Реквизит игры: кубик с разноцветными сторонами и вопросы на цветных полосках бумаги.
На столе расположены вопросы в виде лепестков цветов (лепестки лежат цветной стороной вверх, вопросы — на обратной стороне). Каждый цвет обозначает определенную область знаний. В середине каждого цветка написано, какую область знаний представляет данный цвет: синий — охрана природы; зеленый — ботаника; лиловый — зоология; желтый — литература; оранжевый — история; красный — экология.
Все вопросы составлены на основе школьных материалов.
По очереди команды бросают кубик, стороны которого имеют такую же окраску в 6 цветов. Выпавшая сторона определяет область знаний, в которой команда произвольно выбирает вопрос. Через одну минуту должен прозвучать ответ, который, будучи правильным, оценивается на 1 балл. Если ответ неверен, то ответить может другая команда, получая за это также один балл. Если ответ на вопрос не найден ни одной командой, то отвечает ведущий.
Каждое из направлений должно иметь равное количество вопросов. Вопросы можно менять в зависимости от знаний участников
1. Какие заповедники вы знаете? Назвать не менее трех.
— Уссурийский, Пустынский заказники, Аскания-Нова, Беловежская пуща и др.
2. Как называется общественная организация, занимающаяся вопросами охраны природы?
— Всероссийское общество охраны природы (ВООП).
3. Какие организации проводят множество различных дел, связанных с охраной природы?
— Партия зеленых, зеленый патруль.
4. Какие животные занесены в Международную Красную книгу?
— выхухоль, черный аист и др.
5. Какое из охраняемых животных сохранилось со времен мамонта? Где еще в мире оно встречается?
— Выхухоль (встречается еще на Пиренейском, полуострове в Испании).
6. Про самую крупную и самую редкую (занесенную в Красную книгу) птицу можно загадать такую загадку:
Хоть в печь, хоть в костер
Только нас положи —
Тебя обогреем мы всюду.
А букву изменишь —
Я в степь улечу
И редкою птицею буду.
— Дрофа — дрова.
7. Какие деревья могут быть отнесены к памятникам природы?
— Экзотические, причудливой формы, де- ревья-долгожители.
8. Способствует ли охране природы охотничьи хозяйства? Если да, то каким образом?
— Да, способствуют. Там ведут подкормку животных, устраивают порхалища и проводят другие биотехнические мероприятия. Производят лицензионный отстрел на территории, своего хозяйства.
9. Какими мерами можно сохранить полно- водность малых рек?
— Посадкой леса вдоль рек.
10. В суровую зиму как можно помогать птицам в черте города?
— Мастерить кормушки, черствый хлеб скармливать птицам, вывешивать ниточки с кусочками сала для синичек и многое другое.
1. Какие вечнозеленые растения вы знаете?
— Ель, сосна, пихта, можжевельник, клюква, брусника.
2. Плоды какого кустарника называются «кладовой витаминов»?
— Шиповник.
3. Какой комнатный цветок в средние века считался цветком алхимиков?
— Фуксия.
4. Почему растения, раскрывающиеся ночью, чаще всего белого цвета?
— Чтобы они были лучше видны для насе- комых-опылителей.
5. Какое дерево можно назвать деревом полуфабрикатов, т. к. человек использует у него древесину, кору, цветы?
— Липа.
6. Какую ягоду можно собирать два разавгод?
— Клюкву (осенью и весной из-под снега).
7. По каким цветам можно узнать о приближении дождя? (один — два примера).
— Одуванчик, вьюнок — к ненастью закрываются.
8. О каком растении загадка:
У дорожки, у тропы
Он стоит открыто:
Толстый стебель, да шипы —
Вот его защита.
Если тронуть молодца,
Будет драться до конца.
— Чертополох.
9. Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветка?
— Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается.
10. У какого растения плод похож на якорь?
— Водяной орех (чилим).
1. Какой жук самый крупный? Чем он интересен?
— Лук-олень, обитает в дубравах, занесен в Красную книгу.
2. Каких животных можно спутать со змеями?
— Безногих ящериц: веретеница и желтопузик.
3. Какой жук носит название месяца, сколько времени он развивается от яйца до взрослого жука?
— Майский жук (три-четыре года).
4. Какие бабочки носят названия, связанные с воинским званием на флоте, со жгучим растением, лопухом?
— Адмирал, крапивница, репейница.
5. Крот и еж относятся к отряду насекомоядных, но первый бодрствует круглый год, а второй зимой спит. Почему?
— Крот обитает в почве, где может найти пищу круглый год. Еж — животное наземное, он не может найти пищу зимой, и поэтому впадает в спячку.
6. Какие рыбы носят название городов?
— Судак и Елец.
7. За что большая выпь получила второе название «водяной бык»?
— Ее крик напоминает рев рассерженного быка, а живет она на болоте, рядом с водой. Отсюда и название — водяной бык.
8. Как объяснить пословицу «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал»? Какую роль играет щука в водоемах?
— Щука — хищник, питается мелкой рыбой, в том числе и карасями. Выполняет роль санитара и регулятора численности речных рыб.
9. Какая рыба носит название цветка, чем она интересна?
— Вьюн, может обходиться некоторое время без воды, т. к. обитает в загрязненных водоемах.
10. Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
Но, если букву мне прибавить,
Я птицей сделаюсь лесной. Какой?
— Волга — иволга.
1. О ком была написана книга А. Дюма «Учитель фехтования»?
— О декабристе И. Анненкове.
2. Из какого произведения взят отрывок ... «Адриану показалось, что по комнатам его ходят люди. «Что за дьявольщина!» — подумал он и спешил войти... тут ноги его подкосились. «Комната полна была мертвецами».
— «Гробовщик» А.С. Пушкина, написан в селе Большое Болдино.
3. Какие известные музеи Дома-усадьбы вы знаете?
— Ясная Поляна, Большое Болдино, Михайловское.
4. Кому принадлежат слова песни «Молитва Франсуа Вийона»:
Пока Земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому
Чего у него нет.
— Булат Окуджава.
5. Кто написал повесть «Дым в лесу»?
— А. Гайдар.
6. Какой французский писатель побывал в России и написал произведение о декабристах?
— А. Дюма.
7. Кто автор поэтического сборника «Нерв»?
— В. Высоцкий.
8. Нижегородский писатель, некоторое время живший за границей, написал ряд рассказов и сказок о той стране, где он жил, объединив их в единый сборник. Кто этот писатель и как называется сборник?
— А.М. Горький, «Сказки об Италии».
9. У кого из великих писателей есть произведение с одинаковым названием?
— Л. Н. Толстой и А. М. Горький — «Детство».
10. Кто автор следующего отрывка: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в Юраз старше берез, составлявших лес, он был в 10 раз толще и в 2 раза выше каждой березы. Это был огромный, в 2 обхвата дуб, с обломанными давно, видно, сучками и с обломанной корой, заросший старыми болячками»?
— Л. Толстой, «Война и мир».
1. Назовите имя первого летчика, совершившего перелет в Америку через Северный полюс.
— Валерий Чкалов.
2. Назовите города, которые славятся русскими народными промыслами.
— Семенов — хохлома, Гусь-Хрустальный — хрусталь, Павло-Пасадские платки, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Каслинское чугунное литье, Оренбургские пуховые платки, кружева, Тульские самовары и пряники.
3. Где был сделан первый паровоз в России?
— братья Черепановы, музей Нижнего Тагила.
4. С каким озером связана легенда о невидимом граде Китеже, где оно находится?
— С озером Светлояр в Воскресенском районе Нижегородской области.
5. Кто автор картины «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам»?
— В.Е. Маковский.
6. Кто был первым императором России?
— Петр I.
7. Назвать несколько исторических романов.
— А.Н. Толстой «Петр I», А.К. Толстой «Князь Серебряный», В. Пикуль «Баязет» и «Моондзун», Ю. Герман «Россия молодая», Г. Данилевский «Княжна Тараканова», Генрих Манн «Юность Генриха IV», Д. Мережковский «Александр I», Г. Сенкевич «Огнем и мечом» и «Потоп», В. Скотт «Айвенго», Р. Стивенсон «Черная стрела», Л. Фейхтвангер «Гойя, или тяжкий путь познания» и «Мудрость дурака, или смерть и преображение Жан-Жака Руссо» и др.
8. Кто открыл Америку?
— Колумб.
9. Назовите великих русских полководцев.
— Александр Невский, Суворов, Кутузов, Георгий Жуков и другие.
10. Назовите первого российского космонавта.
— Юрий Гагарин.
1. Что способствует образованию оврагов?
— Неправильная обработка почвы и сведение лесов.
2. За сколько лет истлеет бумага, брошенная на землю?
— За два года.
3. Можно ли собирать лекарственные растения в городах?
— Нельзя, т. к. многие из них имеют способность накапливать вредные для человека вещества, например, тяжелые металлы.
4. Какие виды очистки воды вы знаете?
— Механическая, химическая, биологическая.
5. Какое насекомое, родина которого Америка, попало к нам через европейские страны и стало бичом одной важной полевой культуры? Назвать насекомое и культуру.
— Колорадский жук, картофель.
6. Почему культурные растения при равных условиях погибают быстрее, чем сорняки?
— Сорняки более приспособлены, у них хорошая защитная реакция, культурные растения более изнежены уходом.
7. Почему сосны в городах растут плохо и часто погибают, а ели растут хорошо?
— Ели более устойчивы к загрязнению воздуха.
8. Почему нельзя посыпать тротуары солью?
— Происходит засоление почвы, что может вызвать гибель многих растений.
9. Назовите положительные и отрицательные стороны акклиматизации.
— Обогащение флоры и фауны новыми видами — положительный момент; новые виды могут не только вытеснять старые, но и становиться вредителями /енотовидная собака уничтожает в новых условиях гнезда боровой дичи/ — отрицательный момент.
После окончания игры подводятся итоги, путем подсчета баллов, полученных командами.
Экологическая игра «Что? Где? Когда?» для 6-11 классов
Игра по экологии «Что? Где? Когда?» для детей начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!