Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обобщение положительного педагогического опыта по внедрению активных методов обучения в образовательный процесс

Обобщение положительного педагогического опыта по внедрению активных методов обучения в образовательный процесс.
Автор: Генчева Наталья Анатольевна.
Заведующая отделом, Днестровский детско-юношеский центр, Приднестровская Молдавская Республика. г. Днестровск.
Назначение материалов: Предлагаю Вам статью по обобщению положительного педагогического опыта по внедрению активных методов обучения в образовательный процесс. Данный материал будет интересен для педагогов дополнительного образования и всем педагогам ищущих новые формы, методы работы активизации обучающихся на занятиях.
Обобщение положительного педагогического опыта на тему:
«Внедрение активных методов обучения на занятиях в ДДЮЦ»
Организуя работу структурного подразделения, мы столкнулись с проблемой: как сделать процесс обучения ещё более интересным, продуктивным, повысить качество образования. Все это привело к необходимости поиска новых форм и методов обучения. Решение данной проблемы заинтересовало не только педагогов и методистов, но и администрацию нашего Центра. Ведь посещая занятия, наблюдая, анализируя деятельность руководителей кружка ДДЮЦ, изучая педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что использование в педпрактике активных форм и методов обучения приводит к повышению качества знаний учащихся, к их творческой активности. «Особенности АМО состоит в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниям.» [4] В этой связи акценты переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого кружковца. «Активная мыслительная и практическая деятельность обучающихся в учебном процессе является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала». [6]
Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях дополнительного образования, что предопределило актуальность данной темы.
Первым шагом совместной деятельности администрации и методической службы ДДЮЦ стало разъяснение и убеждение педагогов Центра в преимуществе использования активных методов обучения, их влиянии на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Поэтому администрацией и методической службой ДДЮЦ была обосновано, выбрана методическая тема года, над которой начал работать коллектив «Система совместной работы педагогического коллектива и администрации по внедрению в учебный процесс активных форм обучения с целью совершенствования образованности учащихся». Все вышесказанное дало толчок к более глубокому и детальному изучению методической литературы, совершенствованию знаний педагогов ДДЮЦ об активных и интерактивных формах обучения и внедрении их в учебный процесс.
Методическим Советом совместно с администрацией ДДЮЦ был разработан план по изучению и внедрению активных методов обучения в учебный процесс, который включает такие мероприятия как: проведение тематических методических объединений руководителей кружков, тематических заседаний «Школы совершенствования педагогического мастерства», методсоветов, педсоветов. Также данный план предусматривал проведение анкетирования педагогов, формирование творческих папок с методическими разработками по теме, изучение и внедрение в учебный процесс активных методов обучения с целью совершенствования образованности учащихся. В результате проделанной работы были определены:
1.Исторические предпосылки возникновения АМО.
2. Дидактические предпосылки возникновения АМО.
В ходе изучения и работы над темой выяснили, что в научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики.
Было установлено, что:
- «Различные способы активизации учебно- познавательной деятельности получили собирательное название «методы активные обучения». Сюда входят и некоторые педагогические приемы, и специальные формы проведения занятий» [6]
-«Активные методы обучения, предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.»[4]
- В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между педагогом и обучающимися, так и между самими учащимися. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь.
Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Активные методы обучения направлены на привлечение обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения обучающимися полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.)
Работая над проблематикой внедрения активных методов обучения в учебный процесс ДДЮЦ, мы определили, что суть активных методов обучения, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками, которые способствовали бы развитию творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.
В процессе изучения эффективности внедрения активных методов обучения в ДДЮЦ, было установлено, что в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения.
Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, все они разработаны для взрослой аудитории, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.
В процессе работы мы изучили классификацию методов активного обучения предложенную Смолкиным А.М: « различаются имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.» [6]
Педагог в своей профессиональной деятельности может использовать ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность.
Следует отметить, « что большая часть методов активного обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Например: разбор конкретной ситуации может быть применен для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.»[6]
Мониторинг результативности проведенной работы.
Обобщая опыт педагогов ДДЮЦ по эффективности внедрения активных методов обучения в ДДЮЦ, мы пришли к выводу, что постепенно начали меняться соотношения «педагог – воспитанник». Наши кружковцы с помощью педагогов начали учиться определять цели своей деятельности, самостоятельно решать поставленные задачи, при помощи рекомендуемых источников - самостоятельно отрывать новые знания. Кружковец выбирает, а педагог содействует. Воспитанники ДДЮЦ становятся более активными, а педагоги центра стараются создать условия для их активности, что способствует формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивает исследовательские, рефлексивные и оценочные умения, повышает образованность учащихся. Все это «свидетельствует о том, что знания учащихся стали руководством к действию, что они усвоены на творческом, действенном уровне». [2]
Было установлено, что методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Как показала практика, наиболее эффективными приемами и формами активного обучения учащихся на занятиях в ДДЮЦ стали:
1. Нетрадиционное начало традиционного занятия: «интеллектуальная, двигательная, эмоциональная, коммуникативная разминка. Например: упр. «Ромашка», «Цыпочка», «Змейка», «Имя-движение»[3]
2. Элементы-«изюминки» - обучающий анекдот, шаржи, эпиграммы.
3. Коллективная мыслительная деятельность: «Интеллектуальный футбол», «Морской бой», «Автобусная остановка», «мозговой штурм», работа в парах, группах.
4.Элименты ТРИЗ: игры и упражнения на развитие психических процессов.
5«Лекции-рассказы с ошибками», «Пресс-конференция».
6. Деловые игры, дидактические, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и т.д.
7. Выполнение кружковцами заданий творческого характера: подготовка выставки, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов.
8.При подведении итогов полюбились такие методы, как «Забор», «Мухомор», «Мыслительные шапки», «Все у меня в руках» и др.
Мы считаем, что нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы. Необходимо находить разумное сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно-воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций.
Выводы
Таким образом, подводя итоги проделанной работы, мы можем сказать, что еще в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности обучающихся. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время.
Обобщая положительный педагогический опыт педагогов ДДЮЦ по внедрению активных методов обучения, отметим, что использование активных методов в обучении в ДДЮЦ приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание.
По нашему мнению активизация обучения в ДДЮЦ способствовала решению многих психологических проблем в коллективе, высокому уровню мыслительной, творческой деятельности кружковцев, более прочному усвоению знаний, повышению интереса к занятию. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности, совершенствуется образованность учащихся.
Обобщая опыт работы педагогов ДДЮЦ, мы можем сказать, что использование активных форм и методов организации обучения будет эффективным только при соблюдении следующих условий:
•активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций;
•переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между педагогом и учащимися;
•постоянный рост самостоятельной работы учащихся;
•создание благоприятного психологического климата и соответствующей учебно- познавательной среды;
•осуществление обратной связи с обучающимися, анализ причин успехов и неудач;
•руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса.
Таким образом, опыт использования активных методов обучения в ДДЮЦ можно считать положительным. Использования активных методов обучения в УП является эффективным фактором формирования ключевых компетентностей, средством совершенствования образованности кружковца УДО, профессионального роста педагогов, что в целом приводит к совершенствованию качества образования.
Библиографический список:
1.Балаев А.А. «Активные методы обучения» Москва, Профиздат, 1986
2.Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. -2-е изд. доп. и перераб.- М.: Прос- вещение,1987.
3.Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова; под ред. Т.С.Паниной.-4-е изд. стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2008-176с.
4.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. В.С. Кукушина.- серия
« Педагогическое образование.»- Москва: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2004
5.Платонов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.,1999
6.Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. -М.: Высшая школа.шк.,1991-176с.

Рекомендуем посмотреть:

Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел Напутствие молодому специалисту – хореографу План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс О доме детского творчества станицы Ярославской…
Фея «Осень» из косточек рыб. Мастер-класс с пошаговыми фото | Летнее оформление участка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3200 дней назад (29 января 2016)
Просмотров: 4641
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!