Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическая игра для 4 класса

Экологическая игра для младших школьников 3-4 класса. Конспект «Чудесный лес».
Цели мероприятия:
1. Развитие экологической этики учащихся.
2. Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.
3. Воспитание любви к Родине.
Ход мероприятия.
На фоне лирической музыки звучит стихотворение, С. Смирнова «Есть просто храм…».
Чтец. Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Учитель. Уважаемые дети, уважаемые гости! Сегодня на празднике мы будем говорить о нашей Земле. Этот день проводится с целью объединения всех людей планеты в деле защиты окружающей среды. Казалось бы что может произойти с нашей планетой. Но учёные хх века подсчитали, что угроза тотального уничтожения человечества возможна уже через 300 – 1000 лет. В масштабе мирового времени это не так уж и много. И угроза всякой жизни таится в самом человеке. Выбросы автотранспорта, промышленные и бытовые отходы на предприятиях, полигонах, свалках и в наших жилых зонах ведут к активному загрязнению и заражению почвы. На сегодняшний день проблема загрязнения почвы остаётся одной из главных экологических проблем. Поэтому так важно сохранить всё живое на земле, весь растительный и животный мир, все парки, сады, заповедники и заказники; важно, чтобы наша земля процветала. Ведь она – наш дом!
Давайте представим, что у нас сегодня не просто гости, а представители международной организации «Гринпис». А кто из вас, ребята, знает, как перевести название этой организации? (Это зелёный мир)
Люди, которые входят в эту организацию, борются за «зелёный», чистый мир. Они хотят остановить загрязнение нашей планеты.
30 марта отмечается День защиты Земли. Многие поклонники телесериала «Санта – Барбара», наверняка, помнят , как на нефтепромыслах, которыми владел главный герой, произошла крупная авария. Это случилось в реальной жизни. Именно возле американского города Санта – Барбара в 1969 году произошёл аварийный разлив нефти. От него тогда пострадали многие морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев сильное впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об их отношениях с окружающей средой. Так появилась идея проведения Дня земли.
22 апреля 1970 года тысячи американцев вышли на улицы городов. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, требовали принять новые законы об охране природы, сажали деревья, убирали мусор на улицах, очищали берега рек. Первыми отметили День Земли в США, но постепенно этот проект объединил жителей многих стран, и с каждым годом их становится всё больше и больше.
Начали отмечать День Земли и в России. Кроме того, с 15 апреля по 5 июня у нас ежегодно проводятся специальные дни защиты окружающей среды. Давайте сегодня поговорим о том, как живётся нашей Земле. Интервью у земли берёт ученик нашего класса.
Ученик. В эволюционном плане можно сказать, что люди совсем недавно населили планету Земля. Человек использует множество запасов Земли, но при этом ведёт себя невежественно, самонадеянно и безумно. А может быть, стоит сказать: «Здравствуй, земля! Как поживаешь?»
Земля. О, прекрасно! Одной половиной на солнце, другой – в темноте.
Ученик. Прости за нескромный вопрос, Земля, а сколько тебе лет?
Земля. Мне 5 миллиардов лет.
Ученик. Даже трудно представить себе, сколько это?
Земля. Да, это трудно объяснить. Давай для простоты представим себе, что 5 миллиардов лет – это час. Так вот, исходя из этого, получается:
0 минут – образовалась планета Земля, то есть я;
10 минут – зародилась первая клетка, возникла жизнь;
30 минут – в океане появились сине – зелёные водоросли, которые производят кислород;
52 минуты – в океане появились маленькие животные – трилобиты;
55 минут – на планете появились большие деревья;
56 минут – в воздух поднялись огромные ящеры;
57 минут – появились динозавры;
58 минут – появились первые звери и птицы;
59 минут – появились первые люди на Земле;
6о минут – появились вы – мои сегодняшние жители.
Сегодня на Земле живёт множество людей. И все хотят чистого воздуха, воды, пищи, крова. Очень трудно быть доброй хозяйкой.
Учитель. Ученики и гости, давайте все вместе, поможем нашей Земле. Сделаем так, чтобы нашей планете дышалось лучше, чтобы было меньше мусора на Земле. Для того чтобы сохранить исчезающие виды растений и животных, люди создают заповедники.
Чтец. «Заповедник» - это слово
Всем и каждому знакомо.
В нём животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоёмов и болот.
Вся природа здесь живёт
Под охраной человека
Много лет, от века к веку.
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей замечательной прекрасной земле и первая станция…
Ход игры.
Сказочник: Жил – был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? – подумал он. Лес – это ведь деревья». Взял он кисти, краски и стал рисовать. Нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот – вот пробежит ветерок – и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз. А в углу картины художник нарисовал маленького человека с большой бородой – старичка лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть Лесовичок.
1 тур – Деревья.
1. Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна. (Берёза)
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не берёзы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)
3. Вот бочонок с шапкой,
С дерева упал.
Год пошёл - и деревцем
Маленьким он стал. (Жёлудь)
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива)
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звёзды яркие,
Золотые, жаркие. (Клён)
6. Не берёза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
7. Растут ли деревья зимой? (Нет)
8. Из каких древесных пород произрастающих на территории Алтайского края, можно получить сахар? (Берёза, клён)
9. Цветки пчёлам и шмелям,
Плоды – сойкам и дроздам.
А кудрявой ветке – место у беседки. (Рябина)
10. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается)
Сказочник: Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда – то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.
- Что случилось? – удивился художник, - почему засох мой лес?
- Какой же это лес? – вдруг услышал художник, - тут одни только деревья.
Посмотрел он на картину и понял, что с ним старичок – Лесовичок разговаривает
- Деревья – то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?
- Правильно, - согласился художник, - такого быть не может. И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зелёной травы – множество ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, похвалил сам себя художник, вот теперь получится настоящий лес.
2 тур – Травянистые растения.
1. Это охраняемые растения алтайского края. Растёт очень медленно, с момента прорастания семян до первого цветения проходит 15 – 20 лет, а мощные кусты развиваются лишь через 50 лет. За яркую окраску цветка его называют…? (Горицвет весенний, стародубка, адонис)
2. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз)
3. Можно ли ядовитое растение мать – и мачеха назвать подснежником и почему? (Да, «подснежники» - цветы, которые появляются, когда весь снег не растаял)
4. Цветок с лепестками различной окраски, с красивым названьем… (Анютины глазки)
5. Есть у нас зелёный ёж, на окне его найдёшь:
На моём окошке поселился в плошке! (Кактус)
6. Жемчужный колокольчик, пришёл в леса весной.
По лесу он разносит, чудесный запах свой. (Ландыш)
7.Маленькие, нежные, прямо у водицы.
Будто в зной полуденный просятся напиться.
С синевою неба дружат, эти милые цветы.
Я их знаю, знает Оля. Ну, а знаешь ли их ты? (Незабудки)
8. Видел я такой цветок – золотистый ободок.
Долго он в траве сидел, стал седым и улетел. (Одуванчик.)
9. В беленьких платьях, жёлтые глазки…
Ты назовёшь их без всякой подсказки. (Ромашки.)
10. Какое растение весной зацветает одним из первых? ( Мать и мачеха).
Сказочник: Но прошло немного времени и деревья опять стали чахнуть.
- А это потому, что ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовичок.
- Да, позабыл, - согласился художник, - но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил не часто.
- Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно. И художник нарисовал грибы.
3 тур – Грибы.
1. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)
2. Нужно ли уничтожать ядовитые мухоморы? (Нет, ими могут питаться и лечиться животные)
3. Подосиновики растут на пнях. Да или нет? (Нет, на пнях растут, например, опята.)
4. Как взаимодействуют деревья и грибы? (Грибы получают от корней дерева, под которым растут, питательные вещества, а дерево от грибницы – дополнительную влагу.)
Сказочник: Но лес продолжал чахнуть?
- А потому лес гибнет, - сказал Лесовик, что нет в нём насекомых.
Художник взял кисти и на цветках, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
- Ну, теперь всё в порядке, решил художник и, ещё раз полюбовавшись на картину, опять уехал куда – то.
4 тур – Насекомые.
1. Почему майского жука считают вредным насекомым? (Личинки майского жука питаются корнями растений, а сами жуки поедают листья, особенно от них страдают берёзы)
2. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? Да или нет? (Нет. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится кровеобразная едкая жидкость, раздражающая кожу.)
3. Кто трижды родился, прежде чем стать взрослым? (Бабочка)
4. Что случается с пчелой после того как она ужалит? (Она умирает)
Сказочник: А когда снова художник увидел свою картину, то не поверил своим глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелёными, а тут и они потеряли свои иголки.
Художник подошёл к картине и вдруг отшатнулся…. Всё на ней – и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами гусениц и жуков. Даже Лесовичок отодвинулся на самый край картины – казалось вот – вот упадёт. И вид у него был грустный – прегрустный.
- Это ты виноват, - закричал художник, - велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
- Конечно, сказал старичок – Лесовичок, - конечно съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
- Что же делать?! – в отчаянии воскликнул художник, - неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
- Никогда, - сказал старичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковёр из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жучков, пчёл и стрекоз, на ветвях деревьев появились весёлые птицы.
5 тур – Птицы.
1. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
2. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)
3.Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Белая куропатка: зимой белая, летом – пегая)
4. Какая птица не вьёт гнёзда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
Сказочник: Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, решив, что картина закончена, Лесовичок сказал:
- Мне нравится этот лес. И я хочу, чтобы он опять погиб…
- Но почему, же он теперь может погибнуть? Ведь здесь всё есть.
- Не всё, - сказал Лесовичок. – Нарисуй зверей, жабу, ящерицу, лягушку.
- Нет! – решительно заявил художник.
- Нарисуй, - твёрдо сказал Лесовик.
И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку.
6 тур – Животные.
1. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топкому болоту, где бы другие животные такого же веса завязли. (Лось имеет на каждой ноге по 2 копыта, между которыми расположена перепонка, чтобы не дать провалиться).
2.Узнайте лесного зверька:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом. (Белка)
3. У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (Заяц)
4. Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж)
5. Ходит длинный, пасть с клыками
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Вы узнали, это… (Слон)
6. Сюда из джунглей поутру, прискакала…(Кенгуру)
7. Сама рыжеватая, мордочка плутоватая.
Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка! (Лиса)
8. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но поверь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
Сказочник: Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие – то шорохи, попискивание, фырканье.
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты Лесовичок, теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это - лес. Художник зажёг свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок, куда - то исчез. А может быть, он просто притаился в траве. Может быть, он залез на дерево, и его не было видно в густой листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нём тысячи и тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А ещё живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на удивительные сказки.
Учитель. Дом – это не только - то место, где мы живём. Дом – это наше село, город, область, страна, планета. А в доме должно быть всегда тепло, светло, чисто, уютно; каждый должен чувствовать себя в доме защищённым.
Чтец. Люби родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живём мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.
Учитель. Сегодня мы ещё раз вспомнили о том, как важно внимательно относиться к нашей планете. Начинается же доброе отношение к планете с небольшого уголка – двора, города, области. Мы поняли, что тоже многое можем сделать для природы. Любому приятно получать поздравления ко дню рождения. Давайте поздравим землю с её праздником.
Земля! Мы поздравляем тебя с днём рождения! Желаем, чтобы над тобой светило яркое солнце, а на тебе росли красивые густые леса, цвели цветы, звонко пели птицы!
Чтец. А в завершении нашего мероприятия – поздравление Земле в стихах.
Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила,
Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.
Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна.
Защитим её все вместе, мы как дружная семья.
Будем мусор убирать, не сорить, не обижать.
Чтец. Все народы, все люди,
Все, кто верит и любит,
Все, в ком совесть жива,
К вам Земли, обращаю слова.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая сказка для начальных классов. Весенние цветы Экологическая акция для младших школьников Творческие рассказы для детей начальной школы. Сказки о реке Лене Классный час по экологии, 1 класс

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Отчёт по теме самообразования «Информационно - коммуникативные технологии в начальной школе»
Опубликовано: 3510 дней назад (13 апреля 2015)
Просмотров: 6903
+1
Голосов: 1
Светлана Игоревна Лехтмец # 13 апреля 2015 в 17:34 0
Спасибо за подробный материал. Отличная информация для классного часа или урока.