Взаимодействие с родителями. Секреты успешного сотрудничества школы и родителей
Автор: Короткова Светлана Федоровна. заместитель директора по воспитательной работе город Новоуральск
Описание работы: Данный материал рекомендуется в помощь классным руководителям, педагогам, которые работают с родителями. Предлагается несколько секретов успешного взаимодействия школы и родителей. Советы неприменно помогут в работе молодым педагогам, которые только начинают приобретать опыт в работе с родителями.
Цель:Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей и образовательного учреждения.
Задачи:
Помочь родителям осознать важность сотрудничества с образовательным учреждением в процессе воспитания детей.
Формирование готовности родителей к педагогическому просвещению
Формирование положительных установок на сотрудничество семьи и школы
Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя - и тут же реализуются. (А.А. Захаренко)
О семье, семейном воспитании написаны тысячи книг, брошюр и статей. и все же немногие родители знают, как надо воспитывать детей, как практически притворять свои знания в жизнь. Да, нет ничего сложнее человека и нет ничего труднее его воспитания. Разговор о взаимоотношениях образовательного учреждения и родителей - большой и нелегкий, это, пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня. Поэтому педагогический коллектив МАОШ "Школа-интернат №53" стал искать эффективные пути работы с семьей. Ни для кого не секрет, что детские годы самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых, которые окружают ребенка. П.Ф. Каптерев говорил, что "... для ребенка любовь, ласка, нежность - одна из насущных потребностей, дитя лучше вытерпит недокармливание, чем лишение внимания и ласки. Без любви и ласки дитя вянет и портится. А эту любовь и ласку он может найти в семье". И кто как не школа им в этом поможет.
Какую бы информацию ни давали нам социологические опросы, педагоги порой делают просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Это взаимодействие должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.
Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависит и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности. Как сделать так, чтобы несколько лет работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
А часто ли мы педагоги видим родителей своих учеников? Редко. Встречи обычно проходят в случаях проблемных ситуаций, для решения которых не хватает наших собственных сил и средств и необходима помощь родителей. Отсюда и получается, что приход родителей в школу - это либо разбор конфликтных ситуаций, либо монолог педагога на тему успеваемости воспитанника. Данный подход к общению абсолютно неверен.
Выход из сложившейся ситуации достаточно прост - необходимо стимулировать родителей к простому человеческому общению для поиска точек соприкосновения не только в процессе обучения их детей, но и в обычной жизни, чтобы пересмотреть отношение к педагогу как к объекту потенциальных неприятностей, а увидеть его а роли коллеги, товарища. Перед каждым родителем стоят свои проблемы, но есть нечто общее, что может их объединить. Этим общим может быть сплочение ученического коллектива, создание комфортной коммуникативной среды. Проведение родительского собрания в форме "круглого стола" с простым чаепитием снимает внутреннее напряжение и позволяет открыться родителям, говорить на равных с педагогами.
Если при работе с детьми целесообразно использовать групповые формы организации педагогического процесса, то общение с родителями по вопросу конкретного ребенка должно вестись сугубо индивидуально, и на общее обсуждение следует выносить только глобальные проблемы всего коллектива. Как же довести информацию до родителей об особенностях их ребенка? Напишите об этом на листах бумаги разложите их на парты и на обороте каждого листа напишите фамилию ученика. Родитель узнает информацию только о своем ребенке, от других возможные неприятные моменты будут скрыты. Не все родители знают рабочее место своего ребенка в классе. В процессе его поиска неминуемо общение между родителями, их перемещение по кабинету. Это приводит к появлению дополнительных тем для обсуждения, к расширению субъектов общения. Действует четкое правило: о плохом, только общее, не называть, связывая с ним , ни одной фамилии во всеуслышание. И вы будете приятно удивлены, когда на следующие собрания родители придут в расширенном, семейном составе. Почему? Да потому, что комфортность коммуникативной среды позволило создать атмосферу непринужденного обмена мнениями и поиска коллективного решения насущных проблем. Словом, родители, как и их дети, бывают разные, и их тоже нужно учить, причем делать это очень деликатно, ненавязчиво, вовлекая их в этот процесс при помощи всевозможных приемов и методов.
Необходимым условием создания единого коллектива родителей может стать также практика проведение родительских собраний, когда классный руководитель "уходит" от простого перечисления успехов и промахов детей. В этом случае заблаговременно составляется перечень общих проблем. Родители формируют рабочие группы и предлагают пути решения этих проблем. причем формирование этих групп происходит произвольно без учета приоритетов в общении между родителями. Для этого нужно использовать различные методы деления их на группы: начиная от простых разноцветных карточек и заканчивая "сложными" математическими вычислениями. Эта технология хороша тем, что в одну рабочую группу попадают родители, которые в повседневной жизни могут и не общаться. Непринужденно подводя родителей к перекрестному общению, педагог тем самым формирует единую среду, в пределах которой обмен мнениями способствует пониманию индивидуальных особенностей как родителей, так и детей. сделав родителей своими партнерами, можно уже через них воздействовать на детей. В этом случае влияние школы возрастет благодаря единой системе требований и пониманию сути происходящих процессов. Мотивация деятельности, а, следовательно, и общая успеваемость неминуемо повысятся.
Считаю, что важным фактором семейного воспитания совместный труд родителей и детей, коллективные экскурсии и выходы в театры, участие в организации школьных мероприятий, походов выходного дня. Эти мероприятия способствуют упрочению связи "ребенок-школа-родители". Необходимо строить отношения с родителями на взаимном доверии и доброжелательности, строить совместную деятельность с каждой семьей, опираясь на все то положительное, что имеется в ребенке, веря в успех содружества с родителями, и вести постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры отцов и матерей.
Работа классного руководителя интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.
Я убеждена: школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. "Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу трех - учителя, ребенка, родителя..."Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки, и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект родительского собрания во 2 классе
Проект в школе. Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования
Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка»
Исследовательская работа в начальной школе
Похожие статьи:
Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы
Деловые игры в работе с родителями
Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад