Статья «Современные подходы в экологическом воспитании дошкольников»
Автор: Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.
Цель: Формирование представлений о современных подходах в экологическом воспитании.
Описание: Статья предназначена для воспитателей детских садов. В дошкольном учреждении можно создать оптимальные условия для экологического образования и воспитания. В ДОУ есть возможность неоднократно, в течении дня возвращаться к теме, причем в разных вариантах.
«Экология» - в переводе с греческого языка – наука о доме. «Ойкос» - дом, «логос» - наука. В наше время экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлимой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. И, несмотря на это, система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на орудийную деятельность, на манипуляцию объектами материального мира.
В дошкольном учреждении можно создать оптимальные условия для экологического воспитания. В ДОУ есть возможность неоднократно, в течении дня возвращаться к теме, причем в разных вариантах: в игре, наблюдениях, индивидуальной работе, опытах и экспериментах и т.п.
Существуют такие понятия:
1. «Экологическое воспитание».
2. «Природоохранительное воспитание».
3. «Ознакомление дошкольников с природой».
Чем они отличаются друг от друга?
« Экологическое воспитание» - новое направление в педагогике дошкольников.
Цель экологического воспитания – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия.
Отличие новых подходов в экологическом воспитании от традиционных:
Экологическое воспитание.
Человек - часть природы.
1. Человек – мера вещей - уникальность жизни (экоцентризм).
2. Согласование человеческих потребностей экологическим требованиям.
3. Уважение ко всем формам жизни.
Традиционный подход.
Мир для человека.
1. Человек - мера вещей (антропоцентризм).
2. Технократический расчет пользы природы, ее улитарная ценность.
3. Человек - "хозяин", "царь" природы.
Оценочные суждения по отношению к объектам должны быть исключены («вредные животные», «безобразные»). Называем мы их «вредными», потому, что они приносят неудобства человеку. А в природе являются звеном экологической цепочки. Взрослые нередко позволяют себе в присутствии ребенка, у которого еще не сформировалось собственное отношение к объектам природы выражение неприязни, брезгливости: «фу, какая гадость, какой неприятный, брось его» (лягушки, дождевые черви). И эмоциональное неприятие у детей к этим животным переходит в практическую плоскость: гадкий червяк – его нужно раздавить.
Вывод: в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать.
С точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет.
Наша цель на примере экосистем (лес, луг, водоем, степь и др.) – показать ребенку, что любой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.
Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ:
1.
Абиотический (климат, почва, химический состав воды, воздуха).
2.
Биотический (растения, животные, микроорганизмы, которые оказывают влияние на существование организмов).
3.
Антропогенный (воздействие человека на природу).
Эти факторы никогда не действуют изолированно, а всегда неразрывны друг с другом. Эта связь компонентов природного сообщества называется
геобиоцинозом – экосистемой.
Энергия солнца, фитосинтез – растения – растительноядные животные – животные, мелкие хищники – животные, крупные хищники – бактерии, грибы, разлагающие трупы животных – питательные вещества – растения.
Экосистемы (лес, луг, степь, водоем…).
С детьми можно рассматривать связи и зависимости.
Дикая природа живет по собственным законам, обходясь без помощи человека.
- Что же, - спросите вы, - мы не должны учить детей помогать природе? Нужно помогать животным, растениям, обитающим рядом с нами, заботиться о них. Это деревья возле дома, растения, обитающие рядом с нами, голодающие зимой птицы, те, кто зависит от нас.
Природа с точки зрения экологически воспитанного человека должна рассматриваться как:
1. Среда обитания всех существ, включая человека.
2. Объект познания.
3.Объект удовлетворения эстетических потребностей.
4. Объект человеческих потребностей.
Мы должны охранять природу не потому, что она нам что – то дает, а потому, что она самоценна.
«Концепция общего экологического образования» ставит перед нами
следующие задачи экологического воспитания:
- формирование у детей понимания самоценности природы;
- осознание ребенком себя, как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;
- понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из взаимосвязей ведет за собой другие изменения, происходит как бы цепная реакция;
- понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;
- формировать у детей желание сохранять окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение основ экологической безопасности;
- усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов (вода, электроэнергия).
- формирование навыков экологически – грамотного поведения в повседневной жизни.
Поворот к экологическому воспитанию детей - два взаимосвязанных направления:
1. Проблема воспитания детей.
2. Проблема развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих детей.
Взрослые – решающий фактор в экологическом воспитании.
Три аспекта личности воспитателя:
1. Понимание экологических проблем и причин их порождающих, желание и готовность их изменить.
2. Профессионализм и педагогическое мастерство (владение методикой, понимание целей и задач, реализация конкретных технологий, творческий поиск и совершенство своей деятельности).
3. Общая ориентация и применение гуманистической модели воспитания.
Создание в ДОУ условий для экологического воспитания:
1. Предметно – развивающая среда.
2. Методический фонд.
3. Наглядно – иллюстрированный материал.
Предметно – развивающая среда.
1. Групповые уголки природы.
2. Использование свободного пространства в помещении ДОУ:
а) зимний сад (коридоры, холл, лестничная площадка)
б) картинная галерея (коридор)
в) мини – огород на окне.
3. Искусственное создание мини – экосистем (моделирование, видовой состав, преобладающие фито и зооценозы местных лесов, многоярусность лесной экосистемы, пищевые цепи, факторы воздействия человека на экосистему. Правила поведения человека в лесу. Лес, как источник сырья). Папки – раскладушки. Водоем – как экосистема. Луг – экосистема, и др.
4. Моделирование ландшафтов:
а) пустыня
б) горно – равнинная местность
в) берег Ледовитого океана, Арктика
5. Сбор и оформление коллекций.
6. Дидактические игры.
7. Создание мини – лабораторий.
8. Организация и оборудование экологического пространства с описанием объектов наблюдения, уголки нетронутой природы, огород, клумбы, посадки лекарственных растений.
Чему способствует развивающая среда:
1. Познавательному развитию.
2. Эколого – эстетическому развитию.
3. Оздоровлению.
4. Формированию нравственных качеств.
5. Формирование экологически правильного поведения.
6. Экологизации разных видов деятельности.
Формы организации деятельности:
Непосредственно – образовательная деятельность.
- экскурсии;
- занятия;
- наблюдение за животными и растениями (распознающее – за одним объектом, сравнительное – с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);
- изобразительная деятельность экологической тематики;
-ознакомление с трудом взрослых в природе;
-обучение детей труду по уходу за растениями;
- развитие речи (составление рассказов о природных явлениях и объектах, придумывание экологических сказок, этические беседы);
- формирование обобщающих представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятия в форме дидактической игры);
Совместная деятельность педагога и детей:
- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
- целевые прогулки в природу;
- игры (дидактические, интеллектуальные, сюжетные, подвижные);
- рассказ педагога, чтение детской художественной литературы;
- беседы с детьми на экологические темы по их интересам;
- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- просмотр видеофильмов;
- работа с моделями;
- ведение календарей природы;
- создание книг – самоделок;
- экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей:
Самостоятельная активность детей (разные виды игр); экспериментирование; уход за растениями, работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование; изготовление моделей, книжек – самоделок, поделок из природного материала, цветочных композиций; театрализованная деятельность.
Используемая литература:
И.А.Рыжова «Наш дом – природа».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе