Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока трудового обучения в 3 классе коррекционной школы

Урок трудового обучения в 3 классе коррекционной школы
Тема урока: Аппликация из природного материала (береста)
Цель: научить детей изготавливать аппликацию из природного материала – бересты.
Задачи:
- познакомить с новым природным материалом – берестой, способами ее заготовки,
- научить работать с берестой, выполнять цветы из бересты;
- учить детей планировать свою работу, экономно расходовать материал;
- повторить правила безопасной работы с ножницами;
- корректировать зрительное восприятие;
- развивать умение слушать, внимание, память;
- воспитывать аккуратность, любовь к труду;
- воспитывать дружелюбие, чувство эмпатии, взаимопомощь и взаимовыручку.
Материалы и инструменты:
Белый картон, кусочки бересты, ножницы, шаблоны, пластилин, стека, карандаш.
Оборудование:
Образцы поделок из бересты, технологическая карта, заготовка – основа для букета.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинался уже урок,
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

2. Проверка рабочего места
Давайте проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: ножницы, пластилин, картон, кленка, карандаш, ластик, лист бумаги.
Проверьте все ли у вас на месте?

3. Актуализация знаний
Ребята, на уроках труда мы пользуемся разными материалами и инструментами. Давайте вспомним, какие инструменты и материалы мы используем с вами на уроках труда (пластилин, бумага, кисти, клей, карандаш, ножницы, иглы, нитки, листья, стека, шишка, желудь, кусачки).
Игра «Лото». На доске изображены материалы, используемые на уроках труда, а рядом картинки с инструментами. Нам нужно подобрать инструменты, которые соответствуют данному материалу. (пластилин – стека, проволока – кусачки, ткань - ножницы).
А с каким природными материалами мы работали? (лист, желуди, шишки, гр.орех)

4. Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы будем работать с материалом, с которым еще не работали – берестой. Что же такое береста? (Вешают табличку с надписью «БЕРЕСТА») Это природный материал.
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Поделка из бересты).
На какое слово оно похоже слово береста?(Береза).

5.Сообщение нового материала.
Сегодня к нам в гости на урок пришла березка. Береза – это символ нашей страны - России. В России много берез. Они очень красивые. Однако березу всегда любили не только за красоту. Береза широко использовалась в хозяйстве.
Что нам дает береза:
- она может напоить своим соком,
- обуть (из бересты плели лапти),
- украсит человека и его жилище;
- согреть (березовыми дровами топили печи),
- вылечить (настоем из березовых почек лечат некоторые заболевания).
- подарить веники.
А еще береза нам дарит бересту. Береста – это верхний слой коры березы. (Показываю бересту). Для работы береста берется только с поваленных, свежераспиленных деревьев, сухостоя – засохших деревьев. Делается это взрослыми. Ствол надрезается в трех местах. Вдоль на нужную длину, и от него сверх и снизу поперек. Ножом приподнимается край по всему продольному надрезу с обеих сторон. В этом случае берестяная лента снимается руками и заворачивается цилиндром. Цвет внутри нее совсем другой. Какой? (коричневый)
Легко и чище снимается кора с березы во влажную погоду. Лучшие заготовки получают с деревьев, которым больше 30 лет. Снятую бересту очищают, расправляют, укладывают пластинами друг на друга и сверху кладут груз. После высушивания их расщепляют на слои разной толщины. И получаются вот такие пласты, из которых мы и будем делать сегодня поделку. (Выдаю каждому пласты бересты)
Береста – это теплое дерево. С берестой работать приятно, она согревает и успокаивает.
Берестяные грамоты.

В древности береста была очень распространенным материалом для письма. Известны многочисленные рукописи и даже книги, написанные на бересте. Береста была во много раз дешевле бумаги. Вот почему на бересте чаще всего писали простые люди — обычные горожане, торговцы, ремесленники. Текст на бересте не писали, а процарапывали или продавливали различными острыми предметами.
Вот какую пользу приносила и приносит березка.
6.Физминутка.
Мы березку посадили
Мы водой ее полили,
И березка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят благодарила.

Из бересты изготавливали предметы быта:
• Музыкальные инструменты: рожки и дудочки
• Посуду: тарелки, ложки;
• Короба для сбора ягод, корзины, сундуки
• Берестяную обувь: лапти, башмаки.
• Туески – место для хранения каких-либо продуктов с деревянной крышкой.

Береста - удивительный по своим свойствам природный материал. Он экологически чистый, прочный, влагостойкий, красивый, хорошо поддающийся обработке. Изделия из бересты не боятся влаги, не гниют. Береста прекрасно сочетается в художественных поделках с другими природными материалами.
Береста дарит нам большую палитру теплых цветов и оттенков. Сама природа дарит нам свои краски: белый, желтый, розовато-коричневый, темно-коричневого. Это правильная гармония цветов. Береста как будто излучает солнечный цвет.
Мы же на уроке создаем картину из бересты в технике аппликации.
Сегодня мы будем делать коллективную поделку из бересты – цветы в вазе. На доске висит основа картины с вазой, в которую мы с вами будем ставить цветы. Два человека за партой будут делать один цветочек.
Из чего состоит цветок? Из каких частей?
Один ученик будет делать цветок, другой – стебель и листочек. Вы договоритесь сами, как вы распределите обязанности. (Дети договариваются)
Мы будем соединять детали не клеем, а маленькими кусочками пластилина.

7.Объяснение хода практической работы. Составление инструкционной карты.
Цветок состоит из серединки, лепестков, стебля и листочков.
Первый ученик будет делать середину и лепестки, второй – стебель и листочки.
2 ученик.
Сразу будем вырезать из бересты листочек? (Нет. Сначала делаем шаблон листочка) (Вывешивается 1 карточка – ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШАБЛОНА ЛИСТОЧКА).
По шаблону вы сделаете один или два листочка. Для этого вы шаблон будете накладывать на бересту, обводить карандашом и вырезать.
(Вывешивается 2 карточка – ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛИСТОЧКОВ).
Далее вырежете по краю бересты тоненький стебель.
(Вывешивается 3 карточка – ВЫРЕЗАНИЕ СТЕБЛЯ).
Далее стекой вы отрежете небольшой кусок желтого пластилин и скатаете из него несколько маленьких шариков, которые вам и вашему соседу будут нужны для скрепления деталей.
(Вывешивается 4 карточка – ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫХ ШАРИКОВ)
Потом прикрепляем листочки к стеблю с помощью пластилина.
(Вывешивается 5 карточка – СОЕДИНЕНИЕ ЛИСТОЧКОВ И СТЕБЛЯ).
Карточки мешаю и прошу детей расставить их по порядку на доску.
1 ученик.
Выполняет лепестки и круглая серединка.
Лепестки мы будем вырезать по шаблону, который вы сделаете сами из картона.
Сначала делаем шаблон лепестка.
(Вывешивается 1 карточка – ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШАБЛОНА ЛЕПЕСТКА).
Шаблон будет один, а по нему вы сделаете несколько лепестков. Для этого вы шаблон будете накладывать на бересту, обводить карандашом и вырезать.
(Вывешивается 2 карточка – ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕПЕСТКОВ).
По шаблону круга, который я дала, вы сделаете середину цветка из бересты темного цвета
(Вывешивается 3 карточка – ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕРЕДИНКИ).
Далее каждый лепесток мы скрепим с серединкой с помощью шариков из пластилина, которые сделал другой ученик.
(Вывешивается 4 карточка – СОЕДИНЕНИЕ ЛЕПЕСТКОВ С СЕРЕДИНКОЙ).
Затем скрепляем.
Карточки мешаю и прошу детей расставить их по порядку. Чего не хватает?(Изготовление цветка)
Добавляют карточку. Изготовление цветка. Для какого ученика я это повесила? (Для обоих).
Технологическая карта
1 ученик 2 ученик
1.Изготовление шаблона лепестка
2. Изготовление лепестков
3. Изготовление серединки.
4.Соединение лепестков с серединкой. 1.Изготовление шаблона листочка.
2.Изготовление листочков.
2. Вырезание стебля.
3. Приготовление пластилиновых шариков
4. Соединение листочков и стебля
Изготовление цветка
8. Физминутка
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Давайте «повелим», чтобы у нас сегодня все получилось.
Возьмите клеенку и застелите парту, чтобы не ее испачкать.
9. Повторение правил работы с ножницами.
При резании бумаги не направлять ножницы к себе или товарищу.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте.
10. Практическая работа
А теперь приступаем к работе, не забывайте пользоваться инструкционной картой, следите за осанкой во время работы.
11.Выставка работ
12.Рефлексия

- Если вы довольны своей работой повесьте на березу зеленые листочки, пусть береза будет летняя. Если вы чем-то не довольны и вам что-то не удалось на уроке – повесьте желтые, осенние листочки.
13. Итог урока
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Что запомнилось?
- Что нового узнали?
- Что особо понравилось?
14. Оценки.
Приложение
Изготовление цветка из бересты

Коллективная поделка из бересты

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по трудовому обучению в 3 классе Конспект урока по труду, 3 класс Конспект урока технологии в 3 классе с презентацией. Зайчик. Объёмная аппликация Конспект урока технологии для 3 класса. Дом своей мечты
Конспект урока в 1 классе коррекционной школы | Классный час для младших школьников 3-4 класса. Путешествие в прошлое
Опубликовано: 2697 дней назад (6 декабря 2016)
Просмотров: 2143
0
Голосов: 0
Иванова Е.В. # 28 января 2017 в 20:15 0
Хороший грамотно построеный урок.Содержание соответствует программе коррекционных школ 8 вида. Спасибо:)
Жбанова Наталия Александровна # 29 января 2017 в 17:49 0
Интересно и доступно детям. Спасибо, воспользуюсь вашим опытом.