Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему: «Родина бывает разной, но у всех она одна».
Цель: социально-нравственное и экологическое воспитание дошкольников.
Задачи: продолжать формировать понятие «Родина»; закрепить знания детей о государственных символах, гербе города Воронеж и города Лиски; расширять представления детей о родном крае, о его природных богатствах; показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; углубить знания детей о жизни животных в заповедных местах: бобрах в Воронежском государственном биосферном заповеднике; закрепить знания о местах обитания; развивать связную речь детей; закрепить умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, приучать к точным движениям под контролем сознания; воспитывать у детей любовь к своей Родине, чувство ответственности за мир, в котором мы живём.
Материал и оборудование: разноцветные кольца; панно с изображением деревьев и животных; развивающие игры «Логический экран», «Разноцветные листья»; мольберт; массажные коврики; цветная бумага.
Предварительная работа: беседы с детьми о символах государства, города Воронежа и города Лиски; природных ресурсах и промышленности родного города, редких растениях и животных, обитающих в родном крае; разучивание стихотворений о родном крае; закрепление умений и навыков в выполнении техники «оригами».
Содержание.
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель: «Ребята, мы живём с вами на большой и прекрасной планете. Как называется наша планета?»
Ответы детей.
Воспитатель: «На планете Земля много разных стран. Как называется страна, где мы с вами живём?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Да, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, разные народы населяют их, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша – Родина. Родина, значит, родная, как мама и папа. Мы любим нашу необыкновенную необъятную Родину и гордимся великой Россией. Какой город в России главный, как называется её столица?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Кто из вас назовёт область, в которой мы живём и областной центр?»
Ответы детей. (Наша область называется Воронежская. А областной центр – город Воронеж.)
Воспитатель: «У каждого из нас есть ещё малая Родина, тот уголок земли, где мы родились, где находится наш дом.
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
Наша малая Родина – город, в котором мы живём. Как называется наш город?»
Ответы детей. (Наш город называется Лиски.)
Воспитатель:
-В нашем городе есть много улиц. Назовите улицу, на которой вы живёте?»
(Ответы детей.)
-На какой улице находится наш детский сад, наш второй дом?
(Ответы детей.)
-Мы живём с вами на планете Земля, в стране Россия, в Воронежской области, в городе Лиски, наш детский сад расположен на улице Воронежская.
Дети собирают из разноцветных колец модель окружающего мира.
Воспитатель: «Чтобы ещё лучше узнать мир, который нас окружает, предлагаю вам, ребята, необычную игру. Она называется «Логический экран». Экран состоит из шести заданий, к которым имеются варианты ответов. После вопроса надо выбрать правильный вариант ответа, отметить его фишкой. Важно в игре объяснить свой выбор и отметить его победу на «карте успеха». Если вы, ребята, правильно справитесь со всеми заданиями, то на «карте успеха» расцветут цветы, улыбнётся солнышко. Будьте активны и внимательны.
Вопросы к детям:
1. В старину люди думали, что наша Земля плоская. Так ли это? Как выглядит наша земля на самом деле?
2. У каждой страны есть свой герб. Найдите герб России. Как вы догадались? Объясните свой выбор.
3. У каждой страны есть свой флаг. Найдите и отметьте наш Российский флаг. Как вы догадались, что это российский флаг? Что означает каждый цвет?
4. Найдите и отметьте герб города Воронеж и города Лиски. Как вы догадались?
5. Прочитайте и отметьте, какие полезные ископаемые и природные ресурсы есть в нашей области?
6. Найдите и отметьте продукцию, которую выпускают предприятия нашего города.
Воспитатель: ребята, чем ещё славится наш край?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, великолепна наша природа! Ещё в нашей области есть много разных растений и животных. Есть такие, которые мы видим ежедневно дома, на лужайке, в лесу, в поле. Но есть и такие, которых осталось на земле очень мало, поэтому их надо беречь и охранять их так и называют: редкие растения, редкие животные. Чтобы эти растения и животные были в безопасности, люди создают заповедники. На территории Воронежской области расположен Воронежский государственный биосферный заповедник. Заповедник – это участок земли, на котором в силу особых причин сохранились первозданные природные условия, там обитают редкие растения и животные. Поэтому на территории заповедника запрещена хозяйственная деятельность.
А что, дорогие друзья!
Приглашаю в путешествие вас я!
В путешествие по заповедным местам родного края!
В дорогу, в дорогу пора!
Заповедник всех нас ждёт.
Мы отправимся в поход.
Вот дорога впереди
Боком надо нам пройти!
Высоко ноги поднимаем,
Весело шагаем.
Ступеньки к озеру спешат,
Прыгать нам они велят.
По дорожке земляной
Змейкой мы теперь идём,
Затем обычной ходьбой,
Скоро, скоро, очень скоро
В заповедник мы придём!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения на массажных ковриках.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть, закрыть глаза и послушать пение птиц.
Аутотренинг
Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок, мы вдыхаем его чистый свежий воздух. Мы слышим шум ручья, весёлый щебет птиц. Нам хорошо и приятно. Мы рады встретиться с удивительным миром заповедника. Мы хотим жить в мире с природой!
Воспитатель: Ребята, да мы оказались с вами в необычном заповеднике.… Какая красота вокруг!
Появляется Лесовик: кто нарушил наш покой? Кто пришёл в наши заповедные места? Опять всех распугают. Ох, всю красоту загубят. Зачем пожаловали?
Воспитатель: Нет, нет! Наши дети добрые, воспитанные. А в ваши заповедные места пришли, чтобы лучше узнать их.
Лесовик: Тогда предлагаю поиграть в игру «Угадай правило».
Дети, используя рисунки, рассказывают правила поведения в лесу.
1. Надо беречь муравейники, так как муравьи – санитары леса.
2. Оберегать птичьи гнёзда.
3. Вместе со взрослыми сажать деревья и кустарники, цветы.
4. Заботиться о живом: в лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву, так как от этого погибают насекомые и растения.
5. Быть в лесу гостями, так как лес – это дом зверей и птиц, вести себя надо тихо, спокойно, внимательно.
Лесовик: Молодцы! Хорошо справились с заданием. В нашем заповеднике растет почти тысяча видов растений. Среди них обычные и редкие породы сосны, дуба, клена, ели, каштана, рябины, осины. Под деревьями и кустарниками в низинах, на буграх, в полянках бок о бок уживаются такие редкие растения, как северный олений лишайник и степной ковыль, всем известный ландыш и ночная фиалка. Я приготовил для вас картинки с изображенными на них листьями, плодами, семенами. Вспомните, с каких деревьев упали эти листья и плоды и составьте предложения, подобрав к названию каждого дерева слово, отвечающее на вопрос «Какой?», «Какая?».
Варианты ответов детей.
Этот лист и желудь упали с могучего дуба.
Эти иголки и шишки упали со стройной сосны.
Этот лист и крылатки упали с раскидистого клена.
Этот лист и сережки упали с белоствольной березы.
Этот лист и ягоды упали с кудрявой рябины.
Этот лист и плоды упали с цветущего каштана.
Лесовик: Еще в нашем заповеднике живут до полусотни видов млекопитающих: от крошки-землеройки до лесного великана лося. Встречается и родная сестра соболя – белогрудая красавица куница. Есть в заповеднике еще удивительное животное, а какое узнаете,
разгадав мою загадку:
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (Бобры).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним все, что вы знаете о бобрах. Что это за животные? К какому отряду относятся?
Ответы детей
Воспитатель: Чем питаются бобры?
Ответы детей
Воспитатель: Где живут бобры?
Ответы детей
Лесовик: Создание заповедника благотворно сказалось на развитии жизни не только бобров, но и всех животных и растений, обитающих на его территории.
Воспитатель: Да, ребята, заповедники – это острова спасения для редких растений и животных. Спасибо лесовику за интересный рассказ о своем заповеднике.
Воспитатель предлагает детям оставить добрую память о себе в заповеднике и «посадить тюльпаны», выполненные техникой оригами.
Воспитатель: Сколько цветов вокруг расцвело! Как стало красиво, светло! Вот такие добрые дела надо делать ежедневно. Я думаю, что наше путешествие сделало маленькое и доброе чудо. Наши ребята стали ещё внимательнее, добрее ко всему, что нас окружает. Ведь кто любит каждый цветочек, травинку, маленького жучка, деревце, дом, детский сад, любимый город, значит, любит и нашу Родину, великую Россию! Всем огромное спасибо! В добрый час!
Рекомендуем посмотреть:
НОД в подготовительной к школе группе
НОД по физической культуре в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе. Олимпийские игры
Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников подготовительной группы с пре