Конспект урока географии в 8 классе

Методическая разработка к уроку географии 8 класс

Автор:  Андреева Наталия Александровна, учитель  географии ГБОУ СОШ № 331 Невского района Санкт-Петербурга

Тема: Определение по картам географического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Аннотация

Материал предназначен для изучения регионального компонента в 8 классе. Изучение темы основывается на реализации принципов сознательности, активности, наглядности, практической направленности, что соответствует современным задачам в обучении географии.  Усилению практической направленности изучения географии способствует самостоятельная работа, которая способствует  пониманию сущности понятий, раскрытию причинно-следственных связей и логических отношений между понятиями. Применяя имеющиеся у учащихся знания и умения, изучается география своего края.

Цель:  определить географическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области по картам атласа; установить особенности физико-географического положения территории; составить письменную характеристику географического положения территории.

Оборудование: атлас 8 класса, физическая карта Санкт-Петербурга и Ленинградской области, контурная карта или трафарет области, тетрадь, линейка.

План урока:

I Организационный момент

II Самостоятельная работа

III Закрепление

IV Итог

V Домашнее задание

Ход урока:

I Организационный момент

II Самостоятельная работа

Как много значит Родина в жизни каждого человека. Исследовать родную землю, чтобы знать ее, полезно всем на ней живущим. Знать – значит ценить и беречь, знать – значит любить родные места, с пониманием относиться ко всему живому. А начнем мы наше изучение с определения географического положения территории по карте, для этого на столах у вас лежат маршрутные карточки с заданиями. В путь!

1. Определить положение области и города Санкт-Петербурга в стране (окраинное, пограничное, выход к каким морям имеют и т.п.).

2. Определить положение по отношению к другим территориям (где и с какими государствами и областями граничит).

3.  Определить географические координаты Санкт-Петербурга.

4. Определить максимальную протяженность Ленинградской области с севера на юг и с запада на восток.

5. Дать письменную характеристику на основе выше предложенного плана.

Ответ: Территория расположена на северо-западе России и прилегает к Финскому заливу Балтийского моря. На западе область граничит с Эстонией по реке Нарве. Северо-западная граница области совпадает с государственной границей с Финляндией. На севере область граничит с Карельской республикой, а к югу от Онежского озера – с Вологодской областью. На юге Ленинградская область граничит с Новгородской и Псковской областями.

Санкт-Петербург протянулся в административных границах с северо-запада на юго-восток, координаты: 59°57′ с. ш. 30°19′ в. д.  Территория области больше вытянута с запада на восток; наибольшая протяженность составляет 450 км; максимальная протяженность с севера на юг – 320 км.

III Закрепление

Практическая работа «Географическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Задание: Обозначить границы территории; город Санкт-Петербург, его координаты; подписать название пограничных районов; обозначить протяженность территории.

IV Итог

На основании проделанной работы, какие можно сделать выводы по особенностям географического положения территории?

Ответ: Географическое положение Санкт-Петербурга способствует развитию торговых, экономических и культурных связей с основными районами России и зарубежными странами. А образное выражение «окно в Европу» достаточно полно отражает важность географического положения для развития всей Ленинградской области.

V Домашнее задание

Повторить материал по теме. Знать и уметь показывать на карте области, республики и страны, граничащие с Ленинградской областью.

Рекомендуем посмотреть:

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

Конспект урока географии в 9 классе. Цветная металлургия

План-конспект урока географии 6 класс

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Ольга Владимировна Смирнова # 23 июля 2014 в 19:50 0
Конспект обычного рядового урока. Для применения имеющиеся у учащихся знаний.
Марина Николаевна Салихова # 14 августа 2014 в 21:05 0
Мне не хватило изюминки. Маршрутные карточки содержат только текст заданий практической работы или описывают пошагово действия учащихся?
В целом это традиционный урок. Надо что-то менять
Татьяна Леонидовна Хлюпина # 6 мая 2015 в 07:19 0
Согласна с М.Н.Салиховой. Это чисто традиционный урок, хотя и такие уроки имеют право быть. По-моему, краеведческие занятия должны отличаться эмоциональностью, яркостью, опорой на жизненный опыт, разнообразием форм деятельности.
Марина Юрьевна Зимина # 10 марта 2015 в 23:50 0
Познавательно, оригинально, актуально! В условиях современности, подобные формы проведения урока очень важны!
Татьяна Викторовна Горчакова # 3 апреля 2015 в 20:11 +1
В рамках изучения регионального компонента эта методическая разработка очень актуальна. Эту разработку можно использовать в любом регионе для определения географических координат своей местности. Можно было добавить фрагмент карты.
Гульназ Юнусовна Сибгатуллина # 3 августа 2015 в 12:56 0
Осуществлена практическая направленность учебного процесса:дано практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения. Планирование задания на дом: продуманы объем, характер материала, его посильность,но нет дифференцированности задания.
Людмила Анатольевна Празднова # 9 сентября 2015 в 16:46 0
Конечно урок традиционный для изучения регионально компонента, но почему бы его не "украсить" путешествием?
Екатерина Викторовна Субботина # 5 ноября 2015 в 20:16 0
Конспект обычного урока.
Лариса Анатольевна Маслиенко # 7 января 2016 в 21:01 0
Здравствуйте. Обычный хороший урок. С коллегами не согласна- не все уроки должны быть с изюминкой.
Учащиеся должны уметь работать и самостоятельно.
Валентина Ивановна Трачкова # 22 февраля 2016 в 20:47 0
Здравствуйте!Хороший урок закрепления ранее изученного материала на основе регионального компонента!
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 27 марта 2016 в 18:19 0
На мой взгляд сам конспект урока составлен очень грамотно. Ничего лишнего, все четко изложено, понятно, доступно. Что касается "изюминки".Считаю, что такие "простые" уроки, не только могут ,но и должны быть.Умение работать самостоятельно с картой, извлекать из нее информацию,- это очень важный момент в обучении географии.Также важна работа с контурными картами. Все это по- своему интересно для учеников. Хочу отметить, что в конце дети делают вывод по особенностям географического положения своей области.Мне все понравилось.
Юлия Юрьевна Никитина # 28 марта 2016 в 10:07 0
Грамотная методическая разработка! Воспользуюсь ей при изучении С-З экономического района России .
Елизавета Васильевна Чайкина # 27 мая 2018 в 13:28 0
Данный урок имеет практическую направленность. В его основе лежит работа с картой, что является главной составляющей любого урока по географии. В связи с этим, представленный материал имеет ценность и представляет интерес для людей, интересующихся вопросами географической науки и чтением карт.