Многофункциональный тренажер "Волшебный ящик"
Автор: Сивашова Наталия Андреевна, учитель-логопед.
Место работы МБДОУ МО "Детский сад №175", г. Краснодар.Опыт работы
Авторское пособие. Комбинирование нескольких пособий по развитию мелкой моторики в один тренажер, занимающий мало места, но выполняющий много задач. Известно что, развитие мелкой моторики должно происходить в тесной связи с другими видами деятельности детей и, соответственно, вплетаться в другие направления их воспитания.
Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать их возрастные особенности.
Основываясь на личный педагогический опыт, а также на основные концепции дошкольного воспитания, в работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться некоторых правил:
1. задания необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
2. учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;
3. работу проводить регулярно, систематически;
4. соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
5. в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;
6. работу по развитию тонкой моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы.
Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для, более эффективного, самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик, прищепки, су-джок. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Также в коррекционной работе используются упражнения – игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.).
Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности.
С целью преобразования образовательной среды (пособий по развитию мелкой моторики), для осуществления коррекционно-образовательного процесса мною был спроектирован и создан тренажер по развитию мелкой моторики «Волшебный ящик», соединяющий в себе несколько игр по развитию мелкой моторики и навыков самообслуживания. Согласно данной разработке, развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания на тренажере «Волшебный ящик» возможно, работать нескольким детям одновременно и систематически а, следовательно, данная работа более эффективна.
Многофункциональный тренажер для развития мелкой моторики включает в себя:
Застегивание и расстегивание пуговиц;
Шнуровка;
Большое количество скрепленных в ряд шнурков, позволяющих завязывать-развязывать узлы, бантики, плести косички и т.п.;
Геоконт с примерами узоров и заданиями на карточках;
Прищепки на веревке;
Набор для самомассажа рук (су-джок, орехи, прищепки, карандаши).
Гайки на болтах расположенные под разным углом с левой и правой стороны, с возможностью откручивания-закручивания левой, правой и обеими руками, позволяющие развивать движения кисти рук в разных направлениях.
Данный тренажер активно используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Рекомендуем посмотреть:
Игры с бумагой для детей дошкольников
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Сенсомоторное развитие дошкольников
Развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода
Похожие статьи:
Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук
Игры с пальчиками для старших дошкольников