Народно-сценический танец (методическая разработка занятий в хореографическом ансамбле «Калинка»)
Автор: Попова Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района г. Волгограда
Описание материала. Предлагаемая методическая разработка по хореографии включает три конспекта учебных занятий по народно-сценическому танцу. Разработки занятий предназначены для разных возрастных групп обучающихся (младшей – 5-7 лет, средней - 8-11 лет и старшей -12-15 лет.). Разработка может быть применена педагогами - хореографами, в образовательных программах которых имеется направление народно-сценический танец (в образовательном процессе учреждений дополнительного образования, школ искусств и т.п.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Конспект занятия для обучающихся младшей возрастной группы
Конспект занятия «Работа над созданием сценического образа в народном танце» для обучающихся средней возрастной группы
План-конспект занятия в разделе «Народно-сценический танец» для обучающихся старшей возрастной группы
Литература
Введение
Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.
Народно-сценический танец был создан на основе народного танца.
Раздел «Народно-сценический танец» занимает особое место в преподавании хореографии по программе дополнительного образования детей «Хореографический ансамбль «Калинка». Данный материал изучается в течение трех лет (всего программой предусмотрено пятилетнее обучение); постепенно увеличивается количество учебных часов, усложняется содержание обучения, вводится новый репертуар. Большое значение придаётся патриотическому воспитанию, поэтому в работе с обучающимися делается непосредственный акцент на изучение танцев народов России. Преимущественно – русских народных танцев. Актуальность данного направления в преподавании хореографии диктует реальность – налицо нежелание детей и молодёжи сохранять и утверждать исконные культурные народные традиции, наблюдается отрыв юного поколения от культурных корней. Изучение традиционной культуры способствует развитию духовного мира человека, формирует его художественный вкус.
Движения русского танца отражают основные черты национального характера русского народа. Русские танцы является составляющей частью народной хореографии, разнообразны в ритмическом и мелодическом отношении. Самой простой формой русских танцев являются хороводы – неотъемлемая составляющая весенних и летних больших праздников. Хороводы как медленные, так и быстрые – строятся на простых танцевальных движениях – русский переменный шаг, простой шаг, припадания и т.д. Композиции хороводов напоминают причудливые узоры русских кружев, исполняются не только в кругу, но и в линиях, змейках, цепочках. Значительное место занимает композиционное построение – рисунок танца, характеризующий название: «Цепочка», «Плетень», «Улитушка», «Корзинка», «Воротца» и т.п.
Среди русских народных танцев большим успехом пользуются кадрили, которые интересны рисунками отдельных фигур: прямые линии, круги, зигзаги, воротца, звездочки. Названия «Проходная», «Косичка», «Цепочка», «Прощальная» подчеркивают особенности той или иной фигуры.
Наряду с танцами, имеющими законченную форму, широко распространены переплясы, в которых между танцующими возникает своеобразное соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности.
Содержание танца отображается не только в его композиции или в рисунке. Своеобразный язык танца – это его движения.
В русском танце большое место занимает дробь. Красота исполнения дроби не в силе удара об пол, а, наоборот – в легкости. Чем проще ритмический рисунок, тем интереснее танец. Дробь может исполняться в любом темпе – быстром, среднем и медленном. Мелкие концовки, «ключи» являются окончанием мелодии и всего движения.
В танцах девочек движения плавны, спокойны, строги и скромны, большое значение имеет позиции ног, рук и их выразительность, благородная сдержанность, сознание собственного достоинства, иногда игривость, кокетство и грация.
Танцевальные движения у мальчиков существенно отличаются от девочек. Мальчики танцуют с таким же благородством и достоинством, что присуще русскому характеру, но их движения более резкие, задорные, ритмично четкие. Подскоки сменяются присядками, простая дробь переходит в сложную. Среди элементов танца у мальчиков особенно выделяются «хлопушки»; удары ладонью по ноге выше колена, по голенищу или по подошве сапога, иногда по плечу. Хлопушки исполняются четко, чеканно и почти всегда сочетаются с притопами, подскоками, дробями, присядками и другими движениями. Все эти элементы украшают русский танец.
Интересны и разнообразны по своему характеру всевозможные присядки, которые мальчики исполняют почти во всех русских танцах. Присядка исполняется на месте, с продвижением вперед, поворотами на месте, иногда – по кругу.
Данная методическая разработка знакомит с опытом работы по изучению особенностей русского народного танца в образцовом детском коллективе хореографический ансамбль «Калинка». Перед практическими занятиями обязательно проводится беседа о народном танце, подчеркивается, что является главным в изучаемом материале, выявляется характер танца. Обучающиеся должны правильно передавать черты русского народа в танце. Иначе исполнение будет формальным, неинтересным. Вместе с тем на занятиях большое внимание уделяется технике танца. Необходимо добиваться технического совершенствования каждого изучаемого движения, что достигается систематическими тренировками.
Работа над созданием сценического образа не менее важна в хореографии. Её основной целью будет достижение эмоционального и выразительного исполнения отдельных танцевальных элементов народного танца в конкретных постановках. Одной из главных задач педагогов – хореографов должно стать изучение, сохранение наиболее интересных в художественном отношении образцов народных танцев, создание на их основе новых сценических хореографических произведений.
Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом опыте автора – руководителя образцового детского коллектива «Калинка» и может быть использована в системе дополнительного образования детей.
Конспект учебного занятия «Музыкально-ритмические упражнения как основа развития музыкально-¬ритмических способностей детей в народном характере»
(младшая возрастная группа).
Тема занятия:
Музыкально-ритмические упражнения как основа развития музыкально-¬ритмических способностей детей в народном характере.
Возраст детей:
6 лет, группа первого года обучения.
Цель:
-способствовать развитию музыкально-ритмических способностей детей.
Задачи занятия:
-формировать умение выполнять движения под музыку;
-закрепить порядок и правила выполнения движений партера;
-развить музыкально-ритмический слух;
-воспитать навыки работы в коллективе.
Тип занятия:
практическое занятие.
Форма организации занятия:
фронтальная.
Организационно-педагогическое обеспечение занятия
1.Технические средства и оборудование:
-станок
-баян
-магнитофон.
Предварительная подготовка.
С первых дней занятия проводились в определенной последовательности. В начале дети медленно изучали движения (вместе с педагогом), на каждом занятии добавлялись по 2-3 новых упражнения. Нагрузка на мышцы увеличивалась с каждой неделей, в соответствии с возрастными, физическими особенностями детей.
Методы и приёмы:
-рассказ педагога;
-показ педагога;
-объяснение педагога;
-метод тренажа;
-показ детей;
-наглядные (показ движений учащимися);
-музыкально-ритмические игры.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
1.Организационная часть – 3 мин.
-поклон;
-сообщение темы занятия.
2.Основная часть – 37 мин.
-разминка стоя;
-партер;
-одинарные и тройные хлопки;
-движения по диагонали: поскоки, галоп, галоп с поворотом, шаг польки;
-танцевальные элементы.
3.Заключительная часть – 5 мин.
-игра;
-поклон.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационная часть включает в себя настрой на занятие и поклон (приветствие) педагогу и гостям.
2.Основная часть.
-начинается с разминки мышц шеи, плеч, корпуса. Повороты, наклоны головы, наклоны корпуса выполняются точно под музыку. Первые 2-3 раза исполнения упражнения дети выполняют под счет и показ педагога, затем самостоятельно, только под музыку. Этим проверяются знания детей о правилах и технике исполнения движений под музыку.
-приняв исходное положение на ковриках, детям предлагается «совершить путешествие в зоопарк». Первое животное, которое дети «увидят» - жираф (вытянутая шея, прямая спина, высоко держит голову). Чтобы легко идти по зоопарку, исполняем движения стопой («струночки», «топорики», «окошечки»), ногами (поочередное поднимание натянутых ног). Во время «прогулки» по зоопарку «увидели ежика» (упражнение на укрепление позвоночника - «ежик»);
На пути встречаем водоем, в котором живет лягушка (упражнение для выворотности бедра: «лягушка» с наклоном корпуса) и крокодил (упражнения лежа на спине: «крокодил зевает» - поочередное медленное поднимание и опускание ног, «кормим крокодила» - поочередное быстрое поднимание и опускание натянутых ног);
Попрощавшись с обитателями водоема, идем дальше и видим на полянке избушку, в которой горит свечка (упражнение «свечка») и стоит береза (упражнение «березка»). «Течет речка» и, чтобы перейти на другой берег, надо пройти по мостику (упражнение на развитие эластичности и гибкости позвоночника: «мостик»).
Упражнения, выполняются лежа на животе.
«Начался» дождик и мы вынуждены вернуться к избушке (упражнение: поочередное поднимание и опускание натянутых ног). «Дождик кончился», и мы спускаемся к речке. А там стоит лодочка (упражнение на развитие и укрепление мышц спины «лодочка»). «Высоко светит солнце», детям предлагается на него посмотреть (упражнение на развитие гибкости и эластичности позвоночника: перегибы корпуса назад); Посмотрев вниз в воду, увидели рыбку (упражнение «рыбка»); Вот причалили к берегу, достали свои корзиночки (упражнение «корзиночка»). Отдохнув, пошли дальше. «Вот на встречу к нам выбегает кошечка» (упражнение «кошечка»), высоко держа свой хвостик (стоя на четвереньках: поочередное поднимание и опускание натянутых ног).
-Педагог спрашивает: понравилось ли «путешествие по зоопарку»? Дети отвечают, хлопают (упражнение с хлопками под музыку); прыгают (прыжки);
-Выполнение одинарных и тройных хлопков: отдельно и в сочетании;
-Выполнение движения по диагонали: поскоки, галоп, галоп с поворотом, шаг польки;
-Выполнение танцевальных элементов.
3. Заключительная часть
- Игра - миниатюра в народном характере. Имитация «чаепития у самовара».
Результативность:
Для того, чтобы проверить усвоение материала, детям дается возможность самостоятельно, без помощи педагога, выполнить упражнение ритмично, в соответствии с музыкой.
Педагог подводит итоги и благодарит обучающихся за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям.
Занятие заканчивается поклоном педагогу и гостям.
Конспект учебного занятия «Работа над созданием сценического образа в народном танце»
(средняя возрастная группа)
Раздел:
Народно-сценический танец.
Возраст:
4-год обучения (народный танец 2-год обучения).
Тема занятия:
«Работа над созданием сценического образа в народном танце».
Цель занятия:
достичь эмоционального и выразительного исполнения танцевальных элементов народного танца.
Задачи:
•закрепить теоретические и практические знания у воспитанников по основам народного танца;
•применить полученные знания и умения для раскрытия сценического образа в исполнении танцевальных этюдов, композиций;
•развивать технику исполнения упражнений народно-сценического экзерсиса у станка и на середине;
•воспитать чувство коллективизма;
•формировать сценическую культуру.
Тип занятия:
Комбинированное, практическое.
Форма организации занятия:
фронтальная.
Методы обучения:
•Словесные (объяснение, диалог).
•Практическая работа (показ воспитанниками)
Организационно-педагогическое обеспечение занятия.
Технические средства и оборудование:
-станок
-баян
-магнитофон.
Структура занятия:
1.Организационный момент (3 минуты)
-построение детей на занятие, знакомство с темой занятия.
-поклон приветствие педагогу и гостям.
2.Основная часть
(40 минут)
Экзерсис у станка:
Упражнения для развития подвижности стопы:
•demiplies, grandplies (маленькое, большое приседание) в русском характере.
•battementtendu (скольжение ногой по полу) в русском характере.
•Battementgete (бросок ноги на 45) в украинском характере.
•rondsdejambs (круговые движения ногой по полу) в венгерском характере.
•каблучные упражнения в венгерском характере.
•grandsbattement (бросок ноги на 90) в русском характере.
На середине зала:
Теоретическая часть:
Работа над созданием сценического образа в постановках «Русский перепляс», «Морская сюита». Формы, методы и приёмы, способствующие его созданию и раскрытию.
Практическая часть:
Повторение и закрепление ранее изученных танцевальных элементов и комбинаций (упражнения выполняются точно под музыку с эмоциональным и выразительным исполнением).
Верчение по диагонали в народном характере. Танцевальная постановка «Морская сюита», и «Русский перепляс».
3.
Заключительная часть занятия
(2 минуты).
•подведение итогов занятия.
•поклон.
Ход занятия
.
1.Организационная часть включает в себя ознакомление детей с темой занятия и поклон (приветствие) педагогу и гостям.
2.Основная часть начинается с диалога педагога с воспитанниками.
Перед началом народного станка педагог опрашивает воспитанников об отличии народного станка от классического. Дети четко и подробно отвечают на поставленные вопросы педагога, тем самым напоминая себе о правильности и характере исполнения народных комбинаций у станка. Во время исполнения народного экзерсиса педагог следит за правильной осанкой, постановкой головы, позиции рук, грамотном выполнении движений у воспитанников. После исполнения детьми каждой комбинации педагог проводит краткий анализ работы с выявлением ошибок сделанных воспитанниками.
После выполнения народного экзерсиса у станка педагог приглашает детей на середину для отработки движений из танцевальных композиций, этюдов с передачей соответствующего характера.
Педагог напоминает детям тему, замысел и идею танцевальной постановки «Морская сюита», рассказывает историю событий и фактов, которые отражает хореографическая постановка. Такой подход помогает детям настроиться и сконцентрироваться на самом главном, на передаче сценического образа в композиции, на эмоциональном и выразительном исполнении танцевального номера. На середине зала педагог предлагает повторить и отработать наиболее сложные танцевальные па, акцентируя внимание обучающихся на грамотном выполнении каждого элемента движения.
В заключении воспитанниками показываются композиции «Морская сюита», «Русский перепляс» с эмоциональным и выразительным исполнением, создавая сценический образ в каждой постановке.
3. В заключительной части занятия педагог подводит итоги пройденного занятия и благодарит воспитанников за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям. Занятие заканчивается поклоном педагогу и гостям.
План-конспект учебного занятия «Работа над созданием образа в хореографической композиции «Мы помним...»
(старшая возрастная группа)
Раздел:
Народно-сценический танец.
Группа:
5-год обучения (народный танец 3-год обучения).
Тема занятия:
«Работа над созданием образа в хореографической композиции «Мы помним...»
Цель занятия:
достичь эмоционального и выразительного исполнения хореографической композиции «Мы помним...».
Задачи:
-продолжить знакомство с замыслом, темой и идеей хореографической постановки «Мы помним...»;
-повторить наиболее сложные танцевальные комбинации из постановки «Мы помним...», акцентируя внимание обучающихся на характере их исполнения;
-применить полученные знания умения и навыки для раскрытия сценического образа в хореографической постановке «Мы помним...».
Тип занятия:
Занятие закрепления знаний.
Форма организации занятия:
Фронтальная.
Методы обучения:
-словесные (объяснение, рассказ, диалог).
-методы практической работы.
Оборудование:
1.Станок.
2.Баян.
3.Магнитофон.
Структура занятия:
1.Организационный момент (3 минуты)
-построение детей на занятие, знакомство с темой занятия.
-поклон- приветствие педагогу и гостям.
2.Основная часть (40 минут)
3. Заключительная часть (2 минуты).
-подведение итогов занятия.
-поклон.
Ход занятия:
1.Организационный момент: поклон - приветствие.
Построение детей на занятие, знакомство с темой, основной целью занятия.
2.Основная часть.
I часть Экзерсис у станка (15 минут)
1.Приседания;
2.Упражнения развития подвижности стопы;
3.Маленькие броски;
4.Круговые движения ногой по полу и по воздуху;
5.Каблучные упражнения
6.Подготовка к «веревочке»;
7.Низкие развороты
8.Упражнение с ненапряженной стопой;
9.Дробные выстукивания;
10.Раскрывание ноги на 90°;
11.Большие броски.
II часть (на середине зала)
Теоретическая часть (5 минут):
-История событий и фактов;
-Понятие «сценический образ»;
-Формы, методы и приемы, способствующие его созданию и раскрытию.
Практическая часть (20 минут):
-Повторение и закрепление ранее изученных танцевальных комбинаций;
-Соединение танцевальных комбинаций в постановку «Мы помним...».
3. Заключительная часть занятия - 3 минуты
1. Подведение итогов занятия. Педагог совместно с обучающимися обсуждают результаты занятия.
2. Поклон.
Литература
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка. Учебное пособие для вузов [Текст]/ Г.П. Гусев. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
Ивинг, В.П., Окунева, В.В. Русские пляски для детей [Текст] / В.П. Ивинг, В.В. Окунева. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1979
Климов, А. А. Основы русского народного танца [Текст] / А.А. Климов.- М.: Искусство, 1981. – 270 с.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…