Пейзаж в трёх основных цветах. Мастер-класс с пошаговым фото
Основы изобразительной грамоты: Основы цветоведения
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 6 лет. Материал может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений, дополнительного и дошкольного образования.
Назначение: оформление творческих выставок и интерьера помещений.
Цель: создание пейзажной композиции с использованием трёх основных цветов: жёлтый, красный, синий.
Задачи:
-расширять и углублять знания детей о основных законах цветоведения: цвета спектра, основные, составные, холодные и тёплые цвета, хроматические и ахроматические;
-познакомить детей с понятием воздушная перспектива;
-совершенствовать навыки работы в технике акварель;
-упражнять в работе с палитрой, цветом и различными оттенками используя в качестве производных три основных цвета: жёлтый, красный, синий;
-учить используя основные цвета создавать необходимую цветовую палитру;
-воспитывать творческую инициативу, воображение.
Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о цвете, для художника очень важным является владение познаниями в области цветоведения и навык применения этих знаний. Именно благодаря цвету, зритель имеет возможность ощутить всю красоту живописного произведения и воспринять реалистичность изображения.
Цвет-это свойство предметов вызывающее определенные зрительные ощущения. Эти ощущения зависят от световых волн солнечного спектра, которые отражает тот или иной предмет. Как известно из курса физики солнечный свет состоит из сложного сочетания многих цветов. Проходя через призму он разлагается, образуя непрерывный ряд цветов, где они располагаются в определенном порядке: красный, жёлтый, жёлто-зелёный, зелёный, зелёно-голубой, голубой, синий, фиолетовый. Между ними, нет четких границ и каждый цвет плавно переходит в другой.
Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а те которые имеют цветовой оттенок, называют хроматическими. Все хроматические мы можем различать по трем признакам. Такими признаками считаются цветовой тон (оттенок цвета), светлота и насыщенность(интенсивность или сила цвета).
Цветовой тон обозначает название цвета (например-красный, синий, зеленый), светлота-это то, на сколько мы воспринимаем темнее или светлее тот или иной цвет по отношению к другому. Насыщенность характеризует степень отличия цвета от серого или степень его приближенности к чистому спектральному цвету. Ахроматические цвета, отличаются только по одному признаку-по светлоте. Если смешивать белую и черную краски в различных пропорциях, можно получить большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала-ахроматическая (бесцветная).
Хроматические цвета, могут быть с примесью ахроматических. Например если в красный цвет добавить серый (ахроматический цвет), то серый не изменит его цветового тона, он все равно останется красным, но с примесью ахроматического. Если взять серый, такой же светлоты как и красный, то не изменится и светлота полученного красного цвета, однако в любом случае, изменится один из признаков хроматического цвета, его насыщенность. От примеси ахроматического цвета, хроматический цвет, станет менее насыщенным. Чем меньше в смеси будет ахроматического, тем насыщеннее будет оставаться хроматический цвет и наоборот, чем больше ахроматичекого мы будем подмешивать, тем менее насыщенным получится хроматический цвет. Таким образом ахроматические цвета при смешивании с хроматическими, влияют на силу цвета хроматических цветов.
Хроматические цвета, условно делятся на тёплые и холодные. К теплым цветам принято относить красно-желтую часть спектра, а к холодным сине-голубую его часть. Фиолетовые и зеленые оттенки, являются промежуточными, поскольку в зависимости от сочетаний в различных случаях могут относиться то к теплым то к холодным. Так же в зависимости от процентного соотношения в смесях, теплых и холодных оттенков присутствующих в зеленом или в фиолетовом, они могут становиться теплее или холоднее.
Из перечисленных выше цветовых оттенков, можно выделить три цвета: красный, жёлтый и синий, которые в изобразительном искусстве считаются основными, так как при смешении этих трех цветов в различных сочетаниях, получаются все остальные цветовые оттенки. Поэтому очень часто мы слышим, что художнику достаточно трёх цветов для написания картины.
Если смешать любые из двух перечисленных цветов, то в смеси, мы получим цвет, который будет дополнительным к третьему. Так при смешении красного и желтого, получается оранжевый -дополнительный к синему, при смешении желтого и синего, получится зеленый -дополнительный к красному, смешивая синий и красный, мы получим фиолетовый - дополнительный к желтому.
Если в определенной пропорции, любой из основных цветов смешать с дополнительным к нему цветом, можно получить черный цвет.
Вот лишь малая часть всех оттенков и цветов. Их миллионы и все даже невозможно описать. Всегда нужно помнить о том, что в зависимости от того , в каком соотношение вы возьмёте цвета, будет меняться и оттенок получаемого цвета.
В жизни за каждым предметом или объектом, на основании жизненного опыта, в нашем сознании закрепляется какой-то определенный цвет(например, трава-зеленая, небо-голубое, лимон-желтый, снег-белый). Такой цвет называют предметным или собственным.
На самом деле предметный цвет постоянно изменяется подвергаясь самым разным влияниям: солнечный свет, освещение помещения.
Обычно, начинающие художники не замечают указанных выше изменений предметного цвета и во всех случаях видят только предметную окраску.
Цвет деревьев на переднем и дальнем планах леса, им будет казаться одинаково зеленым, хотя на самом деле, цвет деревьев дальнего плана изменится и по светлоте и по тону и по насыщенности. Зелень дальнего плана обязательно будет и более холодной и более светлой (или темной) и более нейтральной.
Художнику необходимо видеть и уметь передавать все изменения формы и цвета в конкретных условиях освещения и удаления. Если все качества формы и цвета будут переданы правильно,то и зритель увидит правильную и правдивую картину пейзажа. На картине, все может выглядеть темнее или светлее, чем в натуре, но картина все равно будет выглядеть правдиво, если в ней будут правильно соблюдены все правила работы с цветом.
На восприятие цветов и их оттенков влияют: освещение, расстояние и цветовая среда-соседство по разному окрашенных предметов.
Обычно видимые в пространстве объекты изображения, делят на планы: первый, второй, третий или передний, средний и дальний. На переднем плане все предметы, воспринимаются наиболее объемно, на среднем - все несколько смягчается, на третьем - сливается в воздушной дымке.
При удалении предметы не только становятся меньше в размерах. По мере удаления, разница между их светлыми и темными местами, становится более мягкой, уменьшается контрастность. Предметы становятся как бы более плоскими и в конце концов на горизонте, превращаются в однородную дымку еле различимых силуэтов. Одновременно происходит изменение и их цветовой окраски. Именно это явление, называется воздушной перспективой.
Перспектива-это искусство изображать на рисунке предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости, в зависимости отдаленности их от наблюдателя.
Сегодня работая с тремя основными цветами, мы попробуем создать пейзаж в соответствии с этими законами. Добро пожаловать в нашу мастерскую.
Материалы и инструменты:
-лист бумаги А3
-карандаш простой, ластик
-акварель-жёлтая, красная, синея, кисти
-палитра пластиковая
-лист бумаги А4 для пробы цвета
-тряпочка для кистей
-баночка для воды
Ход мастер-класса:
Работу начинаем с пробы цветов, краски у всех разные, а следовательно и исходные основные цвета могут быть самых разных оттенков. Для начала попробуем получить дополнительные цвета: оранжевый, зелёный, фиолетовый. Затем в полученные цвета примешиваем один из основных в разных пропорциях: жёлтый, красный, синий.
Смешивая цвета на пластиковой палитре мы не увидим точного оттенка, здесь больше подходит гуашь. А вот белый цвет бумаги даст возможность увидеть чистый цвет или полученный оттенок.
Немного изучив свои краски приступаем к работе, использовать сегодня мы будем только три основных цвета. Посредством смешения основных и дополнительных цветов полученных при смешении их на палитре, а также разведения их водой в разных пропорциях мы будем получать различные цвета и оттенки для работы.
Нарисуем небольшую композицию, она будет состоять из рамки и нескольких ярусов леса.
Далее работаем с пластиковой палитрой, нам нужен светло-серый цвет для неба. Смешиваем все три цвета(красный, жёлтый, синий) в равных пропорциях и очень сильно разводим водой, окрашиваем небо.
Затем создаём такой же цвет, но более насыщенный, им окрашиваем лес третьего плана работы.
В процессе рисования пейзажа главная работа проводится по изучению цвета и работе с палитрой. Созданные цвета на пластиковой палитре затем пробуются на бумаге, при необходимости добавляем в полученный цвет тот или иной основной.
Создаём насыщенный зелёный и рисуем ели второго плана.
Полученный цвет наносим на силуэт леса неравномерно, создавая искусственные тени и рельефность леса.
Снова работаем с палитрой, создаем новые яркие цвета и оттенки и заполняем ими передний план работы.
Самыми яркими будут ёлочки на самом ближнем плане.
Для рамки создаём жёлто-зелёный цвет.
В каждой работе я учу детей мыслить и творить, позволяя им создавать что-то своё. Рамка в данной работе создаёт возможность для детей проявить себя, дополнить рисунок узорами или дополнительными элементами пейзажа. Полная свода творчества в пределах трёх основных цветов.
Вот, что у нас получилось!
Сколько чудес за туманами кроется.
Ни подойти, ни увидеть, ни взять.
Тайной покрыто, молчанием сколото,-
Заколдовала природа-шаман.
Черное золото, белое золото,
Сторож седой охраняет - туман.
Нашей России богатства бесценные-
Горы, озёра, леса.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Рисование летнего пейзажа поэтапно
Морской пейзаж гуашью поэтапно с фото
Как нарисовать пейзаж гуашью поэтапно для начинающих
Как нарисовать пейзаж поэтапно для начинающих