Научно-исследовательская работа «Может ли человек прожить без деревьев какое-то время?»
Автор:
Варвашевич Людмила Алексеевна, учитель начальных классов, г.Любань Минской области, Республика Беларусь
Во втором классе было проведено родительское собрание «Исследовательская деятельность младших школьников», на котором рассматривались все этапы подготовки и проведения научно-исследовательской конференции младших школьников «Я-исследователь»: выбор темы, поиск и изучение литературы, сопоставление фактов или эксперимент, оформление работы, защита. Было отмечено, что большое значение при этом имеет и участие родителей. Так, итогом совместной деятельности родителей, учителя и учеников стала работа третьеклассницы «Может ли человек прожить без деревьев какое-то время?», которая защищалась на районной конференции исследовательских работ и заняла второе место.
Назначение:
представленная научно-исследовательская работа представляет интерес не только для учителей, педагогов дополнительного образования, которые могут использовать материал при проведении классных и информационных часов, а также для учеников (составление словаря «Профессии деревьев», работа с научно-познавательной литературой) и их родителей.
Введение
На уроке человек и мир, я узнала, что раньше не только дома, предметы, но и большинство замков строилось из дерева. Конечно, до сегодняшнего времени они не сохранились, но возник вопрос: а в настоящее время, в ХХI веке, может ли человек прожить какое-то время (5-6 месяцев) без деревьев. Эти удивительные представители растительного мира настолько уникальны, разнообразны, необычны, что невольно привлекают внимание людей к себе, несмотря даже на то, в каком “виде” они находятся: будь-то дерево в лесу, резная мебель, интересный журнал… Следовательно, и тема моего исследования “Может ли человек прожить без деревьев какое-то время?”
Цель работы: утвердительно или отрицательно ответить на поставленный вопрос.
Задачи исследования: изучить и проанализировать литературу по данной теме, сопоставить полученную информацию, сделать соответствующие выводы.
Гипотеза: если человек будет находится в условиях, где нет деревьев, то он не проживёт и нескольких месяцев.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Приёмы: анализ, синтез.
1.Основная часть
1.1 Деревья – источники жизни
Эпиграф: наилучшим другом человека на Земле являются деревья.Фрэнк Ллойд Райт
Действительно, деревья в жизни человека занимают огромное место. На протяжении нескольких недель я собирала из энциклопедий, журналов “Рюкзачок” и “Открой мир с Волли”, книги “По странам и континентам” интересные сведения об этих удивительных представителях растительного мира.
Все свои наблюдения, рассказы родителей и учительницы я отразила в составленном словаре «Профессии деревьев»:
1.Деревья – “воспитатели” (использование вербовых веточек (Вербное воскресенье) в качестве “воспитательного момента”:
Не я бью, верба бьёт,
Чтоб хвори убегали,
Не я бью, верба бьёт,
Чтоб ум прибавляли.
2.Деревья - “врачи” (из сока, коры, корней, веток и плодов некоторых деревьев изготавливают лекарства, банные веники)
3.Деревья - “дизайнеры” (позволяют наслаждаться красотой (аллеи парка, леса))
4.Деревья – “кочегары” (дрова - материал для отопления помещений, спички – способ получения огня)
5.Деревья – “краеведы” (накапливают и сохраняют информацию нескольких поколений)
6.Деревья - “музыканты” (из пород некоторых деревьев (ель, липа) делают музыкальные инструменты (балалайка, гитара и др.))
7.Деревья - “охранники” (в годы войны леса– убежище от врагов)
8.Деревья - “повара” (употребление в пищу плодов деревьев (яблоки, груши, абрикосы, кокосы), изготовление из них различных десертов)
9.Деревья – “почвоведы” (каждое дерево выбирает себе почву для произрастания)
10.Деревья – “синоптики” (по некоторым деревьям можно предугадать погоду (если берёза распустится раньше, чем ольха, то лето- дождливое, если наоборот, то - засушливое))
11.Деревья - “столяры” (применение в изготовлении мебели)
12.Деревья - “строители” (применение в качестве строительных материалов)
13.Деревья - “учителя” (изготовление карандашей, бумаги, следовательно, и книг, журналов, газет)
14.Деревья – “хозяева” (деревья - жилище для некоторых животных (птиц, насекомых, зверей))
15.Деревья - “экологи” (следят за очищением воздуха)
16.Деревья– “экскурсоводы” (деревья являются компасом при ориентировании)
- Деревья окружают нас повсюду. И из словаря из 17 «профессий», на первый взгляд, кажется, что ответ очевиден: человек не сможет прожить без деревьев даже несколько недель.
Но это далеко не так.
1.1. Жизнь людей без деревьев
1.2.1. Полярники в Антарктиде (Южный полюс)
Единственный материк на Земле, где не растут деревья, это Антарктида, расположенный в центре Антарктики (южной полярной области земного шара). Это не просто самая обширная ледяная пустыня, пятый по величине и самый холодный материк на нашей планете. Это еще и самый нейтральный континент — Антарктида не принадлежит ни одному государству.
Ежегодно снаряжаются целые экспедиции людей, которые следуют туда и на протяжении нескольких месяцев занимаются изучением данного материка.
В Антарктиде находится полюс холода Земли, где в 1983 году на станции “Восток” был зарегистрирован белорусом Владимиром Карпюком температурный рекорд минус 89,2 градуса. Всего за последние полвека исследований в Антарктиде побывали более 100 белорусских полярников. Средняя температура зимних месяцев в центре материка — минус 65 градусов, летних — минус 40.
В каких условиях приходится жить полярникам? Могут ли они прожить без всего того, к чему привыкли дома, в обыденной жизни? Об этом и многом другом я узнала из научно- познавательного журнала серии “Открой мир с Волли” (№ 32. “Южный полюс”) и книги “По странам и континентам”.
Против холода на земле Белого Сфинкса может быть только одно средство защиты — благоустроенное жилище, в котором участники зимовок проводят большую часть времени. В наиболее суровых условиях суточная продолжительность пребывания полярников вне помещений колеблется от двадцати минут до двух часов. На советских станциях жилые и производственные помещения располагаются в сборно-щитовых домах из алюминиевых панелей специальной конструкции.Эти строения более безопасны в противопожарном отношении, легко собираются, прочны. От снежных заносов их защищают металлические сваи, на которых они возводятся. Полярники живут в одно- и двухместных комнатах. Условия жизни полярников в Антарктиде имеют свою специфику. На довольно ограниченном пространстве сосредоточены небольшие коллективы людей, тесно общающихся друг с другом на протяжении двенадцати — шестнадцати месяцев. Выход из помещений ограничен суровым климатом. Их труд и быт тесно переплетаются. Экспедиционная работа, требующая от участников зимовок специальных знаний и навыков, диктует свои правила.
На зимовках нет выходных дней, поэтому для поддержания нормальной работоспособности и здоровья важна разумная организация труда и отдыха. Все виды работ здесь проводятся в соответствии с техническими инструкциями и наставлениями по строгому распорядку дня. Особенно строго соблюдаются правила поведения людей в период сложных метеорологических условий: при сильных ураганных ветрах, пурге, нулевой видимости, при сверхнизких температурах наружного воздуха. Собственно, вся деятельность экспедиции направлена на четкое выполнение намеченной программы научных исследований.
Таким образом, полярники на протяжении всей экспедиции (некоторые могут длиться даже год и более) с лёгкостью обходятся без деревьев.
1.2.2. Жизнь людей в Арктике (Северный полюс)
А сейчас отправимся в противоположную точку земного шара – в Арктику. Это место проживания моржей, белых медведей, американских лосей, песцов. При этом – это место Земли, где также не произрастают деревья.
Интересный факт, что к холодному климату уже на протяжении 4000 лет привыкли местные жители – эскимосы (“человек, который ест сырое мясо”).
Как же они обходятся без деревьев? Как и с помощью чего строят себе жилища? И ответ оказался очевиден: из ледяных глыб. Называются они иглу. Это купол в человеческий рост, состоящий из снежных блоков и снабжённый низко пропиленной «дверью». Строят иглу следующим образом: сначала подбирают ровную площадку с плотным и глубоким снегом. Затем очерчивают круг, по которому будет укладываться первый слой снежных кирпичей. Вес одной глыбы – от 20 до 40 кг. Щели между уложенными глыбами затирают снегом. При укладке рядов каждый последующий ряд укладывается с небольшим наклоном, чтобы в результате хижина получилась с более-менее правильным куполом. При некоторых навыках можно построить снежную хижину за 2– 3 часа. Чтобы легче дышалось, в куполе пробивается вентиляционное отверстие. Напротив этого отверстия устраивают лежанку из снежных блоков. И в последнюю очередь в снежном доме вырезается дверь.
Внутри иглу нет привычной нам деревянной мебели, помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены.
Чем же отопить такое жилище, ведь нет дров? Оказывается, они используют китовый жир (ворвань). В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо. Даже дичь употребляют не только в сыром виде, но и в приготовленном.
Таким образом, жизнь этих людей, конечно, далека от привычных нам условий, но даёт опять же утвердительный ответ на поставленный вопрос, что можно прожить без деревьев и не только некоторое время, а и даже всю жизнь, как эскимосы.
1.2.3. Человек в космосе
Для человека космос - предельно враждебная среда. По сочетанию неблагоприятных факторов у космической пустоты нет земных конкурентов, разве что открытый огонь.
В каждом доме мы привыкли видеть мебель, которая, как правило, сделана из дерева (мягкие уголки, шкафы, стулья, столы). А можем ли мы сразу отказаться от этого всего и находиться только среди механизмов, железа, в не особо комфортной одежде? Наверно, не сразу получится. А вот космонавты на протяжении всего полёта (даже до 8-12 месяцев) и живут, и работают в одном помещении, и не могут выйти погулять или открыть, хотя бы окно.
Мы знаем, что наиболее чистый воздух там, где растут деревья. А как же обстоит с этим дело в космосе? В сутки человек усваивает из воздуха около килограмма кислорода. Примерно три четверти из этого количества выделяется с дыханием, но уже в составе углекислого газа, которого в выдыхаемом воздухе содержится примерно 5%. При большем количестве он начинает препятствовать усвоению кислорода. Если не очищать воздух, содержание углекислого газа быстро вырастет и самочувствие экипажа резко ухудшится вплоть до гибели. Кроме того, через легкие и кожу в сутки выделяется 1—2 килограмма водяных паров, от которых тоже надо избавляться, прежде чем они начнут собираться на оборудовании. Проще всего поддерживать состав атмосферы, сбрасывая «отработанный» воздух за борт и подавая свежий из баллонов. Для этого применяют многоразовые поглотители углекислоты и «лишней воды». «Напитавшиеся» углекислым газом поглотители вставляют в специальную печку, где они за несколько часов под нагревом высвобождают углекислый газ в забортное пространство.
Важнейшими после дыхания потребностями человека являются питье и еда. Питание космонавтов – это также своеобразное испытание (нормой считается суточное потребление примерно 500—600 граммов пищи (в пересчете на сухую массу)). Они едят из специальных туб (подобие тюбика), где находится пюреобразный суп, или продуктов, находящихся под вакуумной упаковкой.
Взять с собой фрукты – плоды деревьев- они тоже не могут, так как на орбите космонавтов подстерегает злейший враг – невесомость. С ней тяжело бороться, она непривычна и доставляет много неприятностей.
Таким образом, в космосе люди на протяжении всего полёта могут жить без деревьев.
Заключение
Дерево- друг. Дерево – надёжная защита и неописуемая красота в любую пору года… До того, как начала готовиться к работе, я знала, что деревья очищают воздух, дарят тепло и стройматериалы, но даже не догадывалась, сколько “профессий” имеют “лёгкие планеты”. Пробовала и я, хотя бы 2 дня, прожить без деревьев. Но не получилось даже и пару часов: беру книги (бумага), сажусь на деревянный стульчик, кушаю яблоки, киви.. Все эти действия происходили просто машинально. На первый взгляд, решила, что моя гипотеза подтвердилась, но, изучив литературу, учтя рассказы учительницы, пришла к выводу, что это не так.
Таким образом, некоторые люди могут всю жизнь прожить без деревьев, которые не произрастают из-за определённых климатических условий, при этом питаются, хорошо себя чувствуют, строят жилища.
Людям же, которые привыкли пользоваться горячей водой, употреблять в пищу фрукты и овощи, любоваться птичьими трелями в густых кронах деревьев, выгонять болезни дубовым веничком, утолять жажду берёзовым соком и т.д., достаточно тяжело отказаться от всего этого на некоторое время. Но есть понятия долг и профессия, которые вынуждают людей это совершить. Они ставят интересы Родины превыше своих желаний, поэтому и приходиться выживать в экстремальных условиях, где не произрастают деревья.
Правительство нашей республики не остаётся в стороне от сохранения «лёгких» нашей страны: ежегодно проводятся Недели леса, акции, субботники, еженедельные чистые «четверги», а в 2010 году в г. Калинковичи установили первый в республике памятник самому большому и старому дереву. Нужно стремиться всем, чтобы жизнь становилась не только красивее, но и здоровее!
Рекомендуем посмотреть:
Проект в школе. Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования
Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка»
Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Сотрудничество школы и родителей
Похожие статьи:
Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы
Деловые игры в работе с родителями
Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад