НОД в подготовительной к школе группе
Автор: Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ Воронежская область п.г.т. Анна
Описание. Методическая разработка для использования воспитателями и логопедами в подготовительной к школе группе на основе познавательного и речевого развития. Занятие проходит в форме игры путешествия, сопровождается музыкальным оформлением, художественным словом, голосами и пением птиц. На протяжении всего занятия происходит формирование семантического поля слова « ласточка».
Цель: формирование семантических полей слов.
Задачи:
Углубить представления детей о жизнедеятельности ласточки и других птиц.
Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Учить определять объект по его основным признакам. Обогащать речь детей, используя художественное слово. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, в образовании сложных прилагательных, действительных причастий настоящего времени, отглаголенных существительных по образцу, существительных с помощью приставок.
Развивать диалогическую речь, логическое мышление, память, внимание.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры.
Материал и оборудование:
Бутафорские деревья. Магнитная доска. Чудо – птица и ласточка из деталей. Предметные картинки с изображением ласточки и цапли. Гнездо. Запрещающие знаки. Картина «Ласточки» из серии «Птицы». Карточки с изображением птиц. Вышивка. Платье, кружева с коклюшками, салфетка, сплетенная веревка.
Музыкальное оформление:
Аудиозапись классической музыки, пения птиц.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, сейчас мы отправимся в путешествие. Передвигаться мы будем не на современном транспорте. На чем путешествовали сказочные герои? (На метле, на ковре – самолете, в ступе, Дюймовочка на ласточке, Ивашечка на гусе, лягушку – путешественницу несли гуси.) А мы с вами отправимся в путешествие на крыльях волшебной бабочки.
(Звучит музыка, залетает девочка – бабочка, дети становятся за ней.)
Воспитатель:
Неси нас бабочка над полями,
Неси нас бабочка над лесами,
Опусти нас на лесной полянке.
(Бабочка улетает.)
Воспитатель:
Радостная, шумная, пахучая весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Много в лесу зверей и птиц. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушке черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетит, закукует длиннохвостая кукушка.
(Пение птиц в аудиозаписи.)
Только одна птица не может возвратиться под крышу родного дома. Злая волшебница за добрые поступки превратила ее в чудовище. Только вы ребята сможете ей помочь.
-Вы можете сказать, что это за птица? Части тела каких птиц дала ей злая волшебница?
(Хвост – павлина, нос – пеликана, ноги цапли, лапы утки, крылья цыпленка.)
Собственными у этой птицы являются только голова и туловище.
Вы узнали эту птицу?
(Нет.)
-Живет эта птица поблизости от человека, вьет свои гнезда под крышами домов и строит их из маленьких веточек, сухих травинок, пушинок, волосинок, грязи и глины.
Питается она насекомыми: мухами, личинками, комарами и ловит их в воздухе налету. Уничтожая насекомых - вредителей, приносит большую пользу садам, лесам, полям, огородам. Смело и дружно защищают эти птицы свой дом от врагов. Летают они быстро, потому, что у них длинные, сильные, острые крылья и острый раздвоенный хвост. Это маленькая и очень красивая птичка, веселое ее щебетание приносит огромную радость людям.
-Что же это за птица?
(Ласточка.)
Задание 1
-Уберите чужеродные части тела и замените их настоящими, ласточкиными.
Черный костюм, белая рубашка,
Превратись в ласточку, заколдованная пташка.
Задание 2
Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»
Логические цепочки.
1 Ворон, попугай, голубь, воробей.
2 Пингвин, колибри, павлин, попугай.
3 Петух, ворона, индюк, курица.
4 Утка, ласточка, гусь, лебедь.
5 Скворец, грач, жаворонок, утка.
6 Грач, журавль, аист, цапля.
-Мы продолжим путешествие и по тропинке пройдем к избушке лесника.
(Выставлен запрещающий знак.)
-Что обозначает этот знак?
(В лесу запрещается издавать громкие звуки.)
-Объясните, почему нельзя шуметь в весеннем лесу?
(Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)
« Птенчик выпал из гнезда. Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался. Но в это время встревоженная мама – ласточка слетела с ветки и смело стала летать перед самым носом кота.»
-Какая ласточка?
Дидактическая игра «Скажи иначе».
Смелая ласточка – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная.
Слабенький птенчик – беспомощный, бессильный, беззащитный.
Проворная ласточка – ловкая, шустрая, юркая, увертливая.
Ласточка поет – поющая.
Ласточка порхает – порхающая.
Ласточка щебечет – щебечущая.
Ласточка заливается – заливающаяся.
Воспитатель:
Собирайся, детвора!
Весна зовет, гулять пора!
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдем
На волшебную полянку
С вами, дети, попадем.
А сейчас я превращу мальчиков в деревья, а девочек в птиц.
Физкультминутка.
Станем мы деревьями - Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Сильными, большими.
Ноги – это корни - Раздвигают ноги шире.
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево, - Сжатый кулак ставят над другим кулаком.
Падать не давали,
Из глубин далеких – Наклоняются, складывают ладошки чашечкой, разгибаются.
Воду доставали.
Тело наше – Раскрытыми ладонями проводят вдоль туловища сверху вниз.
Ствол могучий.
Он чуть – чуть качается. - Покачиваются из стороны в сторону.
И своей верхушкой острой - Складывают ладони шалашиком острым концом вверх.
В небо упирается. - Поднимают соединенные руки вверх.
Наши руки – это ветви - Раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы в стороны.
Крону вместе образуют. - Смыкают пальцы над головой, качают головой.
В кроне им совсем не страшно, - Качают поднятыми руками.
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы листиками будут. - Шевелят пальцами обеих рук.
Листья закрывают их. - Прикрывают одну ладошку другой.
Листики звенят так нежно, - Перебирают пальчиками.
Птичек в гости всех сзывают. - Движение рук к себе.
(Девочки – птички летают, а мальчики – деревья стоят на месте).
Воспитатель:
Птицы прилетели, в лес залетели, облетели деревья, подлетели к дубу, птицы взлетели и улетели.
Волшебный лес стал обычным, птицы превратились в девочек, деревья в мальчиков.
(Видеоряд – ласточка, цапля).
-Каких птиц вы видите?
-Подберите определения к словам:
Ласточка.
маленькая
мелкая
короткоклювая
коротколапая
ловкая
шустрая
добрая
Цапля
большая
крупная
длинноклювая
длиннолапая
неуклюжая
медлительная
злая
Составление описательного рассказа по мнемотаблице.
Ласточка - маленькая, очень красивая перелетная птиц
Головка – маленькая, черненькая с маленьким треугольным клювиком.
Шейка – коротенькая.
Туловище – овальное.
Крылья – длинные, узкие, острые, сильные.
Хвост – длинный, острый, на конце раздвоенный.
Лапки – коротенькие, слабенькие, с маленькими коготками.
Оперение – спинка, крылышки, хвостик – черные. Грудка нарядная белая, под шейкой красно – синий галстук.
Питается – мелкими насекомыми: мошками, личинками.
Воспитатель: Мы радуемся, когда ласточки возвращаются в родные края. В народе говорят: «Ласточки прилетели, значит, весна победила, вступила в свои права».
Если вы хотите услышать веселое знакомое щебетанье, никогда не разоряйте птичьи гнезда.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
НОД по физической культуре в подготовительной группе
НОД в подготовительной группе на тему: Женская русская национальная одежда.
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Ознакомление с социальным миром
Похожие статьи:
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Детский сад
Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека
Конспект занятия на тему «Родословная» в подготовительной группе