Викторина «Удивительный мир природы» для 5 – 6 классов
Викторина о природе для 5 – 6 классов
Автор: Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск Курской области.
Описание материала:
Природа удивляет нас своими красками, совершенством и непревзойденной красотой. Радует нас своими необыкновенными и такими разными сезонами. Весной природа обновляется. К лету расцветают цветы и кустарники. Осенью кроны деревьев багряным и золотым фейерверком украшают аллеи и парки. Приход зимы сменяет дожди на снегопады, до весны природа словно засыпает.
Данная викторина «Удивительный мир природы» может быть использован учителем по окружающему миру, классным руководителем, педагогом - организатором, педагогом дополнительного образования, для учащихся 5 -6 классов
Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.
Задачи:
• Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.
• Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление, речь, умение слушать друг друга.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.
Оборудование: карточки с заданием, фишки, бумага, ручки, фотографии.
Ход викторины.
Педагог:
Добрый день, ребята. Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.
Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.
Сегодня мы с вами поговорим о том, какие изменения происходят в природе весной.
Отступила зима, прилетели грачи,
Распустились зелёные листья.
Много красок вокруг: просто это весна
Всё раскрасила солнечной кистью.
Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Апрель-подснежник».
Начинаем нашу викторину. За каждый правильный ответ вы получаете фишку. У кого наберется большее количество фишек, тот и станет победителем нашей викторины.
Основная часть.
Педагог:1.Загадки о временах года.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один — седой, другой — молодой,
Третий — скачет, четвертый — плачет.
(времена года)
Как характеризуют в этой загадке весну и почему? ( ответы детей)
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня...
(весна).
Задание: Назовите весенние месяцы?
(март, апрель, май) 2.Назовите первые признаки весны?
Светит яркое солнце.
Появились проталины +
Прилетели перелетные птицы +
Набухли почки.
Расцвели подснежники.
На реках ледоход.
3.Как Вы считаете, какие птицы прилетают к нам первыми?
Жаворонок.
Утки, гуси.
Скворцы.
Зеленушки.
Зяблики.
Трясогузки.
Грачи +
4. Какие птицы гнездятся колониями?
Грачи +
Ласточки.
Стрижи.
Цапли +
Чайки +
Гуси.
5.Загадки о неживой природе.
Педагог:
Что всегда ходит, а с места не сойдёт
(солнце)
Мы — братья младшие реки,
Мы озорные...
(ручейки)
На дороге я лежу
И разинь я сторожу.
Ты можешь каждую весну
Мою измерить глубину.
(лужа)
6. Загадки о животных.
Педагог:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(медведь)
Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик.
(стрекоза)
Спереди шильце, сзади вильце,
Сама мала, а за морем была.
(ласточка)
7.Загадки о растениях.
Педагог:
Как на ровном месте кочка,
На ветке появилась...
(почка)
Белые, душистые, в лесу растут,
Весной цветут.
(ландыши)
Был шар бел.
Ветер дунул –
Шар улетел.
(одуванчик)
8.Игра «Собери цветок».
Педагог:
Назовите цветок, восстановив правильный порядок букв.
(Раздаются карточки с заданием. Детям предлагается восстановить правильный порядок букв и написать название цветка. Ребята зачитывают по очереди ответы).
Буквы растерялись, местами поменялись.
пдснеожикн -
подснежник
тьюанпл -
тюльпан
лыншад-
ландыш
сцанрис -
нарцисс
менуцади -
медуница
рисень -
сирень
мухарече -
черемуха
ниоп -
пион9.Вопрос – ответ.
Педагог:1.О каком времени года Алексей Николаевич Плещеев писал:
«Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло
(весною)
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою…
2. Какой цветок расцветает первым на лесных полянках?
Гусиный лук.
Мать – и – мачеха.
Подснежник +
3. Кто из этих животных просыпается весной, после зимней спячки?
Лось.
Ёж +
Волк.
4. Как называется разлив рек весной?
Половодье +
Гроза.
Ледоход.
5. Как называется разноцветная дуга, появляющаяся в небе?
Раскраска.
Радуга +
Сияние.
10.Игра «Я начну, а ты продолжи».
Педагог:
Апрель с водой,
а май с травой.
В марте мороз скрипуч,
да не жгуч.
Весна да осень -
на дню погод восемь.
Весной - ведро воды,
ложка грязи.
Грач на горе -
весна на дворе.
Красна весна,
да голодна.
Кто весною потрудится, т
от осенью повеселится.
Весна красна цветами,
а осень — пирогами.
Марток -
надевай двое порток.
Черемуха расцвела -
холода позвала.
Вешний день -
год кормит.
11.«Музыкальный конкурс».
Педагог:
Необходимо по мелодии определить песню или животное, растение, упоминающиеся в ней. Как только прозвучит мелодия, право первого ответа получает тот, кто первым поднимет руку.
Музыкальные произведения:
1 произведение –
В траве сидел кузнечик.
2 произведение –
Два веселых гуся.
3 произведение –
Черный кот.
4 произведение –
Пропала собака.
5 произведение –
Улыбка.
6 произведение –
Песня Красной шапочки.
7 произведение –
Малиновка.
8 произведение –
Ландыши.
9 произведение –
Песня про зайцев.
10 произведение –
Соловьиная роща.
11 произведение –
Песня о медведях.
12 произведение –
Скворцы.
13 произведение –
Ромашки.
14 произведение –
От чего так березы шумят.
Заключительная часть
Педагог:
«Сейчас от каждого из нас зависит счастье всей планеты.
Когда мы любим, мы спасаем всех и светом озаряем небо.
Родными станем друг для друга и больше нет у нас врагов.
Свободным, светлым, добрым духом мы наполняемся с тобой!
Мы братья все и все мы сёстры, уйдут обиды из тебя,
И ссоры сразу позабудешь – впусти скорей любовь в себя!»
Просмотр фотографий о природе.
Читают дети:
Природу берегите, она – родная Мать,
Ненужными делами Её не надо засорять.
Не нужно строить здания, на чудища похожие,
В них - нету счастья, радости, а значит нет хорошего.
Любите Землю – Матушку любовью бескорыстною!
Она стерпела ужасы, но больше ей не выдержать.
И в недрах её вечных копаться перестаньте!
Она устала мучиться, вы отдых ей представьте.
Засадим Землю – Матушку цветущими садами,
Чтобы цветы весенние всех счастьем наполняли!
Увидят люди разные плоды своих творений,
И станет наша Матушка планетой вдохновенья!
Подведение итогов викторины.
Награждение победителей.
Рекомендуем посмотреть:
Игра-викторина по литературе для 5-7 классов
Краеведческая викторина для школьников 5 - 7 классов с ответами
Литературно - художественная викторина в 5-6 классах на тему: Осень
Викторина с ответами для 5-6 класса на тему: Растения
Похожие статьи:
Викторина «Своя игра» для школьников 6 класс
Викторина по английскому языку для учащихся 5 – 6 классов
Викторина с ответами для 6-7 класса. Пушкин
Спортивная викторина для школьников 5-6 класса с ответами
Викторина по истории с ответами, 6-7 класс