Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в школе. Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования школьников

Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования школьников
Автор:  Пророк Светлана Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Первоуральска

Описание материала: данный проект адресован в первую очередь заместителям руководителя по воспитательной работе, классным руководителям. Представленный  проект разработан  на материалах опроса обучающихся  и родителей, изучения опыта работы классных руководителей и нацелен на создание условий для совместных целенаправленных усилий родителей и школы с целью воспитания обучающихся.

Проект «Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования школьников»
Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным балом. В этот временной отрезок дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными.  Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию.  В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать образовательные учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.
       Сегодня четко проявляется противоречие между обязательностью среднего общего (полного) образования и слабым институтом семьи, невысоким уровнем родительской сознательности и ответственности за воспитание ребенка.
Учитывая вышесказанное, следует признать, что процесс взаимодействия школы и семьи во многом тормозится проблемой невозможности сформировать ответственность и  участие родителей в воспитании детей школьного возраста без дополнительно организованного педагогического сопровождения родителей.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.  Решение вопроса о дополнительном педагогическом сопровождении родителей для их участия в образовании школьников, несомненно,   актуально, так как:
• опрос показал, что литература для педагогического просвещения  родителей, например, журнал «Семья и школа» не выписывается;
• социальный паспорт школы свидетельствует, что среди всех учащихся 30,5% проживают в неполных семьях и поэтому снижается уровень влияния на детей, часто отсутствует мужское влияние;
• в период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточного представления, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований.
       Для решения этого несоответствия необходимо сделать учебно – воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей,  начать строить истинно партнёрские отношения школы и семьи.
        Все вышесказанное позволяет следующим образом определить тему проекта: «Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования школьников».

Цель проекта:
Создать условия для совместных целенаправленных усилий родителей и школы с целью воспитания выпускника - гражданина, готового жить в условиях открытого  общества, прилагающего усилия для  личной успешности, способного нести ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Задачи:
1. Выработать с педагогами школы общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать систему по предупреждению негативных поступков обучающихся.
2. Развивать и поддерживать ответственность родителей за обучение и воспитание школьников через определенную систему мер, их педагогическую компетентность.
3. Содействовать развитию совместной деятельности детей и родителей в сфере образования, спорта, досуга, повышать роль отцов в воспитании детей.
4. Создать условия для организации родительского сообщества в школе.
5. Активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
6. Повысить культуру информирования о школьной жизни и создать постоянное информационное поле для родителей.
Мы выдвигаем гипотезу: если повышать педагогическую компетентность родителей, если способствовать организации совместной деятельности детей и родителей в сфере образования, если поддерживать ответственность родителей за обучение и воспитание детей, то более эффективно и оптимально будет проходить процесс обучения и воспитания школьников, развитие у учащихся тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации.
Система педагогического сопровождения родителей построена на следующих принципах:
- открытость, информированность;
- соотношение деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей;
- стимулирование родителей к сотрудничеству.
Необходимость педагогического сопровождения родителей вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника. Надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие.
Модель педагогического сопровождения родителей выглядит так:
  
Коллектив нашей школы всегда был увлечен поиском новых педагогических идей и путей их реализации. В школе бережно относятся к накопленному опыту, сложившимся традициям в воспитательной работе. Учителя умеют находить равновесие между традиционными подходами к организации образовательного процесса, в том числе и воспитания, и инновационными идеями.
В работе с родителями педагоги школы уже имеют определенный новый опыт:
• создание справочников для родителей учащихся 1-4, 5-9, 10-11 классов;
• использование мультимедийных проектов для родителей, которые можно применять для индивидуального обучения;
• меняется технология проведения родительских собраний, чаще используются мультимедийная техника;
• осуществление взаимосвязи с родителями через почтовые отправления, электронную почту, школьный сайт;
• организуются совместные досуговые мероприятия (праздники, спортивные соревнования, походы выходного дня, экскурсии, посещение музеев, театров и т.д.)

В ходе реализации проекта предполагается применение следующих инноваций:
• использование  цифровых технологий для просвещения родителей, которыми можно воспользоваться в любое удобное время и в индивидуальном темпе (цикл видеолекций  для родителей по актуальным вопросам развития образования и сохранения здоровья учащихся);
• организация обучения родителей в школьном информационном центре по программе «Повышение компьютерной грамотности родителей»;
• разработка элективного курса для учащихся старших классов "Каким быть родителем";
• распространение опыта успешного классного руководителя по вопросам взаимодействия с семьей (выпуск методического сборника «Копилка»);
• функционирование "Школы успеха" (родители - активные помощники в профориентационной работе с учащимися);
• привлечение родителей к участию в общешкольных проектах "Виртуальный музей", "Все вместе";
• создание родительского клуба "Содружество"

Данный проект является долгосрочным, рассчитанным на 3 года. Мы прошли этап теоретического осмысления.
I - внедренческий этап
Поиски и составление программ для обучающихся старших классов по семейному воспитанию.
II - использование ИКТ в организации педагогического сопровождения родителей.
III - аналитико - диагностический.

Если говорить о возможных рисках, то стоит обратить внимание на то, что затруднения могут быть в техническом исполнении проекта, связанным с использованием компьютеров и программ, т.к. в школе проблемы с кадрами по обслуживанию техники. А рисков в содержательном порядке нет.
Перспективы реализации проекта: при небольшой трансформации данного проекта возможна пролонгация, а также перенос данной модели на другое образовательное учреждение.

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект урока английского языка в 6 классе Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка» Сотрудничество школы и родителей Исследовательская работа в начальной школе

Похожие статьи:

Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы

Деловые игры в работе с родителями

Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад

Опубликовано: 3869 дней назад (31 марта 2014)
Просмотров: 5022
+3
Голосов: 3
Татьяна Николаевна Нелюбина # 31 марта 2014 в 15:24 +1
Светлана Владимировна  целенаправленный проект, который способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению детей, их самореализации.Система педагогического сопровождения родителей построена на важных, необходимых принципах. Желаю удачи в осуществлении этого проекта.
Наталья Николаевна Матафонова # 31 марта 2014 в 15:34 +1
Светлана Владимировна, познакомившись с проектом, сразу становится ясно, что Вы  работаете в современной школе, включающей в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Особенно понравилась идеи создания справочников для родителей учащихся, родительского клуба "Содружество". Спасибо за хороший материал.
Светлана Яковлевна Воробьева # 27 декабря 2014 в 18:25 0
Уважаемая Светлана Владимировна,спасибо за материал, тем более столь современный. Меня также заинтересовала идея справочника, мы, например, дальше буклетиков для родителей пока не продвигаемся. Понравилась идея оформить это проектом и обоснование целей и задач. Я работаю в коррекционной школе и риски , конечно, у нас будут другие, но слегка адаптировать-и в путь. Большое спасибо и удачи в Новом году.