Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятие ко Дню леса для начальных классов. Сценарий с презентацией

Познавательное мероприятие для обучающихся 2-4-х классов «Лесная газета»
(Мероприятие сопровождается презентацией)

Звучит фонограмма голосов лесных птиц.
Ведущий:
Добрый день, мои друзья.
Думаю, что мы не зря
Собрались сегодня здесь,
Прогуляться в русский лес.
Чтобы праздник был весёлым,
Необычным, ярким, новым,
Будем мы писать газету,
Пустим мы её по свету,
Чтоб девчонки и мальчишки,
Прочитав её странички
Русский лес оберегали,
Прославляли, воспевали.

Учитель: - «Леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоравливают землю, но поддерживают самую жизнь на Земле» - этими словами К.Паустовского, по-видимому, лучше всего начать рассказ о лесе.
- Итак, сегодня мы с вами напишем свою лесную газету. А что такое газета? Для чего она нужна?
Дети: - из неё можно узнать разную информацию, в ней размещают объявления, там есть кроссворды…
Учитель: – Да, всё это можно прочитать в газете. Как известно, на первой странице в любой газете пишут самую главную информацию. Значит, наша первая страничка – ИНФОРМАЦИОННАЯ.
(Подготовленные дети рассказывают)
- Природный растительный покров нашей Родины очень разнообразен - от тундры на Крайнем севере до степей у южных границ страны. Большую часть её территории занимают хвойные леса, их называют тайгой, и хвойно- широколиственные леса. В этих лесах живёт огромное количество птиц, зверей и насекомых. Все они находятся в тесной связи друг с другом и с самим лесом.
- Значит, лес бывает разный?
- Конечно, например, самый мрачный и тёмный лес – еловый (или ельник). Он очень тенистый и влажный. Под пологом такого леса могут расти только теневыносливые растения, поэтому в ельнике почти нет кустарников. В тех участках леса, где очень влажно, растут кустики черники. Можно встретить кислицу, кукушкин лён, седмичник, мхи. Мох в еловом лесу круглый год зелёный. Все растения в ельнике распространяются даже слабыми потоками воздуха, потому что ветра здесь почти нет.
- А вот сосновый лес совсем другой. Кроны сосен ажурные, рыхлые, они пропускают много света. В таком лесу хорошо растут кустарники, например, вереск. Под соснами всегда много «оленьего мха».
- А лес, образованный лиственницей, ещё светлее. Кроны у лиственниц редкие и почти не дают тени. Здесь много брусники и черники, зарослей толокнянки и мхов, встречается багульник и голубика.
- Ближе к югу, тайга сменяется в хвойно – широколиственные леса. Ребята, а какими растениями представлены наши подмосковные леса?
- …
- Да, у нас растут и берёзы, и серая ольха, осина, лещина, дуб. В лесах много хвощей, папоротников, малины, растут ландыши, ветреница, калужница и многие другие растения.
- А если мы отправимся ещё южнее, то встретимся с лесами, образованными дубом черешчатым, липой мелколистной, клёном остролистным, лещиной, бересклетом. В таком лесу хорошо растёт осока, сныть, зеленчук жёлтый, копытень, щитовник.
- Когда наша планета была ещё совсем молодой, в основном все леса были широколиственные. В последнее время их стали сильно вырубать. Во времена Ивана Калиты дубовые леса подступали с юга к самой Москве. Из этих лесов брали брёвна для сооружения Кремля. Иван Грозный любил поохотиться в Кунцевской дубраве. А сейчас дубов лесов почти не осталось. На их месте построены дома.
Учитель: - А чем важны для человека леса?
Дети: - …
- Лес потребляет огромное количество углекислого газа и выделяет кислород, которым дышат животные. В масштабе планеты количество поглощаемого и выделяемого лесами углекислого газа, как и кислорода, находится в равновесии уже тысячи лет.
- Лес защищает от ветра, пыли и песка, дарит нам кислород. С лесом связаны профессии лесоруба, лесничего. Сотрудники лесничеств живут прямо в лесу в домах. Они наблюдают за сохранностью леса, обустройством дорог и туристических троп. Часто им приходится иметь дело с браконьерами. Так называют тех, кто незаконно вырубает лес и ведёт охоту.

Учитель: - Что же, у нас получилась отличная передовица. И мы переходим к следующей странице. Она называется: НАША КРАСНАЯ КНИГА.

(Исполняется песня Л. Бетховена «Малиновка»)

Учитель: - Даже в самых холодных лесах много обитателей. В прошлом столетии люди впервые задумались о том, что в результате своей деятельности они вредят растениям и животным, сокращая их численность. В 1949 году был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), в который вступили многие государства мира. И буквально с первого дня его учреждения начался сбор информации для Красной книги животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Сегодня многие страны имеют такую книгу, в том числе и Россия.
(Дети с фотографиями животных и растений выходят вперёд, фотографии крепятся к доске, дети видят, как много растений и животных занесено в Красную книгу. Каждый из них сообщает краткую информацию о животном, грибе или растении)

АМУРСКИЙ ТИГР – обитает в уссурийских лесах. С 1947 года на него полностью запрещена охота. Создана специальная программа по сохранению тигров в зоопарках всего мира. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА!

ЗУБР - могучее гордое лесное животное. В 1827 году зубры полностью были истреблены на Кубани, а в Беловежской пуще последний зубр был убит 100 лет назад. Они сохранились только в зоопарках. Благодаря этому они не исчезли навсегда. Их стали выращивать в заповедниках. Они всё ещё НУЖДАЮТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

ЕВРОПЕЙСКАЯ НОРКА - уязвимый вид с быстро сокращающейся численностью. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

ОРЛАН - БЕЛОХВОСТ - крупная хищная птица, обитающая в зоне лесов и лесотундры. Занесён в международную Красную книгу. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

ПЕРЕВЯЗКА - животное семейства куньих. Её красивая окраска сделала перевязку объектом охоты. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

РУССКАЯ ВЫХУХОЛЬ - крайне редкий вид, встречается только на территории России. На сегодняшний вид сохранились лишь единичные особи. Любит пойменные водоёмы с невысокими сухими обрывистыми берегами. Это животное, сохранившее черты вымерших животных. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

УССУРИЙСКИЙ ПЯТНИСТЫЙ ОЛЕНЬ - уцелел лишь в Приморском крае. Любит дубовые и широколиственные леса. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

ОБЫКНОВЕННАЯ РЫСЬ - обитает в лесах и горах Евразии. До начала 20 века вид постоянно обитал в Московской области. Численность рыси сильно зависит от численности зайца- беляка. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

БУРЫЙ МЕДВЕДЬ - вид под угрозой исчезновения. До начала 19 века обитал на территории нынешней Московской области. Ежегодно отмечается в Можайском, Талдомском, Шаховском районах. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

ОБЫКНОВЕННАЯ ЛЕТЯГА - вид, находящийся под угрозой исчезновения. Любит глухие леса, поселяется в дуплах деревьев, ведёт ночной образ жизни. Может перелетать с дерева на дерево до 50 метров, планируя при помощи складки кожи на боках тела. Питается почками лиственных и хвойных деревьев, ягодами, грибами, серёжками берёзы. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

КАЛИНА ОБЫКНОВЕННАЯ - плоды этого кустарника используются в медицине. Витамина С в них больше, чем в лимоне. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

ЛАНДЫШ КЕЙСКЕ - этот красивый и нежный цветок ядовит. Очень любит осиновые и берёзовые леса. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

ЛУННИК ОЖИВАЮЩИЙ - растение с листьями сердцевидной формы. Любит широколиственные леса. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

ХОХЛАТКА ПИОНОЛИСТНАЯ - любит серые тенистые леса. Это растение цветёт в середине апреля. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

ВЕНЕРИН БАШМАЧОК - его называют лесной орхидеей. Растёт в смешанных и лиственных лесах по склонам тенистых оврагов. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

СФАГНУМ ТУПОЙ – вид, сокращающийся в численности. Встречается в елово- широколиственных лесах. Выращивать искусственно невозможно. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

СЫРОЕЖКА ЗОЛОТИСТАЯ – сокращающийся в численности вид. Обитает в широколиственных лесах. Съедобен. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

БЕРЁЗОВИК РОЗОВЕЮЩИЙ – редкий вид, съедобный гриб. Произрастает в сырых берёзовых лесах и смешанных лесах с участием берёзы. Рубка лесов и осушительная мелиорация нарушили естественную среду обитания. НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА.

Учитель: – посмотрите, и это только некоторые названия из длинного списка растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения. А, может быть, они нуждаются не в помощи, а в ЗАЩИТЕ ОТ ЧЕЛОВЕКА? Ведь именно человек сделал возможным их исчезновение. Не случайно именно в последнее время появилось большое количество запрещающих знаков: не рви, не топчи, не сори, охота запрещена и многое другое. Неужели без этих знаков непонятно, что, уничтожая ПРИРОДУ, человек уничтожает СЕБЯ?!
Учитель: – Ребята, а какие животные и растения встречаются в нашем лесу?
Дети: – лоси, косули, бобры, зайцы, ласка, дятел, поползень, сойка, зарянка…

Учитель: – Многие из тоже ждут нашей помощи. Следующая наша страница так и называется: ЭТО НУЖНО ПОМНИТЬ.

Учитель: – Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в лесу, от чего больше всего страдают леса.
1. В лесу нельзя шуметь.
2. Нельзя разорять гнёзда птиц.
3. Нельзя без разрешения рубить деревья.
4. Нельзя рвать цветы.
5. Нельзя оставлять непотушенным костёр.
6. …
7. ….

Учитель: – Русский лес всегда привлекал к себе внимание поэтов, художников и композиторов. Наша следующая страничка – ПОЭТИЧЕСКАЯ.

(Под фонограмму голосов лесных птиц звучат стихи)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца. (И. Бунин)

* * *
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою.
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заплещет
Ослепительной красой. (Ф. Тютчев)

* * *
А. Усачёв «Зелёный шум»
Деревья говорят, но не всегда
Мы понимаем их язык зелёный.
Не хватит тут обычного труда
И кропотливой мудрости учёной,
Чтобы понять, о чём шумит листва,
И этот шум перевести в слова.
Художник нужен тут и переводчик,
Чтоб записать ветвей упругий почерк.

Заветный смысл лесного языка
Неведом человечеству пока,
Но может передать художник цветом,
О чём шумят деревья этим летом:
Что жизнь прекрасна, небосвод высок,
Что в роще свил гнездо скворец весёлый,
А под берёзкой выглянул грибок,
Такой забавный, маленький и голый.
О том, что был лесник вчера угрюм,
Глухой осинник шепчется с травою.
Идёт по всей земле зелёный шум,
Летят слова у всех над головою.
И голос рощи слышен с полотна,
И песня ветра свежая слышна:
«Зелёный шум со всех сторон,
Как много дум наводит он».

* * *
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки. ( С.Д. Дрожжин)

* * *
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холода щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок.

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как- то глядит
Ясность прозрачных небес… (А.Н. Майков)

* * *
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок- как шёлк…Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол- гигант, тяжёлый величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
И зной и сухость солнечного лета. (И.А.Бунин)

Учитель: – Ребята, а ведь с летом связано много примет. Давайте вспомним и о них.
- Если листья с деревьев опадают быстро – жди суровой зимы
- Много желудей на дубе – к тёплой снежной зиме.
- Шумит зимой лес – к оттепели.
- Если весной из берёзы течёт много сока – лето будет дождливое.
- Если весной среди подснежников много много тёмных цветов - жди хорошего урожая.
- В хороший летний день дятел сильно стучит клювом – скоро будет дождь.
- Чем раньше распустился берёзовый лист – тем теплее будет лето.
- Вокруг муравейника много муравьёв – к хорошей погоде.
- Если в лесу много рябины, то осень будет дождливая, мало- сухая.
- Если в октябре лист с берёзы и дуба опадает не полностью, то будет холодная зима.

Учитель: - Ну а теперь мы приглашаем вас в нашу галерею.

Сегодня в галерее нашей
Пейзажей много вам покажем.
Вот, посмотри, художник Шишкин
Изобразил здесь бурых мишек.
Они на весь сосновый бор
Резвятся и играют.
А под поваленной сосной
Их мать переживает,
Чтоб не упали малыши
И не расквасили носы.

А вот художник Левитан
Другой пейзаж представил нам.
Здесь дуб могучий на весь холст,
Корнями крепко в землю врос.
А вот осиновый лесок.
И будто пташек голосок
Доносится издалека,
А, может, трели ручейка.

Поленов, Шишкин, Левитан.
Природой им талант был дан.
Они ходили по лесам,
Этюд писали тут и там.
Величье леса воспевали,
Беречь его нам завещали.

Учитель: - вот такая у нас галерея. Следующая страничка: ВИКТОРИНА. Я надеюсь, что сегодня вы внимательно слушали ребят и хорошо учились на уроках окружающего мира, и поэтому сможете ответить на все мои вопросы и узнать героев, о которых я буду рассказывать.
1. Какой хвойный лес самый тёмный?

2. Почему кукушку называют «обманщицей» и легкомысленной мамашей?

3. Сок этого дерева очень полезный. В апреле в лесу можно увидеть много собирателей сока. А вот кора этого дерева использовалась нашими предками в качестве листа бумаги. ( Берёза.)

4. У этого летне-зелёного многолетнего растения цветки с 7- ю лепестками. Эта особенность отразилась и в его названии? ( Седмичник европейский.)

5. Задолго до открытия алюминия стволы этого дерева шли на изготовление корабельных мачт. ( Сосна.)

6. Лист этого растения состоит из трёх отдельных частей и немного похож на лист клевера. Дольки листа обладают одним интересным свойством: они способны складываться вдоль и поникать перед наступлением ненастной погоды, на солнцепёке или от удара. Если дотронуться до плода этого растения, то он сразу «выстрелит» своими семенами. (Кислица.)

7. Внешний вид этого вечнозелёного кустарника не меняется в течение года. Листья сохраняются под снегом и несколько раз перезимовывают. Они плотные, точно вырезаны из чертёжной бумаги. Из ягод получают вкусное варенье, их можно мочить и сушить. Они совсем не портятся при хранении, так как содержат антисептическое свойство - бензойную кислоту. Эти ягоды очень любят птицы. (Брусника.)

8. Этот кустарник цветёт ранней весной. Небольшие розовые цветки расположены плотными кучками. В середине лета созревают плоды- блестящие красные ягоды, точно приклеенные к веткам. Однако, они ядовиты. Растение занесено в Красную книгу. ( Волчье лыко)

9. Это хвойное дерево каждую осень полностью сбрасывает свою хвою. У дерева плотная толстая кора. Благодаря этому оно не страдает от низовых пожаров. Древесина тяжёлая, смолистая, крепкая, напоминает древесину дуба. Брёвна из этого дерева долго сохраняются в воде, не загнивая, поэтому используются для производства свай мостов, шпал. (Лиственница.)

10. Это дерево характерно для смешанных и широколиственных лесов. Суровых таёжных условий оно не выносит. У него пышная кудрявая крона, извилистые сучья, тёмно- серый ствол, покрытый корой с глубокими трещинами. Если дерево растёт одиноко, то оно не высокое. В лесу же дерево тянется вверх. Весной распускается поздно. Древесина у него тёмная, пропитана специальным веществом, препятствующем развитию гнили. Плоды – лакомство для многих животных. Об этом дереве сложена ни одна песня. (Дуб.)

11. Из того вещества получают скипидар и канифоль. Оно обладает противовоспалительным свойством. (Смола.)

12. Если вы находитесь в северном полушарии, то с помощью мха можно определить стороны света. С какой стороны любит мох селиться на дереве. (С северной)

13. Этот гриб имеет название вкусной конфеты, растёт под землёй у подножия дубов. Для его сбора используют специально обученных свиней или собак? (Трюфель.)

14. Сибирские охотники испокон веков соблюдали правила, которые передавали из поколения в поколение. Вот некоторые из них:
- запрещается истреблять целиком всё стадо оленей или всю стаю уток:
- можно убить лишь несколько животных, лучше всего взрослых самцов;
- Нельзя стрелять в спящее животное;
- Нельзя забирать все яйца из одного гнезда;
- Ловушки можно ставить только на волков, пушных зверей и птиц;
- Категорически запрещено применять методы охоты, которые причиняют страдание животным.
- К чему привести несоблюдение этих правил? (К нарушению природного равновесия)

15. У этой птицы крепкий клюв с загнутыми кончиками, чтобы легче было вытаскивать из еловых и сосновых шишек семена. (Клёст.) Птенцы клестов обладают необычной способностью: они могут впадать в оцепенение, если мать отлучится на время. Вернувшись, она их согреет, и они снова вернутся к жизни.

16. Без этого работяги, которого ещё древние греки назвали топором или секирой, не может существовать лес. Он поедает огромное количество вредителей, снимает с больного дерева кору и тем самым предотвращает его дальнейшее гниение. (Дятел)

17. Этот всеядный зверь также как и медведь ложится в спячку. Он любит раскапывать гнёзда ос, шмелей и лакомиться сладкими сотами. К укусам разъярённых насекомых относится равнодушно – жёсткий и длинный мех, толстая кожа и слой жира надёжно защищают его от жала. Его норы часто занимают лисицы, енотовидные собаки, шакалы, еноты, дикие кошки, иногда даже волки. (Барсук).

Учитель: - Ну что же, у нас есть победители. А нам пора прощаться и перевернуть последнюю страничку.
(Исполняется песня Ю. Чичкова «Лесной марш».)

- Хочется закончить нашу встречу такими словами поэта Я. Акима:

Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!


Презентация на тему: Лесная газета

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий познавательной игровой программы по экологии для школьников 3-7 класса с презентацией "Защи Сценарий экологического КВН в начальной школе

Похожие статьи:

Познавательная игровая программа для начальной школы

КВН о животных и птицах, 3 класс

Внеурочное занятие «Красная книга», 3 класс

Внеурочное занятие по экологическому направлению, 3 класс

Классный час в начальной школе "Суворов", 3-4 класс
Опубликовано: 63 дня назад (27 ноября 2021)
Просмотров: 249
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!