Рекомендации. Урок проводится в конце изучения темы «Африка». На одном из предшествующих занятий учитель дает задание повторить изученный материл, знакомит с тем, какие конкурсы будут на уроке, приводит примеры вопросов и заданий.
Затем делит класс учащихся на три команды - «научные экспедиции» (проще всего это сделать по рядам, один ряд - одна команда, но при этом необходимо, чтобы команды были примерно равны «по силам»). Команды выбирают руководителя и двух заместителей.
Каждая команда должна иметь контурные карты «Африка» и «дневник исследований» в виде нескольких соответственно оформленных тетрадных листов. В «дневник» школьники записывают названия остановок, ответы на вопросы, выполняют задания, отмечают вопросы и задания, которые вызвали наибольшие затруднения при ответе или выполнении.
Название команды _________________________________
Название остановки |
Ответы на вопросы, выполненные задания |
Вопросы и задания, которые вызвали затруднения |
1. Историческая |
|
|
2. Географическое положение |
|
|
3. Высотная |
|
|
4. Климатическая |
|
|
5. Водная |
|
|
6. Природные зоны |
|
|
7. Политическая |
|
|
Учитель поясняет, что записи необходимы для того, чтобы подвести итог изучению темы «Африка». Используя их, можно сделать вывод об учебных результатах усвоения данной темы.
Цель урока: повторение и закрепление знаний по теме «Африка».
Задачи: проверить уровень сформированности основных учебных умений; развивать логическое мышление, образную память; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.
Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: атлас, контурные карты, дневник исследований.
1. Остановка «Историческая».
Задача выбранных игроков команд - написать имена путешественников и исследователей Африки, название страны, которую они представляют.
Примеры заданий.
• В 1498 г. этот мореплаватель обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, первым из европейцев пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана.
(Васко да Гамма. Португалия.)
• Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней красивый водопад, названный им Виктория; описал верхнее течение реки Конго (Заир), озера Ньяса. Он очень хотел найти истоки Нила - великой реки, однако смерть помешала осуществить этот замысел.
(Д. Ливингстон. Великобритания.)
• В 1874 г. была организована англо-американская экспедиция под руководством этого исследователя. Путешественникам удалось завершить исследование озер Виктория и Танганьика, открыть древний горный массив Рувензори с убеленными снегами вершинами, исследовать верхние течения рек Конго и Нила.
(Г. М. Стэнли. Великобритания.)
• Он путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце XIX в., собрал интересные сведения о природе и жизни населения, проводил топографические работы, вел гидрологические и метеорологические наблюдения. (В. В. Юнкер. Россия.)
2. Остановка «Географическое положение».
Учитель дает задание представителям команд: «Представьте, что вы плывете вокруг материка, ваша задача - нанести на контурную карту маршрут движения и отметить цифрами объекты, характеризующие географическое положение материка».
а) Начинаем наше путешествие в проливе - это своеобразные «ворота», соединяющие Атлантический океан с его внутренними морями. (Гибралтарский пролив.)
б) Выходим в океан, который омывает западное побережье материка. (Атлантический океан.)
в) Проплываем мимо островов, которые расположены в 100- 120 км от берегов Марокко. Издалека можно увидеть очертания огромной горы - это знаменитый действующий вулкан Тенерифе. В здешних лесах живет множество желтых канареек, поэтому острова так и назвали. (Канарские острова.)
г) Огибаем крайнюю южную точку Африки и оказываемся в океане. (Индийский океан.)
д) Проплываем у берегов полуострова Сомали, проходим Аденский залив и входим в пролив.
е) Теперь мы плывем по самому соленому и теплому на земле морю. (Красное море.)
ж) Этот канал позволяет нам оказаться в том море, где начиналось наше путешествие. (Суэцкий канал.)
3. Остановка «Высотная».
Учитель дает текст представителям команд, их задача - написать названия пропущенных географических объектов.
Эти две высочайшие горы - «пятитысячники» расположены вблизи экватора. Несмотря на это, они увенчаны вечными снегами и ледниками. Обе горы представляют собой потухшие вулканы, образовавшиеся на плоскогорье, где расколы земной коры проложили расплавленной магме путь из земных глубин к дневной поверхности. Это плоскогорье называется..., а горы... (Восточноафриканское плоскогорье. Килиманджаро, Кения.)
4. Остановка «Климатическая».
Учитель дает школьникам описания климатических поясов, их задача - определить названия поясов.
• Температура круглый год составляет +26...+28 градусов, за год выпадает более 2000 мм осадков, которые равномерно распределяются в течение года. (Экваториальный пояс.)
• Средняя годовая температура около 20 градусов, проявляются ее сезонные колебания. Выделяются две климатические области: средиземноморского типа климата и с равномерным увлажнением. (Субтропический пояс.)
5. Остановка «Водная».
Выполняя задание, шестиклассники должны определить названия географических объектов, о которых идет речь в описаниях, и подписать их на контурной карте.
а) Эти три самых больших озера Африки, которые находятся на востоке материка, иногда называют Великими Африканскими озерами. (Виктория, Танганьика, Ньяса.)
б) Эти две реки образуют основное течение третьей реки, которая течет по пустыне, не получая воды ни от притоков, ни от дождей. Вода из реки сильно испаряется, много ее расходуется на орошение полей, и все же значительная часть воды реки вливается в Средиземное море.
6. Остановка «Природные зоны».
а) Учитель предлагает представителям команд назвать пять ключевых слов и словосочетаний, с помощью которых они могли бы описать одну из природных зон Африки.
Пример ответа.
Пустыни: жара, отсутствие осадков, колебания температур, скудная растительность, змеи, ящерицы, верблюды, песок, песчаные бури, мираж.
б) Отгадать загадки:
• В саваннах Африки живут стадами, тела их покрыты полосами, их быстрый бег от хищников спасает. Ну кто же их не знает? (Зебра.)
• Когда трава от солнца выгорает и все другие звери голодают, лишь этот зверь имеет свежий корм, с деревьев листья обрывает он. (Жираф.)
в) Расселить животных по природным зонам (наиболее характерным для обитания данного вида).
1. Слон. 2. Верблюд. 3. Жираф. 4. Мартышка. 5. Зебра. 6. Лисица-фенек. 7. Горилла. 8. Антилопа-гну. 9. Скорпион.
Ответ:
Влажные экваториальные леса: 4, 7.
Саванны и редколесья: 1, 3, 5, 8.
Пустыни: 2, 6, 9.
7. Остановка «Политическая».
Школьники должны ответить на вопросы:
а) Какое государство Африки самое большое по площади? (Судан.)
б) Какое государство Африки самое большое по населению? (Нигерия.)
в) В Африке есть государство, из названия которого, отбросив две буквы, можно получить название другого государства. Причем первое пересекается экватором, а второе - нулевым меридианом. Что это за государства? (Сомали и Мали.)
8. Подведение итогов.
Учитель. Наше заочное путешествие по Африке закончилось, вы проверили, насколько усвоили тему «Африка», узнали, какие вопросы и задания вызывают у вас затруднения. Эта информация поможет тем, кто недостаточно изучил этот материк и хочет получить более высокую отметку.
Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»
Программа элективного курса по географии для 9 класса
План-конспект урока географии 6 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!