хуже и страшнее чем война. Война забрала много людей и жизней, каждый день проливалась кровь и люди умирали. Победа в этой войне заслужена большим количеством убитых людей. Я желаю что-бы все дети и люди знали своих героев и относились к ним с уважением и честью.
Елена Николаевна Нечаева # 13 мая 2015 в 21:04 +1
Добрый вечер, Надежда Павловна! Спасибо за приглашение. Ознакомилась с вашим материалом. Читаешь, смотришь фотографии и слёзы на глазах. А как это воспринимают дети? Когда я провела мероприятие "Дети и война", у ребят было очень много вопросов. Ребята должны знать через что прошли люди, чтобы завоевать победу. Успехов и голос.
Наталья Николаевна Никонова # 13 мая 2015 в 21:42 +1
Добрый вечер, Надежда Павловна!
Смешанные чувства: мурашки по коже, страшные и реальные фотографии...
Конечно у всех мнения разные, на мой взгляд тему концлагерей я взяла бы для ребят постарше.
Но материал очень тронул до глубины души!
Спасибо.
С уважением, ННН.
Елена Павловна Чешкова # 13 мая 2015 в 22:07 +1
Надежда Павловна, спасибо за приглашение, материал нужный, особенно, в дни празднования 70-летия Победы над фашисткой Германией. Конечно, тяжело смотреть, читать о зверствах фашистов на завоеванной территории, но это наша история и с ней необходимо знакомить детей, что бы знали и уважали о подвиге дедов, прадедов.Голосую!
Ольга Николаевна Францева # 14 мая 2015 в 15:49 +1
Здравствуйте, Надежда Павловна! Когда я читала Вашу публикацию – у меня наворачивались слезы и подходил ком к горлу. Строки статьи о фашистских преступлениях пронизаны слезами, неутихающей болью и горечью утрат миллионов семей, родные которых были узниками концлагерей в годы Великой Отечественной войны. Современные школьники должны знать об этих трагических событиях своей страны, своего народа, о людях, переживших эту страшную войну. Материал достоин внимания, Ваша разработка будет востребована - в этом нет сомнения. Желаю успехов! Голос +1!!!

Небо вечером вражеской каской
На концлагерь спускалось опять…
Даже ветер лишался с опаской
За колючку его залетать;
Даже тучи стремились повыше
Проползти сквозь косые лучи,
И шарахались сумрачных вышек
Запоздалые птицы в ночи.
Дни неволи – не месяцы, годы
Были адом страшнее войны,
Потому день желанной свободы
Воплотился в счастливые сны.
И врагами униженный узник –
Будь то отрок или старец слепой,
Каждый понял: он солнцу союзник,
Свету, воле и жизни самой.
Было столько простора и сини,
Что легла за холмами вдали
На просторах свободной России
С вечной тягою отчей земли.

(Иван Костин)
Галина Васильевна Егорова # 14 мая 2015 в 17:39 +1
Посмотрела вашу работу. Очень тяжелый материал. Его содержание направлено на развитие памяти, воображения, жалости и сострадания. Сама публикация аккуратная и грамотная. Посоветую только цель писать в имени существительном. Примите голос.
Эльвира Колесник # 14 мая 2015 в 18:54 +1
Надежда Павловна, не смотря на тяжелые события нашей истории, вы все правильно сделали. Тактично представлен материал для детей о нелегкой судьбе нашего народа, напримере конкретного человека. Хорошая ребота, формирует и воспитывает у детей чувство сострадания, патриотизма. Огромное вам спасибо за память о прошлом.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 14 мая 2015 в 22:18 +2
Дети и война... Этим двум несовместимым понятиям пришлось соединиться в страшные годы Великой Отечественной. Военное детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребят взрослыми. Вы правильно делаете, что доносите информацию в доступной форме и согласно возрасту. Сегодня растёт уже поколение правнуков тех, кто на своих плечах вынес все тяготы войны. За то, что ветераны не только отстояли нашу Родину, но и заложили тот фундамент, на котором выросли все мы, вырос наш народ - низкий им поклон. С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от военных лет, а участников тех событий становится всё меньше. И о них нельзя забывать!
Гюзель Нуримановна Галлямутдинова # 15 мая 2015 в 14:37 +1
Спасибо за приглашение познакомиться с Вашей публикацией, которая представлена достойно и с учетом возрастных особенностей младших школьников....Героев всегда нужно помнить! Желаю нам всем, чтобы не было больше войны нигде на нашей планете! Голосую! Удачи в конкурсе!
Ольга Юрьевна Травнева # 15 мая 2015 в 16:40 +1
Надежда Павловна, спасибо за приглашение. Очень трогательная статья. Вы знакомите с тяжёлой судьбой людей в годы ВОв, что испытали узники концлагерей. Дети должны знать и помнить о том, что испытал народ в годы войны. Не забывать о том, какой ценой завоёвано наше мирное и счастливое время. Примите голос.
Светлана Романовна Костромитина # 15 мая 2015 в 18:13 +1
Здравствуйте, Надежда Павловна! Спасибо большое за вашу публикацию. Статья даёт представление о значении слова концлагерь,о зверствах фашистов в годы Великой Отечественной войны,рассказывает о судьбе одного человека побывавшего в лагерях смерти. Об этом нам учителям необходимо рассказывать детям,т.к. они должны иметь представление о трагедии народа в годы Великой Отечественной войны. Содержательный , познавательный материал, заслуживает внимания и уважения! Желаю Вам всего доброго и творческих успехов! Примите мой голос!
Надежда Павловна Панфилова # 15 мая 2015 в 18:29 +1
Уважаемые коллеги! Искренне Вам благодарна за положительные комментарии о моей работе.Вы сказали столько хороших тёплых слов! Для меня,да и для каждого,наверное,это приятно. Большое спасибо,за поддержку и толерантность.
Ольга Михайловна Штруба # 20 мая 2015 в 11:32 +1
Здравствуйте, уважаемая Надежда Павловна! Очень познавательный материал. Велико значение данного занятия для патриотического воспитания подрастающего поколения! ГОЛОС!
Вера Валерьевна Ляпина # 20 мая 2015 в 20:12 +1
Спасибо за то, что не побоялись об этом рассказать детям. как бы это ни было страшно, они должны и это знать! И помнить! ГОЛОС!
Ермакова Наталья Александровна # 23 мая 2015 в 13:42 +1
Здравствуйте, уважаемая Надежда Павловна! ВОЙНА-как же это страшно, она не щадит ни кого, ни малых, ни больших! Прекрасный материал, ВЫ провели большую исследовательскую работу, принимайте голос!
Оксана Михайловна Жидикина # 29 мая 2015 в 22:49 +1
Здравствуйте, Надежда Павловна. Очень трогательный материал. Спасибо за приглашение и память. Учащиеся должны знать о героических поступках нашего народа, особенно о своих земляках. Материал расширяет кругозор, формирует познавательный интерес, воспитывает патриотические чувства. Голос +1.
Дина Андреевна Фомина # 4 июня 2015 в 10:55 +1
Здравствуйте Надежда Павловна. В статье Вы затронули очень важную и серьезную тему. О таких вещах нельзя забывать. Несомненно, поставленные вами цели и задачи достигнуты. Подобранные информация, стихи, фото, история вашего земляка Чуприна Ивана Васильевича могут затронуть души детей и развить в них чувство сострадания, патриотизма. Спасибо за вашу работу! Примите голос!
Оксана Владимировна Морозова # 29 июня 2015 в 15:47 +1
Здравствуйте, уважаемая Надежда Павловна! Очень понравился Ваш урок. На фоне нынешнего вранья на Западе, считаю очень важно рассказывать подрастающему поколению о том страшном времени. Поэтому и повезла своих детей в Хатынь и Красный берег.