Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час в начальной школе "Суворов", 3-4 класс

Классный час (беседа с детьми) «Дорогою Суворова» для младших школьников 3-4 класса
Учитель: Бендюг Ирина Евгеньевна.
Данный классный час требует предварительной подготовки: постановка костюмированной театральной сценки, разучивание финальной песни.
Цель: продолжить формирование патриотических чувств любви к Родине через знакомство с традициями кадетского движения в России.
Задачи предметные:
• познакомить детей с историческим портретом А.В.Суворова, его заповедями;
• проследить процесс развития кадетского движения в России.
метапредметные: создать условия для развития умений:
• работать с информацией;
• высказывать и аргументировать своё мнение, выслушивать мнение одноклассников;
• находить существенные признаки и устанавливать взаимосвязи;
• устанавливать причинно-следственные связи.
Ход беседы
- Добрый день, ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашем уютном классе, в котором вы учитесь уже третий год. За это время вы подросли, возмужали. И сегодня мне бы хотелось увидеть в вас хороших вдумчивых собеседников.

- А говорить мы сегодня будем об одном человеке, для которого в жизни крайне важными были такие слова:
Смелость, ум, вера, отвага, решительность, Отчизна, вежливость. Если вы внимательно прочитаете их, то найдёте подсказку и сможете назвать фамилию человека, вошедшего в историю нашей страны как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения.

- Суворов.

- Возможно, кто-то уже слышал это имя, а кто-то слышит его впервые. Мне хочется узнать ваше мнение об этом. Для этого я попрошу высказать его с помощью наклейки.

(На доске прикреплены три листочка со словами: Я ничего не знаю о Суворове, мне было бы интересно что-либо узнать; Я слышал(а) о Суворове, но мне хочется узнать больше информации; Мне неинтересна эта тема. Дети выходят и прикрепляют наклейку на тот листочек, где выражается его мнение. Учитель делает выводы и озвучивает их).

- У нас есть разные мнения. В ходе нашего общения мы попробуем заинтересовать всех.

- Часто можно услышать фразу: роль личности в истории. Что это значит? Так вот иногда один человек примером того, как он относится к делу, как он проживает свою жизнь, он может изменить и исторические события. Таким человеком и был Александр Васильевич Суворов. Я предлагаю поближе познакомиться с его портретом.

…24 ноября 1730 года в Москве в семье генерала Василия Суворова родился слабый здоровьем мальчик. Отец ребёнка был автором первого русского военного словаря и свято чтил заповеди Петра I. Имя для сына дал именно отец, назвав младенца в честь великого полководца и защитника земли русской Александра Невского.

Дома у Суворовых была богатая библиотека, в которой книги по военному искусству занимали главное место. Мальчик мечтал стать военным, но он рос таким хилым и болезненным, что отец не представлял его на военной службе. Тогда подросток Александр решился на закаливание своего организма, чтобы мечта сбылась. Он подвергал своё тело серьёзным физическим истязаниям. В 12 лет он уже столько знал о военном деле, что мог поспорить со взрослыми офицерами. Однажды в гости к Суворовым пришёл генерал Абрам Ганибалл. Мальчик играл в «солдатики». Ганибалл заметил, что ребёнок не просто играет, а очень грамотно ведёт бой. Он посоветовал отцу отдать ребёнка на военную службу.

Так, в 12 лет Суворов стал мушкетёром Семёновского полка. Через 6 лет в чине офицера он приступил к военной службе.

Однажды Суворов стоял в карауле. Императрица Елизавета Петровна, проходя мимо, пожаловала юному офицеру серебряный рубль. Но Суворов отказался его взять, сказав, что устав не велит часовому брать деньги. Императрица похвалила офицера и положила рубль на землю. Эту монету Суворов хранил всю жизнь.

- Формирование Суворова как полководца пришлось на две русско-турецкие войны. В этот период раскрылось дарование Суворова как стратега и тактика. Солдаты любили своего полководца, а он учил их воевать и выживать в бою. За свою жизнь Суворов не проиграл ни одного сражения.

- А сейчас давайте проникнем сквозь время и посмотрим, как же это удавалось сделать..

Сценка «Суворов и Прошка»

(За столом сидит Прошка, спит. Суворов издалека начинает его звать, Прошка не отзывается. Появляется Суворов)
- Эй, Прохор. Небось спишь?
- Никак нет, Ваше сиятельство.
- Да вижу, что спишь. А ну-ка, просыпайся. (Хватает ведро с водой и выливает его на Прошку).
- Ой, холодно.
- Пора бы привыкнуть. Приведи себя в порядок.
- Вы бы, Александр Васильевич, делом что ли занялись.
- Вот сейчас и займёмся. Надо наши знания для потомков оставить. Садись и пиши…
Солдату надлежит быть здорову, твёрду, храбру, решиму, справедливу, благочестиву. Молись Богу. От него победа. Чудо-богатыри, Бог нас водит. Он сам генерал. Записал?
- Записал, батюшка. Это очень хорошо сказано.
- Пиши дальше.
- Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля – дура, штык – молодец.
- Это как же понимать?
- А так, что пуля летит неточно, да и на заряд время нужно. А штык всегда выручит, потому что для ближнего боя предназначен. Штыком и землю хорошо копать.
- А, помню, батюшка. Под Измаилом солдаты штыками в отвесной стене ступени делали.
- Пиши далее. Просящего пощады помилуй. Он такой же человек. Лежачего не бьют. Непрестанное упражнение, как всё объять одним взглядом, может сделать великим полководцем. Победи себя – будешь непобедим.
(входит граф Кутайсов)
- Вызывали, Ваше благородие?
- А ну-ка доложите обстановку. Какого положение дел на правом фланге?
- Не могу знать, ваше сиятельство.
- Это как это понимать? (Обращается к Прошке) Терпеть не могу таких «немогузнаек». Быстро узнать и доложить. Пиши, Прошка. Вот качества, несовместимые с требованиями к солдату и офицеру: бестолковость, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушие. Кто храбр – тот жив. Кто смел – тот цел. Кто напуган – тот наполовину убит.
Стояньем города не берут. Воюют уменьем, а не числом.
- Это как же. А если войско у врага намного больше?
- Если войско у врага намного больше, должны присутствовать смекалка и умение. Помнишь, как мы Измаил брали? Неприступной крепость называли, а мы турков одолели. А всё почему? Потому что учились штурмовому делу. Да каждый солдат знал свой манёвр. Вот так, Прошка.
- Вот это наука.
Да, Прошка. Это не просто наука, а «Наука побеждать» - так мы её и назовём. Чтобы потомки помнили, как свою Родину любить и защищать надо.
(Входит граф Кутайсов)
- Разрешите доложить, ваше сиятельство.
- Докладывай.
- На правом фланге солдаты отдыхают, да Вас в гости приглашают. Неужто пойдёте солдатскую кашу есть.
- Вот именно солдатскую кашу и пойду есть. Она силы прибавляет.
- Да велите хоть в медной посуде подать.
- Нет, граф. В медной посуде один яд. А я буду есть как и солдаты деревянной ложкой. Да много мне не накладывай. Много есть вредно. Так и скажи: Суворов не велел..
- Пойдём, Прохор, кашки отведаем, а потом и продолжим нашу науку писать. (Все уходят)

- Ребята, каким вы увидели Суворова?
- Ребята, какие заповеди Суворова вы узнали?
- …
- Великий полководец сформулировал правила, которым до сих пор следуют в русской армии. Чему же учил нас Суворов?
-..Учил учиться, любить свою Родину, уважать врага, владеть своим мастерством…
- Именно с Суворова и его «Науки побеждать» началась славная дорога русского воинства. Конечно же, мы знаем и другие славные имена полководцев. Но Суворов впервые начал учить солдат воевать, готовить их к защите Родины. Его уроки легли в основу целого движения, которое получило название кадетского. Начало этому движению положил великий император Пётр I, который понимал, что выращивать воина нужно с возраста 10-12 лет. Именно при Петре I в России были открыты первые кадетские корпуса, где стали обучаться дворянские дети. А вот как развивалось кадетское движение и какой дорогой шло, мы узнаем, работая в группах. Каждой группе предстоит прочитать небольшой текст, найти нужную для продолжения информацию и занести её в карточку. Кроме этого, каждая группа получит своё высказывание А.В.Суворова. Задача каждой группы - объяснить её значение с точки зрения современного школьника.

Материал для групп
1. Пётр I понимал, что для защиты России от врагов ему нужны не просто постоянная армия и флот, а армия с грамотным командным составом. Он понимал, что для решения этой задачи недостаточно посылать на обучение за границей военному делу молодых российский дворян. Нужно было в своей стране создавать специальные военно-учебные заведения. В 1698 году император посетил кадетский корпус в Дрездене. Увиденный им корпус был сухопутным, а императору был необходим в первую очередь командный состав для флота. 14 января 1701 года в России вышел указ Петра I о создании школы Математических и Навигацких наук, который и положил начало кадетскому движению в России.

Карточка 1.
В 1701 году______________, потому что______________________.
Высказывание: тяжело в учении – легко в бою.
Ответ: В 1701 году в России вышел указ о создании школ Математических и Навигацких наук, потому что был нужен грамотный командный состав.

2. В 1715 году в Санкт-Петербурге была учреждена Морская академия. В проекте её создания впервые употребляется слово «кадет», но массового употребления оно не получило из-за морской специальной речи. 29 июня 1731 года уже императрица Анна Иоанновна издала указ об образовании Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. После этого слово «кадет» и «кадетский корпус» стало официально появляться в документах. В переводе с французского слово «кадет» обозначает «младший». То есть кадетами становились молодые несовершеннолетние дворяне до их производства в офицеры. А «кадетскими корпусами» стали называть военно-учебные заведения с полным пансионом для детей дворян с целью подготовки их к военной службе.

Карточка 2.
Кадетами называют___________________, а кадетские корпуса – это_______________________.
Высказывание: Ученье – свет, а неученье – тьма.
Ответ: Кадетами называли несовершеннолетних дворян до их производства в офицеры, а кадетские корпуса – военно- учебные заведения.

3. При создании учебных программ для обучения кадетов опирались на опыт Дании и Пруссии. Кроме военных предметов в программы были включены основы точных, естественных, гуманитарных наук. Кадеты изучали российскую словесность, историю (в том числе Древней Греции и Древнего Рима), иностранные языки (в том числе латинский). Кадетов обучали верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции, позже добавилась гимнастика. В корпусе царил суровый режим, требовалось полное подчинение и дисциплина. Эти условия способствовали созданию атмосферы товарищества, сплочённости, рождению крепкой дружбы. После выпуска из корпуса каждый выпускник с любовью вспоминал о кадетском братстве.

Карточка 3.
Кадеты обязаны были знать_______________________________________________
уметь___________________________________________________________________.
Высказывание: Победи себя – будешь непобедим.
Ответ: Кадеты обязаны были знать точные, гуманитарные, естественные науки, российскую словесность, историю, иностранные языки, уметь фехтовать, ездить на лошади, танцевать.

4. Кадетское движение продолжало развитие своих традиций. Со временем кадетских корпусов стало много. Они представляли собой интернаты с численностью воспитанников от 100 до 1000 человек. Все они делились на роты (гренадёрскую, мушкетёрскую, неранжированную). В каждой роте было по 100-120 кадет приблизительно одного возраста. На лето кадеты выводились с лагеря и жили в палатках по 50 человек в каждой. В летнем лагере отрабатывались строевые умения, физические упражнения. Также кадеты в летних лагерях посещали различные экскурсии. В помещениях рот устанавливались красные доски, где записывались фамилии отличников-кадет, и чёрные доски для записи нерадивых кадет. Если кадет совершал плохие поступки, то принимались меры для его исправления. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию.

Карточка 4.
Особое внимание уделялось ___________________________________.
Высказывание: дисциплина – мать победы.
Ответ: особое внимание уделялось строевым умениям, физическим упражнениям, общему кругозору.

5. На момент революции 1917 года в России действовал 31 кадетский корпус, в которых обучались около 10 тысяч человек. Все они были закрыты. В 1943 году, когда Великая Отечественная война была в самом разгаре, когда тысячи детей остались сиротами, бывший выпускник кадетского корпуса А.А.Игнатьев обратился к руководителю страны И.В.Сталину с предложением в виде опыта создать один кадетский корпус в Москве с целью подготовки мальчиков к военной службе. Сталин поддержал это предложение, но внёс две поправки: училища были названы Суворовскими, и создавалось сразу 9 училищ. Так традиции российского кадетства снова возродились. В первую очередь в СВУ (суворовское военное училище) принимались беспризорники, «сыны полков», юные партизаны, уже опалённые огнём боёв, воспитанники детских домов Сталинграда. Детей принимали с 10 лет. Срок обучения- 7 лет.

Карточка 5.
Суворовские училища появились __________________. Сюда принимались___________
Высказывание: С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.
Ответ: Суворовские училища появились в 1943 году. Сюда принимались дети – беспризорники, сироты, юные партизаны.

Проверка работы групп
(Каждая группа выходит, рассказывает о своей работе, объясняет высказывание).
- Как ы думаешь, каким должен быть кадет сегодня? Запиши на доске.

- Посмотрите, о каких особенностях кадетского движения мы узнали. Скажите, а кто из вас захотел стать кадетом?.. Почему, что именно вас заинтересовало?

- Ребята, сегодня мы говорили о том, как заветы великого полководца Суворова способствовали развитию в России целого движения. И сегодня многие выпускники школ выбирают в качестве жизненного пути военную профессию, основная задача которой – защищать Родину. Мы увидели, что и сейчас очень актуальны мысли и советы Суворова. Наша задача – сохранить имя полководца и передать связанные с ним традиции следующим поколениям. Будем стремиться любить свою Родину так, как это делал Суворов и гордиться тем, мы родились в великой стране.

Ролик и песня «Марш кадетов».

Материал для гостей классного часа.
Во время работы детей в группах они могут попробовать свои силы и ответить на следующие вопросы, отмечая знаком "плюс" или "минус":
С самого детства будущий полководец был самоучкой. В домашних условиях он был обучен грамоте и языкам. В остальном мальчик занимался сам.

В течение всей жизни Суворов получил все существовавшие тогда российские ордена, а также 7 иностранных.

Деревня Козлуджи, сражение у которой определило исход русско-турецкой войны, была позднее переименована в Суворово.

Кутузов был учеником Суворова. Вместе они руководили осадой крепости Очаков в ходе русско-турецкой войны.

Суворов принимал участие в подавлении восстания Емельяна Пугачёва.

Во время недолгого царствования Павла I Суворов был лишён мундира и сослан в село, отдалять от которого далее, чем на 10 км ему было запрещено.

В личном поместье Суворов за свой счёт содержал пожилых солдат и платил им пенсии.

Взятие Измаила было первым сражением Суворова, принёсшее ему военную славу.

Для заключения мира с турками Суворов был назначен командующим Молдавской армией. Суворову удалось подписать мирный договор на выгодных для России условиях.

Суворов легко одевался даже в суровые морозы. Пожалованную Екатериной II шубу, которую было строго-настрого приказано носить, Суворов, чтобы не ослушаться приказа, возил на коленях.

Суворов пожелал, чтобы на его надгробном камне было выбито «Здесь лежит Суворов».

Суворов учил иностранные языки во время утренних пробежек.

Австрийцы прозвали Суворова «Генерал-вперёд». На каждый бой Суворов надевал белую рубашку.

У Александра Васильевича Суворова был необычный талисман – старая шинель, которая досталась ему от отца. Он брал ее во все походы. Однажды шинель попала в руки врагов. Суворов буквально не находил себе места. Две недели солдаты, втайне от Суворова, ходил и в разведку. Их упорство увенчалось успехом, шинель была найдена и возвращена законному владельцу.








Рекомендуем посмотреть:

Классный час: Что значит дружить, 3 - 4 класс Классный час: Лекарственные и ядовитые растения, 3 класс Классный час для младших школьников 3-4 класса. Путешествие в прошлое Классный час с презентацией "Мы в ответе за тех, кого приручили", 3 класс

Похожие статьи:

Этическая беседа с младшими школьниками, 3-4 класс

Интересный сценарий праздника "До свидания, Азбука" для 1 класса | Мероприятие ко Дню леса для начальных классов. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 360 дней назад (24 августа 2021)
Просмотров: 1267
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!