Классный час «Шуя: путешествие в прошлое», 3-4 класс
Цель: Расширить и обогатить знания о прошлом города Шуя.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей здания школы-интерната.
2. Познакомить с разными видами ткани.
3. Познакомить с особенностями крашения на Руси тканей.
5. Познакомить с приемами нанесения рисунка на ткань с помощью манерки.
Воспитательные:
1. Формировать уважительное отношение к прошлому своего города.
2. Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные качества.
2. Развивать память и мышления учащихся.
3. Развивать восприятие.
4. Развивать речь учащихся.
Коррекционные:
1. Способствовать коррекции психических функций.
2. Формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормам поведения.
Оборудование: платок с узорами, таблички «лен», «хлопок», «шерсть», «набойка», образцы тканей.
Словарная работа: хлопок, лен, шерсть, набойка.
Ход классного часа.
Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас сегодня здесь. Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы отправимся в путешествие. Но не простое, а путешествие в прошлое, прошлое нашего родного
города и узнаем, как жили и чем занимались жители нашего города много-много лет назад.
Как называется город, в котором мы живем? (Шуя).
Назвали мы сегодняшнее занятие ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ.
Чтобы попасть в прошлое, нужно воспользоваться машиной времени. Закрываем глаза и считаем до
трех. Открываем глаза. (Открывается доска) На доске старинные здания Шуи.
Где мы с вами очутились? Это наш город, только много-много лет назад. Много красивых и известных зданий было в нашем городе. Какие вы знаете? Многие из них сохранились до нашего времени (перечисляю некоторые).
Я вам сейчас покажу здание, а вы скажите, что это за здание? (наша школа).
Наша школа располагается в старинном здании.
Вот, например, лестница в нашей школе указывает на то, что это здание построено давно. Такие
лестницы с витыми балясинами сейчас уже не делают.
Сегодня мы здесь учимся и живем, а раньше в этих зданиях жили купцы Корниловы. Купцы – это богатые люди. Здесь они жили и работали.
Скажите, как называется улица, на которой находится наша школа? (Советская). Эта улица раньше называлась Миллионной. Миллион - это очень большое число. Так эта улица называлась потому, что на ней жили очень богатые люди. Одними из таких людей были купцы Корниловы.
В том здании, в котором сейчас находится общежитие, был главный дом купцов.
А здании, где сейчас располагается школа, Корниловы занимались делом, которое было распространено в Шуе.
Они занимались изготовлением ткани. Вообще в Шуе и во всей Ивановской области было очень
распространено ремесло, связанное с изготовлением тканей, текстилем. Неслучайно, нашу
Ивановскую область называют текстильным краем. Ткани очень необходимы в жизни.
В нашей повседневной жизни ткань используется очень часто. Скажите, что делают из ткани?
(Ответы детей).
Ткани очень нужны в нашей жизни.
Ткани бывают самые разные. Сегодня мы познакомимся с тремя видами ткани.
Шуйские купцы занимались в основном хлопком и льном.
Вы слышали такое название – льняная ткань? (табличка - лен)
(Показывают образец ткани, даю ее потрогать) Ее делают из растения, которое называется лен.
При цветении льна, поле покрывается голубыми цветами. Лён расчёсывали на отдельные волокна, а
из волокон пряли льняные нити, из нитей - ткань.
Лен –натуральный материал. Лен пропускает воздух, оно приятно холодит кожу в жаркий день. Летом в
одежде из льна не жарко. Льняная пряжа отличается стойкостью к износу и усадке, прочностью и
легкостью. С давних времён в Шуе изготовляли льняные ткани. Ткачество холстов производилось во многих
крестьянских избах и в домах города Шуи на деревянных ткацких станах. А потом их делали на
полотняных мануфактурах – небольших фабриках. Из льна делали красивые скатерти, салфетки, полотенца. Вот у меня есть рушник – длинное полотенце (показываю).
Затем люди стали использовать хлопок. (Табличка). (Показываю ткань). Хлопок любит тепло и растёт на юге. Шуйские купцы династии Киселёвых были первыми
предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи не только в Шую, но и её
окрестности.
Когда коробочки хлобка лопаются, в каждой из них – мягкая пушинка как кусочек ваты. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в
хлопчатобумажные нити.
(Показываю вату).
Вата какая? Белая, мягкая, пушистая. Давайте с ней поиграем. Я каждому дам кусочек ваты, а вы
попробуйте вытянуть из кусочка полосочку. Нужно стараться, чтобы вата не оборвалась.
На основе хлопка изготавливают такие материалы, как ситец, сатин, тафта, шифон, бязь, байка и даже джинсовая ткань.
Следующая ткань, с которой мы познакомимся – это шерсть. Шерсть – ткань из натуральных волокон, изготовленных из шерсти животных. Постригут овец и отправят новую шерсть отращивать, а шерсть отвозят на прядильную фабрику.
Игра «Угадай ткань». В мешочке несколько видов ткани, дети на ощупь угадывают.
Купцы Корниловы как раз и занимались шерстяной тканью.
(Показываю два кусочка ткани: белый и покрашенный).
А чем отличаются эти два кусочка ткани? (Один покрашенный, другой - нет)
Чтобы ткань была не просто белая, а красивая, ее нужно было покрасить. Посмотрите, мы все деты в
одежду, которая покрашена в какой-то цвет.
Это сейчас есть различные краски, а раньше красок не было. В старину ткань красили по-разному.
На Руси для получения цветной ткани использовали натуральные природные красители.
Дубовая кора, шелуха лука придавали ткани коричневатый цвет.
Ягоды бузины - красноватый, крапивы – зеленый, васильки,– синий цвет.
В отварах этих растений окрашивали нитки или пряжу путем кипячения. Для закрепления цвета
пользовались капустным рассолом, кислой сывороткой. Ткани, полученные таким способом, были
очень красивые.
В Ивановской области также красили готовую ткань с помощью настоящих красок. Народные
умельцы сочиняли разнообразные рисунки для ткани.
В Шуе по традиции в основном ткани украшали цветами, фигурками животных, геометрическими
фигурами, а также огурцами. Очень распространен в Шуе так называемый Шуйский огурец.
(Показываю образцы ткани).
А вот купцы Корниловы делали платки. Эти красочные и нарядные изделия очень нравились
модницам.
А как же наносились рисунки? Рисунки наносились с помощью набойки. (табличка) Набойка – это узорчатое раскрашивание тканей, которое осуществлялось при помощи резных деревянных досок – манер. Сначала из доски вырезался нужный узор. Затем его приклеивали на фон. На манеру наносили краску и клали на материал, ударяли сверху деревянным молотком, чтобы узор отпечатался. Отсюда и пошло название набойка.
Как вы думаете, почему узор просто нельзя было нарисовать на доске? Зачем узор должен был быть выпуклым. Отпечатки узора на ткани получаются четкими только тогда, когда силуэты изображений на манере выпуклые, заметно выступают над поверхностью фона. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. Корниловы украшали в основном, платки. (Показываю). Рисунок на ткани всегда подчинялся какому-либо ритму.
Итак, наше путешествие заканчивается. Возвращаемся в наше время и вспоминаем, что сегодня узнали.
Рефлексия.
Что узнали нового?
Что было интересно?
Что понравилось?
Кому было интересно, покажите солнышко, кому было что-то не понятно – солнышко с тучкой, кому было грустно - тучка.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час: Что значит дружить, 3 - 4 класс
Классный час: Лекарственные и ядовитые растения, 3 класс
Классный час с презентацией "Мы в ответе за тех, кого приручили", 3 класс
Классный час в начальной школе "Суворов", 3-4 класс
Похожие статьи:
Этическая беседа с младшими школьниками, 3-4 класс