Сценарий познавательной игровой программы по экологии для школьников 3-7 класса с презентацией "Защитники природы"
Сценарий познавательно-игровой программы «Защитники природы!»
Подготовила: Яковлева Н.М., педагог дополнительного образования Описание материала:Предлагаю вам сценарий познавательно-игровой программмы"Защитники природы"для детей 10-17 лет. Данный материал будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Это сценарий программы, направленной на расширение и углубление знаний детей о природе, её законах, он учит бережному отношению к природе, ответственности за свои поступки в мире природы. Сценарий познавательно-игровой программы «Защитники природы!» Цель: развивать представления учащихся о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности. Задачи:
- расширить и углубить знания детей о живой природе.
- учить детей заботиться о животных и окружающем нас мире в целом;
-развивать интерес к живой природе и любознательность;
- формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно);
-воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе. Реквизиты: набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого ученика, презентации, контуры детских рук, ящик, в нём рогатка, ручки, бумага, магнитная доска, Красная книга России, медали. Возрастная аудитория: дети среднего и старшего школьного возраста. Предварительная подготовка: беседы о редких исчезающих животных. Ход мероприятия. Зал украшен картинками с изображением животных. Входит ведущий.
Звучит песня «Собака бывает кусачей». Ведущий: Здравствуйте ребята! Наше мероприятие называется «Мы природой дорожим!» Посмотрите вокруг, посмотрите на картинки вокруг нас, посмотрите на эти слова: «Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать!
Знать самые элементарные правила «общения» с природой!» Как вы думаете о чём сейчас пойдёт речь?
Выслушиваются ответы учащихся, ведущий, если нужно, дополняет их. Ведущий: Ребята, а как вы думаете для чего мы сегодня здесь собрались?
Выслушиваются ответы учащихся, ведущий, если нужно, дополняет их. Ведущий: Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках.
Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!
Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению, не все помнят об этом.
Наша программа «Защитники природы!» посвящена экологическим проблемам.
Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе.
Итак, ребята, первый наш конкурс называется «Эрудит». Посмотрите на экран. (Всё мероприятие иллюстрируется презентаццией).
Слайд №»2 слайд из презентации «Мы природой дорожим».
Ребята, задание такое: объясните с позиции экологии следующие пословицы:
«Бережливость – лучшее богатство»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Без хозяина – дом сирота»
Проводится конкурс «Эрудит» Ведущий: Следующий наш конкурс называется конкурс «Вода – не вода». Это игра на внимательность.
Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – вы поднимаете руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – вы хлопаете в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз. Ведущий: Хорошо, ребята, молодцы, и теперь следующий конкурс «Знатоки природы»!
Задание: чтобы любить природу, нужно знать её. Отгадайте загадки.
Загадки:
Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк) Слайд №3
Кругом вода, а с питьём беда (Море)
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег) Слайд №4
Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град) Слайд №5
Лежала между ёлками подушечка с иголками. (Ёж)
Зверь такой на свете есть: он не мытого не ест, всё в реке ополоснёт, а зовётся он … (енот) Слайд №6
Кто над нами вверх ногами? (Муха)
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга) Слайд №7 К каждой отгадке демонстрируется слайд из презентации «Мы природой дорожим». Ведущий: А теперь конкурс «Прочитай пословицу по первым буквам картинок». Ребята, вот вам лист бумаги и карандаш. По первым буквам картинок вы должны прочитать пословицу. Внимание на экран. Начинаем. Проводится конкурс «Прочитай пословицу по первым буквам»
Слайды 8,9,10,11 слайд из презентации «Мы природой дорожим». Ведущий: Прекрасно, ребята! А теперь викторина! Я буду читать вам текст, а вы должны догадаться о каком животном (птице) идёт речь. Кто знает ответ, поднимает руку. Готовы? После каждого ответа, ведущий даёт краткую справку о животном и демонстрирует картинку с изображением этого животного из презентации «Животные». Ведущий: 1-й вопрос. Эта птица бывает 18 видов, в том числе: домовый, черногрудый, полевой, пустынный и даже рыжий. О нем писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки, Барто и Саша Черный. Кто этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.) Выслушиваются ответы детей. Слайд №1, 2 из презентации «Животные». Ведущий: Воробьи широко распространены во всем мире. Длина их тела 12-15 см. У самцов многих видов на горле черное пятно. Почти все стайные, а в период гнездования — колониальные птицы. Некоторые представители рода повреждают посевы. Пустынный воробей охраняется. Слайд №3,4 из презентации «Животные".
2-й вопрос. Она тезка некоторых девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что внешность ее прекрасна. По этому поводу у нее комплексов нет. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. (Галка.) Выслушиваются ответы детей.
Слайд №5, 6 из презентации «Животные». Ведущий: Конечно же, это галка. По величине она заметно меньше грача и вороны; длина ее тела около — 30 см, а масса — 130—225 г. Оперение черное, на голове, хвосте и крыльях — с пурпурно-синим металлическим блеском. Шея сверху и с боков серая.
Птенцов выкармливает дождевыми червями, пауками, жуками, прямокрылыми, мухами, гусеницами бабочек. Уничтожением насекомых-вредителей галка приносит несомненную пользу сельскому хозяйству.
3-й вопрос. Предмет из черного ящика. Здесь лежит то, чего всегда боятся птицы, но любят мастерить некоторые мальчики. Этот предмет служит им развлечением, а птицам доставляет немало огорчений. Выслушиваются ответы детей. Ведущий: Ребята, а почему рогатка доставляет немало огорчений птицам? Можно ли использовать её против птиц? Слайд 7, из презентации «Животные».
Выслушиваются ответы детей. Ведущий:4-й вопрос. Это животное было одомашнено в Азии примерно 5—6 тыс. лет назад. В эпоху Великих географических открытий они были завезены в Северную Америку и Новую Зеландию, где одичавшие животные получили название мустангов. (Лошади. Выслушиваются ответы детей.
Слайд №8,9, 10 из презентации «Животные».
Ведущий: Лошади — род непарнокопытных млекопитающих семейства лошадиных, он включает несколько диких видов, в том числе: кулан, лошадь Пржевальского, дикий осел, степной тарпан, несколько видов зебр. Кроме того, к лошадиным относятся свыше 200 пород домашних лошадей. Хотя некоторые исследователи считают зебр и ослов самостоятельными родами. Длина тела лошадей — до 2,8 м, высота — до 1,6 м. Волосы плотно прилегают к телу. На шее развита грива, хвост, с длинными волосами. Лошади распространены в Азии и Африке. Внимание, ребята! В Европе дикие лошади истреблены.
5-й вопрос. Что общего между улыбкой человека и хвостом собаки? (Выражают эмоции)_. Выслушиваются ответы детей.
Слайд №11, 12 из презентации «Животные».
Ведущий: Собаки не умеют смеяться и говорить. Зато у них есть хвост! Им-то они и выражают свои эмоции. Твой четвероногий друг увидел знакомого спаниеля и завилял хвостом. Так он говорит: «Привет, я рад тебя видеть». У собак так принято здороваться со своими знакомыми и членами своей стаи. Вы для вашего питомца — тоже член его стаи, поэтому он так виляет хвостом, когда вы приходите домой. Так он выражает свое удовольствие и радость, которые человек может выразить с помощью слов и улыбки.
6-й вопрос. Только что мы говорили об улыбке человека и хвосте собаки, которая не улыбается, но свои положительные эмоции выражает вилянием хвоста. А вот крокодилы и аллигаторы вряд ли испытывают радостные эмоции от встречи с человеком, но одни из них способны улыбаться. Наш вопрос звучит так: можно ли по улыбке различить, кто перед нами — крокодил или аллигатор? И, вообще, как их различить, хотя при встрече вряд ли это будет главным. (У крокодила видны все зубы, даже если пасть закрыта.) Выслушиваются ответы детей.
Слайд №13,14 из презентации «Животные».
Ведущий: В Австралии есть река, которая называется Аллигатор. В ней полным-полно зубастых, зеленых и хвостатых. По названию реки они и получили свое имя — аллигаторы. Поэтому родиной аллигаторов является Австралия, а настоящие аллигаторы — коренные австралийцы. Главное отличие между крокодилом и аллигатором - в улыбке. Если у зеленого друга пасть закрыта, но вы прекрасно видите все его зубы, знайте — это крокодил. А вот аллигатор показывает зубы только тогда, когда широко раскрывает пасть. Если вы повстречаетесь с зубастиком в соленой воде — не сомневайтесь и зовите его «крокодил». Аллигаторы живут только в пресной воде.
7-й вопрос. Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть: один муравей бежит спокойно, а другой двигается странно, как будто каждую минуту приседает. Объясните, почему второй муравей так движется? (Он помечает свой след.) Выслушиваются ответы детей.
Слайд №15, 16 из презентации «Животные».
Ведущий: У муравьев на брюшке имеются специальные железки, выделяющие пахучее вещество. Прижимая брюшко к земле, муравей метит дорожку этой пахучей жидкостью. Значит, что-то нашел и скоро прибежит обратно с подкреплением — видимо, одному добычу не унести. А чтобы найти дорогу к находке, муравей и оставляет пахучий след.
8-й вопрос. Вы никогда не задумывались над тем, почему пчелы набрасываются чуть ли не всей семьей, если человек приближается к улью? Ведь многие из них даже не видели его приближения и, тем не менее, моментально появляются в нужном месте. Как они узнают об опасности? (По запаху, который выделяет жалящая врага пчела.) Выслушиваются ответы детей.
Слайд №17, 18 из презентации «Животные».
Ведущий: Оказывается, когда пчела жалит, вместе с ядом она выделяет вещество, которое своим запахом сигналит: «Опасность, враг!» Получив такое сообщение на языке запахов, остальные пчелы немедленно бросаются в атаку. Жало пчелы зазубрено, поэтому остается в коже врага. Вместе с жалом отрываются и весь жалящий аппарат, и железа, выделяющая пахучее вещество. Пчела погибает, но враг уже помечен ее запахом, ему никуда не деться. И если он побежит, пчелы устремятся за ним.
9-й вопрос. Редко чье пение можно услышать зимой. А эта птица любит зиму. И даже любит зимнее плавание. Кто она? (Оляпка, или водяной воробей.) Выслушиваются ответы детей.
Слайд №19, 20 из презентации «Животные».
Ведущий: Оляпка — род птиц отряда воробьиных; включает 4—5 видов, в том числе обыкновенную и бурую.
Длина 14—20 см. Характерные особенности: короткие закругленные крылья, довольно длинный хвост, сильные ноги. Клюв прямой, средней величины, ноздри прикрыты кожистой перепонкой. Ушные отверстия имеют кожистый клапан. Оперение густое, плотно прилегающее к телу. Пение мелодичное, громкое, его можно слышать в солнечные дни и зимой.
Обитает по берегам горных, реже родниковых равнинных ручьев и рек в Евразии, Африке и на западе Америки; может плавать, нырять и бегать по дну водоема в поисках пищи: мелких водных насекомых и беспозвоночных.
10-й вопрос. Она носит очень высокое звание — адмирал. Дали это звание не зря, а за красные полосы на крыльях. Они похожи на адмиральские лампасы и на ленты, которые когда-то в старину носили через плечо адмиралы. Кто она? (Бабочка-адмирал.) Выслушиваются ответы детей.
Слайд №21, 22 из презентации «Животные». Ведущий: Крылья бабочек покрыты мельчайшими разноцветными чешуйками. Они образуют яркий и сложный рисунок.
Ребята, много интересного вы сейчас узнали о мире животных? Оказывается, не так-то он прост! Все в нём устроено очень-очень мудро! И мы с вами должны уважать, беречь и охранять этот мир, чтобы сохранить его красоту и необыкновенность!
Ребята, а что это сейчас у меня в руках? Для чего она нужна? Ведущий держит в руках Красную книгу России. Выслушиваются ответы детей. Ведущий: Ребята, я думаю, что все знают, нужно беречь животных. Как вы думаете, почему животные, которых мы назвали, стали исчезающими видами? Выслушиваются ответы детей, если нужно дополняются. Ведущий:
Наш последний конкурс называется «Оцени поступок человека».
Я буду зачитывать описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Перед вами кружки трёх цветов: красные, желтые, зелёные. Вы должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок:
красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде;
жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе;
зелёный – действие разрешено. Готовы? Начинаем.
1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.
2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.
3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.
4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.
5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.
6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения.
7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая».
8. Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов. Ведущий: Сегодня природа нуждается в защите и заботе, я раздам вам контуры детских рук и предлагаю написать на них, что бы вы сделали по защите окружающей среды. А потом, ребята, вы прочтёте то, что они написали на контуре и расположим их на доске по кругу, в виде цветочка. Дети выполняют задание. Ведущий: Ребята, посмотрите, своими руками вы вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас. Ведущий: Вот и подошла к концу наша программа. Понравилась ли она вам? А что больше всего запомнилось? Выслушиваются ответы детей. Ведущий: А сейчас мне хочется вручить всем вам «Медали защитников природы», так как я очень надеюсь, что, после сегодняшнего мероприятия, вы будете прилагать все силы, чтобы помогать животным, природе. Звучит песня «Не поётся птицам без небес».
Детям вручаются медали. Ведущий: Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.
Паучок - терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Учат крепкой дружбе.
Давайте будем беречь ПЛАНЕТУ.
Другой такой на свете нету!
Подводя итог нашей программе, хочется сказать, что вы все молодцы и знаете много о животных, о природе. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Относитесь к природе бережно и с любовью! До свидания, ребята!
Приложение.
Условия конкурса «Эрудит»
Нужно объяснить с позиции экологии следующие пословицы:
«Бережливость – лучшее богатство»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Без хозяина – дом сирота» Условия конкурса «Вода – не вода»
Игра на внимательность.
Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – дети должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – дети поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – дети хлопают в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз. Условия конкурса «Прочитай пословицу по первым буквам картинок».
Дети должны по первым буквам картинок составить пословицы.
За комаром не ходи с топором.
Пуганый заяц и пенька боится. Условия конкурса «Оцени поступок человека».
Зачитываются описания поступков человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Дети должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок:
красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде;
жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе;
зелёный – действие разрешено. Условия игры «Назови животное».
Дети по очереди называют исчезающих, по их мнению, животных. Если ответ верен, животное демонстрируется на страницах Красной книги.