НОД на тему «Выступает, будто пава». Женская русская национальная одежда.
В рамках познавательного, социально коммуникативного, художественно – эстетического развития в подготовительной к школе группе.
Автор: Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.
Описание: методическая разработка предназначена для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, экскурсоводов школьных этнографических музеев. На основе музейных экспонатов дети знакомятся с особенностями женского и девичьего русского национального костюма. Я представляю вам одно из моих занятий из цикла «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» (музейная педагогика).
Цель: приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи: продолжать знакомить детей с русской национальной одеждой, с одеждой Воронежской губернии – женским поневным типом и девичьим сарафаном. Учить сравнивать образ женщины в праздничной одежде с образом птицы. Развивать творческие способности при украшении женской рубахи, эстетический вкус. Воспитывать чувство гордости за народных умельцев и бережное отношение к наследию прошлого.
Материал и оборудование: выставочная экспозиция «Русский народный костюм», иллюстрации к книге П.Д.Пономарева «Народный костюм Воронежской губернии», альбом «Русское народное искусство 18 – 20 веков».
Раздаточный материал: тонкие картонные шаблоны – выкройки рубахи, кусочки ткани, тесьма, бисер, мелкие пуговицы, бусинки, иголка с ниткой, клей, кисточка на каждого ребенка.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: я приглашаю вас в музей на выставку русской национальной одежды.
Рассмотрите внимательно и найдите женскую одежду. Вам она понравилась?
Я предлагаю вам рассмотреть два костюма – женский и девичий. Найдите их.
- Чем они похожи?
(Рубаха есть в обоих костюмах)
- Чем отличаются?
(В девичьем костюме – сарафан, а в женском – юбка – понева, фартук)
- Основной частью русского костюма была рубаха. Из чего она шилась?
(Из домотканого холста).
- Давайте рассмотрим рисунки женских праздничных рубах (иллюстрации к книге П.Д.Пономарева «Народный костюм Воронежской губернии» и альбома «Русское народное искусство 18 – 20 веков»).
- Обратите внимание – на рубахе в основном украшались широкие рукава, воротник и грудь.
- Чем украшались рубахи?
(Полоски цветной материи, ленты, кружева, вышивка, бисер).
- На что похожи рукава праздничной рубахи?
(На крылья птицы).
- Когда в сказках девушка превращалась в птицу, то руки становились крыльями, и эти крылья уносили ее в тридесятое царство. Надевая праздничную рубаху, женщины хотели превратиться в птицу и улететь от тяжелой женской доли.
- Девочки, а вы бы хотели надеть такую красивую рубаху?
- Поверх рубахи женщины надевали поневу (юбку), бока ее не сшивались. Шили юбку из толстого полотна, вытканного на ткацком станке.
Выставляется одежда поневного типа.
- Какого цвета поле поневы? (черного)
- Что мог обозначать черный цвет для крестьянина? (пашню, чернозем)
- Красивыми полосками поле разбито на квадраты. На одной юбке они большие, на другой маленькие. На что похожи эти черные квадраты? (на участки черноземного поля)
- А что обозначают полоски?
(Дороги, тропы, овраги, речки, межи).
- У кого земли больше, у того и на юбках клетки большие.
На нижнем краю поневы проходит широкая полоса. Что вы на ней видите?
(Узоры разной геометрической формы).
- Поверх рубахи и поневы надевали передник, а девушки – фартук с мутузками (завязками).
Передник – это рабочая одежда, в которой работали по дому, в поле жали, вязали снопы. Шили его из белой холстины.
Воспитатель выставляет рисунки девичьей одежды.
- Что же одевали девушки поверх рубахи? (сарафан)
- Какого цвета был девичий сарафан в нашей Воронежской губернии? (черного)
Проймы для головы и рук украшались полосками кумача (материал красного цвета) или вышивкой.
- Чем украшен низ сарафана?
(Широкой домотканой тесьмой).
Подвязывался сарафан кушаком – поясом.
Воспитатель показывает рисунки кушаков.
- Какого цвета были пояса?
(Красного, малинового, зеленого, реже синего, голубого, пестрые в полоску. Концы кушака пестрили, то есть украшали.
Красна девушка идет,
Словно павушка плывет,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На голове перо.
О женщине часто говорили как о птице, символе добра, благополучия.
- Как же называли девушек?
(Лебедушка, лебедь белая, пава, утушка, серая утица).
Добрая, как солнышко весной.
Хороша, как лебедушка на озере.
- Какую одежду женщины носили в зимнее время?
Воспитатель выставляет рисунки зимней женской одежды.
- Бедные крестьянки носили овчинные полушубки и шубы, расшитые цветной нитью.
Может и некрасивая была эта одежда, но зато теплая. А богатые шили шубы из дорогого материала на лисьем и беличьем меху.
- Какая же одежда ярче украшалась, женская или девичья?
Одежда женская украшалась ярко, а девичья – красиво, но не ярко. Считалось, что девушку украшает ее молодость.
- Давайте еще раз посмотрим и вспомним, как украшалась женская рубаха?
Сегодня мы будем делать аппликацию женской праздничной рубахи из ткани и нашивать на рукава бусинки и бисер.
Продуктивная деятельность детей.
Анализ и самоанализ работ.
Подведение итогов.
Рекомендуем посмотреть:
НОД в подготовительной к школе группе
НОД по физической культуре в подготовительной группе
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Ознакомление с социальным миром
Конспект НОД художественная литература в подготовительной группе