Мастер -класс с пошаговым фото "Баба-Яга".
Мастер-класс по созданию персонажа сказки "Баба-Яга".
Творческое издательство Киностудия «Лукоморье»
Автор:Тимур Миспахов 10 лет, обучающийся «Детской художественной школы имени А.А.Большакова»
Педагог: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А.А.Большакова»
Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы хотим рассказать вам интереснейшие факты о Бабе-Яге, её инопланетном происхождении. Пригласить на мастер-класс по созданию этого интереснейшего персонажа.
Описание: работу можно выполнить с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям.
Назначение: данный персонаж создаётся для иллюстраций электронной книги, а в последствии видеоролика "Горячий тур в Лукоморье" (по прологу из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
Цель: создание персонажа "Баба-Яга"
Задачи:
-развивать и совершенствовать технические навыки лепки и росписи по пластилину;
-развивать творческое воображение детей;
-познакомить детей с многообразием легенд и сказаний о персонаже Баба-Яга.
Баба-Яга - это многоликий персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого разных стран и народов. В древнеславянской культуре люди видели в Бабе-Яге Великую Мать-великую могущественную Богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником.
По другой версии, прототип Бабы-Яги - это ведунья, знахарка, которая лечила людей. Часто это была нелюдимая женщина, которая жила вдали от поселений, в лесу. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь. И это действительно часто помогало!
В сказках это самый страшный женский персонаж, помощница Кащея Бессмертного или Змея Горыныча. Она видит прошлое, настоящее и будущее в специальной емкости. Своими заклинаниями сбивает с пути странников, губя их - заманивает к себе в избушку, где зажаривает. Но в некоторых сказках она все-таки дает своим жертвам шанс, загадывая загадки. С ней живет в избушке черный кот, ворона и свинья. Когда она пролетает в своей ступе над человеческими жилищами - крадет детей. Ею пугают непослушных малышей.
В ярославской губернии рассказывают, что Баба-яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу, место её прописки избушка на курьих ножках.
Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Возникновение образа избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.
Избушка на курьих ножках стоит на границе двух миров, она преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в "иной" мир. Баба-Яга является охранительницей прохода, в избушке герой получает у неё необходимые советы и помощь.
Не так давно некоторые российские исследователи выдвинули еще одну очень интересную теорию. Согласно ей, Баба-Яга была никем иным, как инопланетянином, прибывшим на нашу планету с исследовательской целью.
В преданиях рассказывается, что таинственная старуха летала в ступе, при этом заметая свой след огненным помелом. Все это описание очень напоминает реактивный двигатель. Древние славяне, конечно, не могли знать о чудесах техники, а потому по-своему истолковали огонь и громкие звуки, которые мог издавать корабль инопланетянина.
В пользу такой интерпретации говорит и тот факт, что прибытие загадочной Бабы-Яги, согласно описаниям древних народов, сопровождалось падением деревьев в месте приземления и бурей с очень сильным ветром. Все это можно объяснить воздействием баллистической волны либо прямым действием реактивной струи. Славяне, жившие в те далекие времена, не могли знать о существовании таких вещей, а потому объясняли это колдовством.
Избушка, стоящая на курьей ножке, видимо, была космическим кораблем. В таком случае, его малые габариты вполне объяснимы. А курьи ножки – подставка, на которой стоит корабль.
Внешность Бабы-Яги, казавшаяся столь уродливой людям, для инопланетных существ могла быть вполне обычной. Гуманоиды, судя по описаниям уфологов, выглядят не краше.
В сказаниях еще утверждается, что таинственная Баба-Яга якобы была канннибалкой, то есть употребляла в пищу человеческую плоть. С точки же зрения новой теории, на корабле проводились различные опыты над людьми. Позже все это обросло легендами и сказками, которые рассказывали детям. В таком виде и до нас дошла эта история. Трудно что-то доказать, когда прошло уже так много лет, но все же таинственная Баба-Яга оставила свой след в истории не только сказочный, но и, возможно, вполне материальный. Просто он пока не найден.
Для работы нам понадобятся
материалы:
-стеклянная бутылка;
-пластилин(можно использовать старый);
-зубная паста(для обезжиривания пластилина);
-гуашь;
-стека, кисти;
-лак для волос.
Ход мастер-класса:
Начинаем работу с подготавливания основы-каркаса для лепки, всю поверхность бутылки покрываем пластилином, примазывая его к поверхности маленькими кусочками.
Затем начинаем сочинять образ, Бабушка-Яга у нас добрый персонаж, подвязываем ей платочек. Для этого делаем заготовку-тоненький пласт пластилина треугольной формы, прикладываем его к поверхности и хорошо придавливаем, создаём форму лица. Делаем выразительный носик, глазки, ушки из отдельных деталей.
Для имитации ступы скатываем толстую колбаску длинной с диаметр бутылки, сплющиваем по всей длине и прикрепляем к изделию слегка отдаляя от основы.Таким образом получается Баба-Яга сидящая в ступе. Затем лепим руки(две колбаски), хвостики платка завязанного в узелок.
Когда вылеплены все необходимые детали персонажа покрываем изделие тоненьким слоем зубной пасты(обезжиривает пластилин), и даём высохнуть.
Пока Бабушка-Яга сохла решили добавить сову, разместили её на голове(крышка бутылки).
Затем переходим к цветовому решению, наносим первый слой цвета. Мазки должны быть лёгкие, разовые чтобы не повредить слой пасты, и даём нашей красотке слегка подсохнуть. Второй красочный слой наносим смело,ярко.
Ну вот, добавляем красочных оттенков, и неповторимая, непостижимая и загадочная Баба-Яга готова! Можно покрывать изделие лаком.
Посмотрите на меня,
Ну, чем я не красавица?
Моя девичья краса
Не может не понравиться!
Я – девчушка хоть куда,
Не совсем еще стара:
Триста лет отроду
Не портят мне погоду!
У меня подружек нет –
До чего же горько!
Друг Кощей да Водяной
Навещают только!
Ребята! Не бойтесь меня как огня!
Вы бабушкой доброй назначьте меня!
Ну дайте возможность исправиться!
А вдруг мне быть доброй – понравится?..
Спасибо за внимание и хорошего, сказочного настроения!
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Мозаика из пластилина для школьников
Баба Яга. Поэтапное рисование
Петушок своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Картина «Лукоморье» по сказке Пушкина своими руками
Похожие статьи:
Аппликация из пластилина «На лужайке» в начальной школе
Пластилинография в начальной школе. Мастер-класс
Мастер-класс «Золотая осень» Пластилинография
Скульптура из пластилина своими руками
Пластилинография для школьников. Мастер-класс «Виноградная гроздь»