НОД на тему «Значение цвета в русской национальной одежде».
Автор: Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.
Описание: разработка предназначена для использования воспитателями детского сада с детьми подготовительной к школе группы, учителями начальных классов, музейными педагогами. На занятии дети знакомятся не только с особенностями цветовой гаммы русского народного костюма, но и познают премудрости крашения одежды, которым учила матушка природа русских людей. Дети узнают, что цвет в одежде служит своего рода символическим языком, посредством которого русский человек с древнейших времен стремился выразить свои чувства и мысли, свою духовную связь.
« Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
Вадим шафнер.
Цель: формирование духовной основы личности ребенка через культурно – историческое наследие русского народа.
Задачи: сформировать понятие, что цвет – это один из важных компонентов в русской национальной одежде. Учить ассоциировать цвет с природой, душевным состоянием человека. Познакомить детей с особенностями цветовой гаммы костюма Воронежской губернии. Развивать разговорную речь, обогащать словарный запас. Развивать творческое воображение в создании цветовых гамм в русском народном костюме. Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого.
Образовательные области: познавательное, социально коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование и материал: занятие начинается в этнографическом детсадовском музее и продолжается в группе. Выставка экспонатов русского народного костюма и рисунков народного костюма Воронежской губернии. Иллюстрации из книги П.Д.Пономарева «Народный костюм Воронежской губернии». Образцы цветовой гаммы.
Раздаточный материал: шаблоны эскизов русского национального костюма (по выбору детей), краски, карандаши, пастель.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
Мы снова с вами в музее. Еще раз рассмотрите русский народный костюм и обратите внимание на цвет одежды. А так же мы рассмотрим выставку национального костюма (одежда и головные уборы) нашего Воронежского края.
(
Под аудиозапись песни «Земелюшка – чернозем» дети рассматривают экспонаты
и рисунки выставки).
Воспитатель: Какой цвет чаще встречается в русской национальной одежде?
Дети: Черный, красный, зеленый.
Воспитатель: А в одежде Воронежского края чаще встречается красный цвет, одежда из красного цвета считалась самой красивой.
Как вы понимаете словосочетание «красны девицы», «красны молодцы», «весна – красна»?
Дети: Красивые, прекрасные.
Воспитатель: Слово красный и красивый для русского человека имели одно и то же значение. Что же символизирует красный цвет?
Дети: Солнце, огонь, кровь.
Воспитатель: В одежде красный цвет считался далеким посланцем Ярилы – «красного солнца» и обозначал тепло, любовь, красоту.
Воспитатель: У красного цвета есть оттенки - пурпурный, алый, красно – оранжевый или желто – горячий, ярко – малиновый.
(Дети рассматривают образцы)
Пурпурный цвет носили очень богатые люди – князья. Он символизировал силу, богатство, мужество.
Алый – грусть - алая зоренька, аленький цветочек.
Красно – оранжевый или желто – горячий – солнечный свет, тепло.
Воспитатель: Что может символизировать ярко – малиновый цвет?
Дети: Закаты и восходы солнца.
Воспитатель: Найдите эти цвета на одежде и рисунках и покажите. А Зеленый цвет?
Дети: Зеленый цвет – растения, травы на лугах, зелень посевов.
Воспитатель: а также изобилие, радость, спокойствие.
Найдите в одежде зеленый цвет, как часто он встречается? Что обозначает желтый цвет?
Дети: Радугу.
Воспитатель:А голубой?
Дети: вода, небо.
Воспитатель: а еще верность.
Голубой цвет умело разбросан, он встречается очень редко, в виде узеньких полосок, бусинок, обозначает страх, холод, несчастье.
А белый цвет – цвет горя и смерти – мы его в одежде почти не встречаем.
И, наконец, излюбленный цвет Воронежском края – черный. Что же он символизирует?
Дети: землю матушку, чернозем.
Воспитатель: И покой. Найдите символ матушки кормилицы на одежде.
Это поле поневы (юбки), сарафан девичий, головные уборы. Сейчас мы носим совсем другую одежду, а русский национальный костюм можно увидеть только в музеях. Но для вас художники нарисовали эти костюмы, которые вы видели на выставке.
Я вам предлагаю некоторое время побыть художниками и разукрасить костюмы и головные уборы в русском народном стиле, а потом рассказать, что вы хотели показать в вашей работе, используя тот или иной цвет.
Продуктивная деятельность «Роспись шаблонов русской национальной одежды».
Анализ и самоанализ работ.
Подведение итогов занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Знакомимся с эмоциями"
Конспект НОД в подготовительной группе «Встреча с буквами»
Открытое занятие в подготовительной группе на тему: Вальс
Конспект итоговой НОД в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 18
Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Этикет
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Детский сад
Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека