Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования школьников
Автор: Пророк Светлана Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Первоуральска
Описание материала: данный проект адресован в первую очередь заместителям руководителя по воспитательной работе, классным руководителям. Представленный проект разработан на материалах опроса обучающихся и родителей, изучения опыта работы классных руководителей и нацелен на создание условий для совместных целенаправленных усилий родителей и школы с целью воспитания обучающихся.
Проект «Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования школьников»
Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным балом. В этот временной отрезок дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать образовательные учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.
Сегодня четко проявляется противоречие между обязательностью среднего общего (полного) образования и слабым институтом семьи, невысоким уровнем родительской сознательности и ответственности за воспитание ребенка.
Учитывая вышесказанное, следует признать, что процесс взаимодействия школы и семьи во многом тормозится проблемой невозможности сформировать ответственность и участие родителей в воспитании детей школьного возраста без дополнительно организованного педагогического сопровождения родителей.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Решение вопроса о дополнительном педагогическом сопровождении родителей для их участия в образовании школьников, несомненно,
актуально, так как:
• опрос показал, что литература для педагогического просвещения родителей, например, журнал «Семья и школа» не выписывается;
• социальный паспорт школы свидетельствует, что среди всех учащихся 30,5% проживают в неполных семьях и поэтому снижается уровень влияния на детей, часто отсутствует мужское влияние;
• в период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточного представления, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований.
Для решения этого несоответствия необходимо сделать учебно – воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей, начать строить истинно партнёрские отношения школы и семьи.
Все вышесказанное позволяет следующим образом определить тему проекта: «Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования школьников».
Цель проекта:
Создать условия для совместных целенаправленных усилий родителей и школы с целью воспитания выпускника - гражданина, готового жить в условиях открытого общества, прилагающего усилия для личной успешности, способного нести ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Задачи:
1. Выработать с педагогами школы общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать систему по предупреждению негативных поступков обучающихся.
2. Развивать и поддерживать ответственность родителей за обучение и воспитание школьников через определенную систему мер, их педагогическую компетентность.
3. Содействовать развитию совместной деятельности детей и родителей в сфере образования, спорта, досуга, повышать роль отцов в воспитании детей.
4. Создать условия для организации родительского сообщества в школе.
5. Активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
6. Повысить культуру информирования о школьной жизни и создать постоянное информационное поле для родителей.
Мы выдвигаем гипотезу: если повышать педагогическую компетентность родителей, если способствовать организации совместной деятельности детей и родителей в сфере образования, если поддерживать ответственность родителей за обучение и воспитание детей, то более эффективно и оптимально будет проходить процесс обучения и воспитания школьников, развитие у учащихся тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации.
Система педагогического сопровождения родителей построена на следующих принципах:
- открытость, информированность;
- соотношение деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей;
- стимулирование родителей к сотрудничеству.
Необходимость педагогического сопровождения родителей вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника. Надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие.
Модель педагогического сопровождения родителей выглядит так:
Коллектив нашей школы всегда был увлечен поиском новых педагогических идей и путей их реализации. В школе бережно относятся к накопленному опыту, сложившимся традициям в воспитательной работе. Учителя умеют находить равновесие между традиционными подходами к организации образовательного процесса, в том числе и воспитания, и инновационными идеями.
В работе с родителями педагоги школы уже имеют определенный новый опыт:
• создание справочников для родителей учащихся 1-4, 5-9, 10-11 классов;
• использование мультимедийных проектов для родителей, которые можно применять для индивидуального обучения;
• меняется технология проведения родительских собраний, чаще используются мультимедийная техника;
• осуществление взаимосвязи с родителями через почтовые отправления, электронную почту, школьный сайт;
• организуются совместные досуговые мероприятия (праздники, спортивные соревнования, походы выходного дня, экскурсии, посещение музеев, театров и т.д.)
В ходе реализации проекта предполагается применение следующих инноваций:
• использование цифровых технологий для просвещения родителей, которыми можно воспользоваться в любое удобное время и в индивидуальном темпе (цикл видеолекций для родителей по актуальным вопросам развития образования и сохранения здоровья учащихся);
• организация обучения родителей в школьном информационном центре по программе «Повышение компьютерной грамотности родителей»;
• разработка элективного курса для учащихся старших классов "Каким быть родителем";
• распространение опыта успешного классного руководителя по вопросам взаимодействия с семьей (выпуск методического сборника «Копилка»);
• функционирование "Школы успеха" (родители - активные помощники в профориентационной работе с учащимися);
• привлечение родителей к участию в общешкольных проектах "Виртуальный музей", "Все вместе";
• создание родительского клуба "Содружество"
Данный проект является долгосрочным, рассчитанным на 3 года. Мы прошли этап теоретического осмысления.
I - внедренческий этап
Поиски и составление программ для обучающихся старших классов по семейному воспитанию.
II - использование ИКТ в организации педагогического сопровождения родителей.
III - аналитико - диагностический.
Если говорить о возможных рисках, то стоит обратить внимание на то, что затруднения могут быть в техническом исполнении проекта, связанным с использованием компьютеров и программ, т.к. в школе проблемы с кадрами по обслуживанию техники. А рисков в содержательном порядке нет.
Перспективы реализации проекта: при небольшой трансформации данного проекта возможна пролонгация, а также перенос данной модели на другое образовательное учреждение.
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока английского языка в 6 классе
Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка»
Сотрудничество школы и родителей
Исследовательская работа в начальной школе
Похожие статьи:
Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы
Деловые игры в работе с родителями
Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад