Методическая разработка к уроку географии 8 класс
Автор: Андреева Наталия Александровна, учитель географии ГБОУ СОШ № 331 Невского района Санкт-Петербурга
Тема: Определение по картам географического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Аннотация
Материал предназначен для изучения регионального компонента в 8 классе. Изучение темы основывается на реализации принципов сознательности, активности, наглядности, практической направленности, что соответствует современным задачам в обучении географии. Усилению практической направленности изучения географии способствует самостоятельная работа, которая способствует пониманию сущности понятий, раскрытию причинно-следственных связей и логических отношений между понятиями. Применяя имеющиеся у учащихся знания и умения, изучается география своего края.
Цель: определить географическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области по картам атласа; установить особенности физико-географического положения территории; составить письменную характеристику географического положения территории.
Оборудование: атлас 8 класса, физическая карта Санкт-Петербурга и Ленинградской области, контурная карта или трафарет области, тетрадь, линейка.
План урока:
I Организационный момент
II Самостоятельная работа
III Закрепление
IV Итог
V Домашнее задание
Ход урока:
I Организационный момент
II Самостоятельная работа
Как много значит Родина в жизни каждого человека. Исследовать родную землю, чтобы знать ее, полезно всем на ней живущим. Знать – значит ценить и беречь, знать – значит любить родные места, с пониманием относиться ко всему живому. А начнем мы наше изучение с определения географического положения территории по карте, для этого на столах у вас лежат маршрутные карточки с заданиями. В путь!
1. Определить положение области и города Санкт-Петербурга в стране (окраинное, пограничное, выход к каким морям имеют и т.п.).
2. Определить положение по отношению к другим территориям (где и с какими государствами и областями граничит).
3. Определить географические координаты Санкт-Петербурга.
4. Определить максимальную протяженность Ленинградской области с севера на юг и с запада на восток.
5. Дать письменную характеристику на основе выше предложенного плана.
Ответ: Территория расположена на северо-западе России и прилегает к Финскому заливу Балтийского моря. На западе область граничит с Эстонией по реке Нарве. Северо-западная граница области совпадает с государственной границей с Финляндией. На севере область граничит с Карельской республикой, а к югу от Онежского озера – с Вологодской областью. На юге Ленинградская область граничит с Новгородской и Псковской областями.
Санкт-Петербург протянулся в административных границах с северо-запада на юго-восток, координаты: 59°57′ с. ш. 30°19′ в. д. Территория области больше вытянута с запада на восток; наибольшая протяженность составляет 450 км; максимальная протяженность с севера на юг – 320 км.
III Закрепление
Практическая работа «Географическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
Задание: Обозначить границы территории; город Санкт-Петербург, его координаты; подписать название пограничных районов; обозначить протяженность территории.
IV Итог
На основании проделанной работы, какие можно сделать выводы по особенностям географического положения территории?
Ответ: Географическое положение Санкт-Петербурга способствует развитию торговых, экономических и культурных связей с основными районами России и зарубежными странами. А образное выражение «окно в Европу» достаточно полно отражает важность географического положения для развития всей Ленинградской области.
V Домашнее задание
Повторить материал по теме. Знать и уметь показывать на карте области, республики и страны, граничащие с Ленинградской областью.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока географии в 9 классе. Цветная металлургия
План-конспект урока географии 6 класс
Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс
Программа элективного курса по географии для 9 класса
Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»