Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формы организации совместной деятельности родителей и детей в школе

Формы организации совместной деятельности родителей и детей
Всё начинается с семьи. Ни для кого не секрет, что всему хорошему и плохому в нас мы обязаны, в первую очередь, своей семье. Известно, что воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но и процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и для семьи, и для страны в целом.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства. Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился в обществе, особенно в подростковой среде, рост социально-обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.
Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.
Я, как педагог знаю, о проблемах семьи не из журналов и газет, они напоминают о себе в процессе каждодневной работы с детьми. В настоящее время, к сожалению, в российских семьях создаётся негативный нравственно – психологический климат, нарастают отчуждённость между детьми и родителями. В силу этого сегодня приходится говорить не только о развитии ребёнка, но и о защите духовного мира семьи.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов. Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с обучающимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия, для достижения более высоких результатов.
Таким образом, одна из главных задач классного руководителя — это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах.
Например, формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний определяем совместно (дети, родители и классный руководитель). Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между обучающимися. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Турнир знатоков может быть проведен между родителями и детьми, либо создаются смешанные семейные команды. Количество групп соответствуют количеству туров. Каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных. Турнир может проводиться по одной теме, например «Турнир знатоков географии», или по разным (тему может выбирать сама группа).
Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, сбор детских вещей и книг для воспитанников детских домов, создание классной библиотеки.
В 11-а классе стали традиционными формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВНы. Например, ко Дню защитника Отечества был проведен конкурс «Мой знакомый богатырь» (соревнования между мужчинами-отцами, сыновья оказывают им помощь). Включает следующие задания: представление команд; как отцы и дети знают друг друга (успехи в учебе, увлечения, любимый вид спорта, любимая книга и т.д.); поднятие тяжестей; почистить картофель; пришить пуговицы; пригласить девушку на танец; сказать маме добрые слова; исполнение песен. К Международному женскому дню 8 Марта классный конкурс «Очарование - 2012», в котором соревновались команды мам и дочерей.
Для старшеклассников очень действенна такая форма совместной деятельности как совместные собрания родителей и детей. Например, по теме «Мы — одна семья».
Цель собрания: показать важность сотрудничества родителей и детей в организации учебно-воспитательной работы; привлечь родителей к делам ученического коллектива; наметить конкретные дела по сплочению родительского и ученического коллективов.
Подготовка:
1. Обсуждение советом дела из числа родителей и обучающихся основных вопросов собрания, определение состава групп родителей и детей для работы на собрании и выработки коллективного решения.
2. Составление учениками текста приглашения родителей на собрание: «Дорогие... (имя и отчество родителей), приглашаем Вас на откровенный разговор о делах и заботах нашего класса. Мы очень надеемся на Ваши советы и помощь. Просим высказать мнение по следующим вопросам... (далее предлагаются вопросы, которые обсуждаются на собрании). Ваши дети».
План проведения:
1. Выступление ведущего собрания о значении совместной работы родителей и обучающихся. Знакомство с правилами работы на собрании. Формирование трех групп родителей и пяти групп учащихся.
2. Обсуждение в течение нескольких минут поочередно следующих вопросов: что можно сказать хорошего о коллективе наших ребят? Что Вас не удовлетворяет, огорчает в жизни класса? Что необходимо, чтобы сдружить ребят в классе, родителей и детей? (Первыми высказывают свои суждения представители от групп родителей.)
3. Определение возможных совместных дел детей и родителей на ближайший период. На основе предложений групп утверждается план совместной работы родителей и детей на I полугодие: 1) выход на спектакль в драматический театр с последующим обсуждением; 2) конкурс; 3) однодневный поход, загородная экскурсия.
4. Обсуждение родителями в группах, кто и чем может помочь школе, классу, своим детям (заявка на помощь была подготовлена классным руководителем). Составление обучающимися сатирических листов о жизни класса: «То, что нам мешает жить, надо с треском удалить».
5. Представление микроколлективами детей результатов своего творчества.
6. Работа в группах: составление детьми и родителями пожеланий в адрес друг друга.
7. Коллективный анализ собрания по вопросам: «Что понравилось на собрании? Что не понравилось и почему? Получилась ли коллективная работа, заинтересованное обсуждение?» Ваши предложения по проведению следующих собраний.
Можно провести классное собрание детей и родителей по теме «О доброте и милосердии».
Цель собрания: сформировать у детей правильные представления о доброте и милосердии, пробудить их к добрым поступкам и полезным делам.
Подготовка:
1. Разработка хода собрания советом дела.
2. Оформление класса творческой группой.
3. Заседание родительского комитета совместно с активом класса: обсуждение хода собрания; выбор ситуаций для обсуждения; составление вопросов для групп; обсуждение памятки для детей.
План собрания: Родители и дети объединяются в группы по 8—10 человек.
1. Вступление классного руководителя о теме, цели собрания, необходимости его проведения.
2. Работа в группах:
2.1. Каждая группа получает пакет, в котором предложена ситуация. Дается время для обсуждения и выработки мнения в группе. Например, одна из ситуаций. Из письма матери: «У меня есть дочь, которую я очень люблю. Но вот я заболела. Прошу дочь сходить в аптеку и заказать лекарство. А она мне отвечает, что ей некогда. До того мне стало больно. Откуда такая черствость?» А как вы думаете, откуда такая черствость?
2.2. Вопросы для коллективного обсуждения:
- У многих из нас есть бабушки и дедушки. Давайте припомним, только честно, всегда ли мы внимательны к ним, всегда ли уважаем их возраст.
— Человек рождается и умирает. Если после его смерти что и остается на земле, так это добрые дела, которые он сделал для людей. А что доброго сделали мы?
- Милосердие! Что означает это слово? Всегда ли мы милосердны друг к другу?
3. Самооценка с помощью цветограммы на доске по следующим вопросам.
3.1. Делаешь ли ты добро людям?
а) Всегда; б) иногда; в) никогда; г) не знаю.
3.2. Причиняешь ли ты зло, неприятности людям?
а) Не делаю; б) иногда делаю; в) делаю; г) не знаю.
4. Подведение итогов самооценки и определение проблем, над которыми школьникам и родителям необходимо работать в будущем.
5. Выступления родителей. Рекомендации родителей, оформленные в виде памятки, вручаются детям.
Памятка:
«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим было хорошо.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и понимай мать и отца — они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем, чистой душой.
Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других, причиняет зло людям».
6. Выработка и коллективное обсуждение решения собрания:
6.1. Собрать библиотеку из детских книг и подарить ее детскому дому.
6 2. Изготовить на уроках труда игрушки для подшефного детского сада.
6.3. Организовать выход в театр и последующее обсуждение спектакля на совместном собрании родителей и учеников.

Как показывает опыт, родители и обучающиеся могут взаимодействовать в различных видах деятельности. Успешность этого взаимодействия зависит от позиций педагога, его понимания важности работы не только с ребенком, но и с семьей в целом.

Рекомендуем посмотреть:

Коллективное творческое дело в работе классного рукоаодителя Методики изучения классного коллектива Школа и семья - система совместной работы Работа классного руководителя с родителями «группы риска»
Разработка урока географии, 7 класс. Внутренние воды Северной Америки | Сценарий концерта для учителей ветеранов
Опубликовано: 2914 дня назад (6 января 2017)
Просмотров: 5597
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!