Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа классного руководителя с родителями «группы риска»

Работа с родителями в начальной школе
Работа классного руководителя с родителями «группы риска».
Автор: Зыкова Елена Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «Косковско – Горская оош» Рамешковский район Тверская область

Краткое описание:
В этой статье рассмотрены основные направления деятельности классного руководителя при работе с родителями обучающихся, находящихся в «группе риска». Основная задача классного руководителя и родителей – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от влияния неблагоприятных факторов.

Содержание:
1.Аннотация.
2. Раздел 1. Основные направления деятельности классного руководителя с обучающимися и их родителями .
2.1. Формы взаимодействия учителя с родителями обучающихся .
2.2 . Методы изучения семьи ученика.
3.Раздел 2. Особенности работы классного руководителя с неблагополучной семьей.
3.2. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.
3.2. Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями
4.Заключение.

Аннотация.
Ещё в середине ХХ века в сельской России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. С развалом СССР всё изменилось: сельские жители оказались в катастрофическом положении, которое усугубилось экономическими, гражданско-общественными процессами, приведшими к пьянству, наркомании, воровству, проституции, жестокости и насилию в отношении женщин, детей и пожилых людей. У многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству. Нарушилась эмоциональная и духовная близость между родителями и детьми, определённая часть отцов и матерей перестали заниматься воспитанием, полагаясь на образовательные учреждения. Во многих семьях нашего сельского поселения дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду. Увеличилось число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число суицидов. Всё это привело к увеличению семей «группы риска» для детей и общества. Именно в таких семьях особенно часто происходят разводы, дети становятся сиротами (86% -социальные сироты при живых родителях). Началась деградация семьи, появилась категория матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью – люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей. Отцы и матери некоторых наших обучающихся находятся в местах лишения свободы, они не могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материальном плане. Увеличилось число матерей – одиночек, нуждающихся в поддержке, не имеющих, порой, средств для полноценного воспитания своих детей потому, что современные юноши и девушки не готовы к ответственной семейной жизни. Возникли ярко выраженные изменения в основных функциях семьи: репродуктивная - тенденция к молодёжному типу; воспитательная - сложности и трудности в воспитании детей, налаживания с ними контактов; морально-нормативная – ухудшение отношений между родителями и детьми, насилие и жестокость в обращении между супругами, с детьми, стариками, отчуждение детей от родителей и наоборот; регулятивная – ослабление контроля за жизнедеятельностью детей, игнорирование ЗОЖ, ослабление родительского внимания по формированию личности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, увеличение числа суицидов среди детей. Неблагополучной надо признать семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего дети и становятся «трудными». Такие ребята проходят реабилитацию в ГБУ СРЦ «Надежда», расположенном в одном здании со школой, и составляющие подавляющее большинство обучающихся. Детей «группы риска» привозят в Центр со всего района, а порой и области. Неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, с учетом доминирующих факторов. Каждая имеет несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, но оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
Раздел 1. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с обучающимися и их родителями. Основная задача классного руководителя и родителей – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от влияния неблагоприятных факторов. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах. Ведь именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития. Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям: 1. Привлечение детей по программе «Здоровье». 2. Привлечение к этой деятельности преподавателей физической культуры, родителей. 3. Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самоценности здоровья. 4. Информирование родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками.
Второе направление деятельности классного руководителя - общение. Общение – это воздействие, обуславливающее максимальное развитие личности ребенка, прежде всего эстетическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует такие качества: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, которые должны стать нормой для обучающихся: 1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направленно на формирование способности быть счастливым, в основе которой принятие жизни как дара природы. 2. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения). Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, справедливым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела. 3. Восприятие культурных ценностей мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их важности в жизни современного человека. Задача педагога – помочь обучающимся понять , что без навыков восприятия мировых культурных ценностей они не смогут полноценно состояться во взрослой жизни.
Третье направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита своих воспитанников в этой области состоит в разъяснение учителям – предметникам индивидуальных особенностей конкретного школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А.С.Макаренко). При решении этой проблемы нужно обратить внимание: - на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения; - на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление; - на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений как отдельных обучающихся, так и всего класса; - на организацию классных часов по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей к саморазвитию.
Четвертое направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее: 1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи. 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед. 3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей. 4. Защита интересов и прав ребенка в так называемых «трудных семьях».
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения и корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей.
Формы взаимодействия учителя с родителями обучающихся. В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы с родителями. 1. Родительские собрания. 2. Общешкольные и общественные конференции. 3. Индивидуальные консультации педагога. 4. Посещение на дому.
Рекомендации по проведению родительских собраний. 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. 2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Индивидуальные консультации. Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить всё необходимое для профессиональной работы с ребенком: - особенности здоровья ребенка; - его увлечения, интересы; - предпочтения в общении в семье; - поведенческие реакции; - особенности характера; - мотивация учения; - моральные ценности семьи. В ходе индивидуальной консультации лучше использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем: 1. Когда он родился, то… 2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было… 3. О здоровье можно сказать следующее… 4. Его отношение к школе было… и т.д.
Беседа. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
Посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.
Нетрадиционные формы работы с родителями. 1. Тематические консультации. 2. Родительские чтения. 3. Родительские вечера.
Тематические консультации. В каждом классе есть обучающиеся из семей, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. На встрече должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют. Примерная тематика консультаций для родителей: 1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Плохая память ребенка. Как ее развить? 3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 4. Наказания детей. Какими им быть? 5. Тревожность детей. К чему она может привести? 6. Застенчивый ребенок. Пути преодоления. 7. Грубость и непонимание в семье. 8. Талантливый ребенок в семье. 9. Друзья детей – друзья дома или враги? 10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения. Это очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. На первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее, определяет книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Родители должны изложить собственное понимание вопроса .
Родительские вечера. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми). Примерные темы родительских вечеров: «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Песни, которые пели мы и поют наши дети» и др.
Методы изучения семьи ученика. Наблюдение. Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей. Можно использовать метод включенного наблюдения, когда факты, добытые учителем дополняются сведениями , полученными активом родителей или учителями других классов. Беседа. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы. Коллективная беседа при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания. Интервью. Применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать , сколько в среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, которые требуют от своих детей четкого выполнения режима дня. Анкетирование. Это метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет, увидеть тенденцию развития. Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда родители в анкете дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда учитель дает одновременно анкету для заполнения родителям и детям. Сочинения. Этот метод изучения учитель применяет в том случае, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно попросить родителей написать сочинение на определенную тему. («Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы отдыхаем в выходные дни», и др.). Метод обобщения независимых характеристик. Метод используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, с членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьника. Но этим методом надо пользоваться очень тактично. Дневник наблюдений. Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договориться с родителями о ведении дневника наблюдений за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время. Разнообразная работа учителя с семьей ученика требует от учителя определенных навыков и умений: - использовать полученные знания в практической работе с родителями; - хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления; - установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возрастных особенностей; - помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели; - спланировать работу с родителями ; - видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в школе; - поддерживать авторитет родителей в семье. Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.
Раздел 2. Особенности работы педагога с неблагополучной семьей. В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка. Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д. Как правило, в таких семьях дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный. Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Семьи «группы риска» учатся по- своему защищаться при столкновении с трудностями. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д. Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются педагоги школы, социальные педагоги, специалисты разных центров и т.д. Этот факт является сам по себе успокаивающим; подключение к ситуации, в которой оказалась семья, новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние одиночества неблагополучной семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что приводит к усилению контроля над ними. Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более чем комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. Члены неблагополучной семьи характеризуются следующими чертами поведения: - не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; - на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят; - у них отсутствует понятие времени ( день, месяц, неделя); - на собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых; - во время встречи со специалистом могут смотреть телевизор или слушать радио, заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы; - неспособны говорить связно ни о себе, ни о других; - постоянно меняют место жительства; - постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками. Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье. Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье – это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии. Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются в снижении уверенности в себе у детей и подростков. Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменении и продолжает поступательное движение к полному краху. Возможна следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей – полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей – многодетная, с одним ребёнком; по материальному благополучию – малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей – семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные. Чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста. Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества. Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы. Внимание должно быть сосредоточено на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе, который тоже должен учитываться, но не являться главным. Во время работы с такой семьей педагог сначала сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи. Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уровню, при котором она могла бы обойтись без посторонней помощи. Показатели оценки функционирования семьи: - Уровень ее жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.). - Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу. - Уменьшилось употребление алкоголя. - Решены прочие специфические для данной семьи проблемы. Улучшение бытовых условий – очень важный положительный момент. Стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым и т.д. Осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности нельзя провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение организаций: Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр занятости, Комитет по молодежной политике, социально-психологические и реабилитационные центры, наркологический и психоневрологический диспансеры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования и другие работники смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка: - нарушение поведения - нарушение развития детей -нарушение общения
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями: 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. 2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели. 3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели. 4. Классный руководитель обязан замечать даже самые незначительные успехи и поощрять их. 5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. 6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Заключение. При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо: - убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а здоровый образ жизни , образ мыслей, поступков, постоянное общение с детьми с позиции гуманности; - во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей; - проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.); - учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье; - устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

Рекомендуем посмотреть:

Коллективное творческое дело в работе классного рукоаодителя Проект в школе. Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка» Сотрудничество школы и родителей

Похожие статьи:

Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы

Деловые игры в работе с родителями

Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад

Творческо - краеведческий проект в начальной школе | Сценарий новогоднего праздника в начальной школе
Опубликовано: 3684 дня назад (21 ноября 2014)
Просмотров: 19882
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Людмила Юрьевна Кондрина # 21 ноября 2014 в 23:36 +1
Очень обстоятельная работа. Подробно и грамотно описаны пункты заявленные в содержании. Раздел работы с неблагополучными семьями тема, которая мало освещена. На практике, сталкиваясь с такими ситуациями педагоги зачастую закрывают глаза, боясь связываться. Хотелось бы чтобы у детских садов, школ была реальная поддержка всех перечисленных служб,а семьям оказавшимся в кризисной ситуации начинали помогать, пока дело не зашло совсем далеко. О существовании центров социальной помощи знают малый процент родителей. Поэтому в школах должен освещаться вопрос о том куда можно обратиться родителям для консультаций психолога и социальной поддержки.
Спасибо за вашу статью.
Елена Алексеевна Зыкова # 21 ноября 2014 в 23:56 +1
Спасибо за высокую оценку!
Марина Алексеевна Корнилова # 22 ноября 2014 в 15:09 0
Да, работа объемная и обстоятельная. Очень много теории. Хотелось бы немного из работы с собственного опыта с детьми данной группы.
Лариса Васильевна Морунова # 23 ноября 2014 в 02:38 0
Спасибо за вашу работы. Очень хотелось бы, чтобы таких семей не было вообще, чтобы все дети на земле росли в счастливых семьях.
Елена Евгеньевна Голобородько # 23 ноября 2014 в 10:53 +1
Спасибо за приглашение Елена Алексеевна!Работа классного руководителя с родителями «группы риска» так важна на сегодняшний день!Ведь слово «риск» означает возможность, большую вероятность чеголибо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.Это во многом зависит от родителей и педагогов!Спасибо за интересный материал.Голосую)
Елена Викторовна Багрова # 23 ноября 2014 в 11:26 0
Материал очень нужный и важный для работы с определенной группой родителей.Спасибо! Голос!
Советую обратить внимание на оформление работы: нет цели, задач, назначения материала.
Елена Викторовна Багрова # 23 ноября 2014 в 11:26 0
Материал очень нужный и важный для работы с определенной группой родителей.Спасибо! Голос!
Советую обратить внимание на оформление работы: нет цели, задач, назначения материала.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 23 ноября 2014 в 12:41 0
Елена Алексеевна, спасибо за приглашение!
Очень ценный материал вы предлагаете в статье, работа представленная вами имеет место быть как в начальной школе, так и в среднем звене. Задача классного руководителя всегда "Держать ухо востро!". Вы предлагаете определённую методику работы с детьми, которым просто необходимы определённые формы взаимодействия педагога и ребёнка. Что же касается оформления, необходимо было бы добавить просто цель для статьи, задачи в статье можно не указывать. Материал актуален, поэтому отдаю свой голос с большим удовольствием! Успехов вам!
С уважением, Т.Н.