Методическая разработка урока географии для 7 класса. Внутренние воды Северной Америки
Разработка урока географии для 7 класса с элементами театральной педагогики
Цели
1. Сформировать знания о внутренних водах Северной Америки, их особенностях, значении в жизни людей.
2. Развивать умения работать с картами атласа; познавательную активность и творческий потенциал школьников.
3. Воспитывать экологическое мышление, любовь к родному краю.
Ход урока.
Учитель. Сегодня мы продолжаем изучение Северной Америки. Я предлагаю образно перенестись на материк и узнать о его внутренних водах. Внимательно слушайте все рассказы, по ходу урока вам нужно заполнить таблицу «Питание и режим рек», а по завершении первого этапа будет проведена тестовая работа. Итак, в путешествие вас приглашаю и всем удачи я желаю!
Сцена 1.
Ночь. У горящего костра сидит старый вождь-индеец, курит трубку, рядом двое ребят.
Мальчик. – Дедушка, дедушка! Расскажи историю.
Девочка. – Дедушка! Ну, пожалуйста, расскажи!
Вождь. – Хорошо, расскажу я вам легенду. Мне ее рассказал мой дед, а моему деду – его дед. Жило на бескрайних просторах Великих равнин славное племя каманчей. Богаты они были и маисом и табунами быстрых лошадей. Но особенно ценными были три кобылицы. Доверило племя стеречь этих буйных кобылиц бесстрашному воину Ниагаре. Строптивый норов был у них, и в первую ночь превратились кобылицы в горы, но Ниагара сумел преодолеть их сопротивление. Во вторую ночь превратились кобылицы в дремучий лес, но так они были болтливы, что воин легко нашел их по громкому разговору. Но вот наступила третья ночь, и превратились кобылицы в реки. Шумные, быстрые, непокорные. Разбежались они в разные стороны, и не мог Ниагара распознать их, потерял из вида.
Стыдно стало гордому Ниагаре, что не сумел оправдать доверие племени и решил он не возвращаться назад пока не найдет кобылиц.
Встал он на распутье дорог, и не знает в какую сторону идти. Обратился тогда Ниагара к Великому духу Виниту.
Ниагара. – О, Великий дух Виниту, обрати на меня свой взор. Не знаешь, ли ты, в кого превратились три ретивые кобылицы. Где мне их искать?
Виниту. Слушай, храбрый Ниагара! Превратились твои кобылицы в три реки! Макензи, Миссисипи и Миссури. Пойдешь на север – найдешь Макензи, двух других красавиц ищи на юге.
Вождь. – И отправился Ниагара на север в поисках Макензи. Путь его был труден и сложен. Ох, и хитра была Макензи. Долго ходил он, но никак не мог найти. Раскинула она свою речную систему от Великих равнин на юге до Северного Ледовитого океана на севере, от Скалистых гор на западе до Гудзонова залива на востоке.
Мальчик. – И что же так и не нашел ее?
Вождь. Отчаялся уже Ниагара найти ее, но нет, худа без добра. Встретил он на своем пути инуита. Так называют себя эскимосы.
Ниагара. Друг, не знаешь ли ты, где найти Макензи? Не поможешь ли мне?
Эскимос. Макензи?! А, это большая река, то. Хорошо, расскажу я тебе о ней. В Скалистых горах Канады берет начало Атабаска, Это бурная горная река стремительно несется на Великие равнины и там, словно успокоившись, течет к большому озеру Атабаска. В своем нижнем течении она даже судоходна для небольших судов. Не раз и я переплывал ее там на своем каяке. Из озера Атабаска река выходит уже под названием Невольничьей. Прокладывая путь на север, река Невольничья впадает в Большое Невольничье озеро. Дед говорил мне, что, вытекая из него, она встретила путешественника Александра Макензи. Подружились они, и на память взяла себе река имя этого путешественника. Так и стала называться Макензи, а для нас все равно Большая река. И понесла она свои воды в Северный Ледовитый океан. Режим Макензи снеговой: восемь месяцев (с октября по апрель) находится она подо льдом. Зимой уровень воды очень низкий, весной же разражается внезапный паводок, который начинается сверху и образует заторы и наводнения опасные для наших береговых поселений. Опасна Макензи, но и добра она много нам людям приносит. Она наша главная «дорога», связывающая со всем материком.
Ниагара. Спасибо тебе, друг. Вижу, как важна для вас Макензи, не буду забирать ее с собой, пойду искать других ее сестер. Прощай.
Обобщение учителя.
1. Да, нелегко приходится Ниагаре в его поисках. Я думаю, что вы тоже с большим волнением следите за всем происходящим. Давайте вспомним реки и озера, о которых рассказывал эскимос. Найдите их на физической карте Северной Америки в атласе и приготовьтесь показать на настенной физической карте.
2. Используя климатическую карту Северной Америки, определите питание и режим реки, запишите в таблице.
3. Вы помните, что в конце своего рассказа эскимос назвал Макензи «дорогой». Как вы считаете, почему?
4. Какая река в нашей области играет такую же важную роль в жизни людей? Покажите эту реку на настенной физической карте Кемеровской области.
5. Определите в чем сходство Макензи и реки Томь, протекающей по территории Кемеровской области.
Сцена 2.
А как же сложились дела у Ниагары, слушаем дальше.
Индеец. Ниагара шел долгие дни и ночи, преодолел Скалистые горы, забрел в Кордильеры, присел он отдохнуть, слышит, речка журчит.
Ниагара. Кто ты незнакомка?
Незнакомка. Колорадо. Я - горная река. Начинаюсь я с высокогорий южной части Скалистых гор.
Ниагара. Куда, ты держишь путь? Скажи!
Колорадо. Несу я свои воды, чтобы отдать их Тихому океану. Для этого мне приходится протекать по внутренним плоскогорьям Кордильер, образовывать глубокие каньоны и снова начинать прорезать горные хребты. Самый известный каньон находится на моей реке – это Большой каньон, протянувшийся по течению на 320 километров.
Ниагара. Что значит каньон?
Колорадо. А, заинтересовался. Смотри (показ видеофильма «Большой каньон).
Ниагара. Колорадо, не знаешь ли ты, где найти мне двух непокорных кобылиц, превратившихся в реки.
Колорадо. Я знаю этих сестриц. Одна – Миссисипи, а другая – красавица Миссури. Далеко от них ты забрел храбрый воин. Несут они свои воды в Атлантический океан.
Индеец. Вроде и узнал все Ниагара о кобылицах, а все же стыдно возвращаться в племя с пустыми руками. Начал он свой долгий путь на юг.
Обобщение учителя.
Ниагара отправился в путь, мы продолжим нашу работу.
1.Покажите реку Колорадо на физической карте.
2. По графику, «Годовой сток реки Колорадо», определите, в каком месяце начинается половодье. Как вы думаете, почему автор этого графика М. И. Львович показывает наступление половодья в конце весны – начале лета?
3. Теперь заполните таблицу в тетради.
Сцена 3.
Вы слышите, какой-то разговор доносится? Послушаем. (Входит веселая Миссури и огорченная Миссисипи).
Миссури.
О, Миссисипи, великая река, сестра моя!
Как величава ты и красива.
Твои веселые потоки.
Всегда видны на долине
По разливам их весною,
По ольхам сребристым летом,
По туману – в день осенний,
По руслу зимой холодной.
От чего же сегодня ты грустна и печальна?
Миссисипи. Да, люди называют меня великой рекой. Беру я начало в плоском невысоком озерном крае. От лесов, равнин пустынных. От озер страны полночной. Питают меня дожди, а часто и снега, тающие на равнинах и горах. Да вот в чем моя обида. Горько мне, что уступаю я другим рекам по длине.
Миссури. Это ли беда?! Так люблю я тебя сестрица, что никогда не смогу расстаться. Бери мои воды, побежим вместе, понесем их в Атлантический океан. Будут ходить по нам суда, и много добра принесем мы людям.
Индеец. Да, был я в том месте, где слились Миссисипи и Миссури. Два могучих потока, шириной до километра каждый, сталкиваются друг с другом, образуя грандиозный водоворот. Свыше 200 миллионом метров кубических песка, ила и глины выносит ежегодно Миссисипи в Мексиканский залив. По секрету скажу, что местные жители называют ее «толстой грязнухой», и воду не пьют, так как она слишком густа, но и не пашут, так как она слишком жидка.
Обобщение учителя.
1. Своенравна и горда Миссисипи. Захотелось ей стать первой по длине рекой. А может быть, и вы знаете о проявлениях крутого нрава Великой реки. (Ответ ученика по опережающему заданию)
2. Используя климатическую карту, заполните таблицу в тетради.
3. Об одной из рек системы Миссисипи говорится в романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Геккельбери Финна». Вспомните, на какой реке Гек Фин спасает беглого негра?
4. Какая река Южной Америки имеет такой же режим, как Миссисипи?
5. Мы изучили три главные речные системы Северной Америки.
Проведем небольшой тест.
Сцена 4.
Учитель. Давайте узнаем, чем же закончилась история о Ниагаре.
Индеец. Понял Ниагара, что не хватит ему силы вернуть реки обратно. Что не сможет он забрать их у людей, слишком большое значение они имеют. И решил Ниагара тоже помочь людям. Увидел он озера Эри и Онтарио. Превратился в реку, размыл холмистую возвышенность, сложенную известняками и соединил их. Срываясь с крутого уступа, образует Ниагара водопад, известный во всем мире.
Мальчик – индеец. Дедушка, дедушка! Я знаю этот водопад. Я был там! «Ниагара» означает «грохочущая вода». Могучая река с таким величественным спокойствием опрокидывается в бездну, что верхняя часть водяной стены кажется неподвижной. Зато нижняя часть скрывается в клубах водяной пыли и брызг. Шум падения воды слышен на расстоянии 25 километров, вблизи же, как ни кричи, нельзя услышать собственного голоса.
Девочка. А я слышала, что озеро Эри было одним из самых грязных. Летом стеной поднимались водоросли, размножались бактерии, совершенно исчезли лососи и другие виды рыб. На берегах даже появились предупредительные таблички, запрещающие купаться. Американцы провели большую работу по очистке озера. И результаты сказались, сейчас оно снова чистое.
Индеец. Вот этого я и не знал. Теперь буду рассказывать всем, какое это великое богатство – вода. И пусть люди помнят об этом. О, сколько звезд на небе. Засиделись мы. Заходите в вигвам, пора спать!
Обобщение учителя.
1. Вот так и закончилась история о храбром воине Ниагаре. А озера Верхнее, Мичиган, Гурон, а также Эри и Онтарио входят в группу Великие Американские озера, расположенную на Центральных равнинах. Все они соединены между собой и образуют величайший в мире пресноводный бассейн. Озера «питаются» водами многочисленных рек и по реке Святого Лаврентия имеют сток в Атлантический океан.
2. Какого они происхождения?
3. Вы правы - ледниковые. Великие Американские озера имеют большое значение в хозяйстве США и Канады. Широкой полосой вдоль их берегов протянулись крупные промышленные города – центры металлургической и автомобильной промышленности.
4. О других озерах материка вы узнаете сами, выполнив задания по карточкам. Работать будете в паре.
Подведение итога.
Учитель, после проверки самостоятельной работы школьников.
1.Еще раз обратите внимание на цель, которую мы ставили перед собой в начале урока. Мы достигли намеченного? Свой ответ обоснуйте.
2. Люди не должны оставаться безучастными, глядя на то, как погибают реки на нашей планете. Дома, я предлагаю вам выполнить творческое задание. Напишите мини – сочинения на темы «Значение рек Северной Америки», «Спасение рек родного края от загрязнения».
Итак! Перемена! Звонок!
Закончен наш очередной урок.
Спасибо всем за хорошую работу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь»
Конспект урока географии на тему: Внутренние воды Южной Америки, 7 класс
Конспект урока географии в 7 классе. Африка
Фотоматериал к конспекту урока географии 7 класс по теме "Африка"
Похожие статьи:
Интегрированный урок географии и истории в 7 классе
Урок путешествие по географии в 7 классе на тему: Африка
Урок географии, 7 класс. Природа Антарктиды
Внеклассное мероприятие по географии в 7 классе
КВН по географиии в 7 классе