Программа элективного курса по географии для 9 класса

Автор: Коровина Наталья Геннадьевна, учитель географии МБОУ СОШ №13 г. Мурома. Владимирской обл.

Описание материала: предлагаю вам программу элективного курса  по географии для организации внеурочной деятельности учащихся 9 классов «Объекты Всемирного культурного наследия». Данный курс направлен на повышение интеллектуального и культурного уровня школьников и поможет учителю географии подготовить девятиклассников к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе.

Программа элективного курса «ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ» 9 класс

Пояснительная записка

В последние десятилетия в мире происходит настоящий туристический бум! Возрос интерес к познанию других стран и народов. Туризм способствует повышению интеллектуального и культурного уровня развития людей. Но прежде чем выбрать маршрут путешествия, необходимо заочно познакомиться со странами мира и  их достопримечательностями.  Поэтому элективный курс «Достопримечательности мира» в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения в старшей школе, на выбор будущей профессии, связанной с областью географии. Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.

Данный курс поможет учителю географии подготовить девятиклассников к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе.

Цель курса: сформировать у обучающихся  потребность в географических знаниях, способствующих  повышению культурного и интеллектуального уровня, возможности применить их в области будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

- формировать устойчивый интерес к познанию  стран мира и объектов всемирного культурного наследия

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способностей учащихся, самостоятельное приобретение ими новых знаний и практических умений;

- воспитывать толерантность, уважение к истории и  культуре народов мира.

Учащиеся должны знать (объяснять):

-  Историко-культурные регионы мира

-  страны мира

- особенности материальной и духовной культуры населения страны и региона

- памятники культурного наследия.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

-  готовить презентацию о выдающихся памятниках природы и культуры

-– давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута путешествия.

– использовать географические и другие источники информации для изучения условий и возможностей развития  туризма в своем регионе;

Используемые технологии:

- проектная

- игровая;

- ИКТ;

- здоровьесберегающая;

Формы проведения занятий:

- лекция;

- беседа;

- диалог;

- семинар;

- практикум;

- экскурсия

- видеоурок

- викторина

Формы работы с учащимися: индивидуальная и групповая

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- овладение на уровне общего системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Метапредметные:

- умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;

Предметные:

- овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков» международного общения;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Система оценивания успешности прохождения курса

В процессе изучения данного курса выполняется 4 зачетных (промежуточных) практических работ (занятия 3, 4, 5, 6) –  учащиеся выступают  в роли экскурсовода по достопримечательностям мира.

Содержание курса

1. Введение: актуализация знаний; цель и задачи (1 час). 

2. ЮНЕСКО (2 час).

Положение об охране Объектов Всемирного Наследия. Положение о внесении Объектов в Список. Объекты природные, культурные, заповедные. Охраняемые территории. Природные и культурные достопримечательности мира - Объекты Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам мира. Выделение наиболее интересных и привлекательных для туристов достопримечательностей.

3. Объекты Всемирного Культурного Наследия и другие достопримечательности Зарубежной Европы (2 часа). 
Столицы Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг-Бэн, аукцион тюльпанов, Трептов - парк, Собор Святого Петра, оперный театр Ла - Скала, Пизанская башня, Колизей, фонтан Треви, катание по каналам Венеции, Дворец Дождя, долина Роз, ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в Нидерландах.

4. Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии (3 часа).

Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду - памятник культуры, Тадж - Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в Японии, гора Фудзияма, Замок Химедзи, Портик, Китайская стена, Храм Неба, усыпальница первого императора, Айерс - Рок (Улуру), оперный театр в Сиднее.

5. Объекты Всемирного Культурного Наследия Америки (2 часа). 

Экскурсия по достопримечательностям: Канада - памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня "Си - Эн -Тауэр", индейские тотемы. США - Статуя Свободы, мост "Золотые ворота", Долина Монументов, арка в Сент - Луисе, памятник на горе Маунт - Рашмор. Мексика - пирамида Чичен-Ица, птица кецаль, мурали Диего Ривори. Бразилия - Водопад Игуасу, Храм Тернового Венца, Статуя Свободы. Эквадор - памятный знак, посвященный экватору. Перу - пустыня Наска.

6. Африка - встреча с прекрасным (2 часа).

Марокко - знаменитые мечети. Вади Сахары - историческая справка. По памятным местам Давида Ливингстона. Водопад  Виктория. Пирамиды Гизе. Танзания - национальный парк в Серенгети. Деревня пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР.

7. Объекты Всемирного Наследия в России (2 часа).

Исторический центр Санкт - Петербурга и его окрестности, Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве, исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова, белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Троице - Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса  Карелии, озеро Байкал, вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности - Объекты Всемирного Наследия.

8. Итоговое контрольное занятие (1 час).

Защита проектов: «Путешествие моей мечты». Рефлексия.

Источники информации.

1. Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия. (Международные нормативные акты ЮНЕСКО). М., 1993.

2. Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.

3. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М.,2000.

4. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.

5. Планета чудес и загадок. Большое путешествие по самым удивительным местам Земли. М.,1997.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 8 классе

Конспект урока географии в 9 классе. Цветная металлургия

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

План-конспект урока географии 6 класс

Ольга Владимировна Смирнова # 24 июля 2014 в 17:43 0
Ваша программа нацелена сформировать у обучающихся потребность в географических знаниях, повысить интеллектуальный и культурный уровень школьников. Мне кажется, что огромным плюсом этой программы является ее личностная ориентация.Развитие творческих способностей каждого, совершенствование навыков общения, возможность самовыражения - это то, что сами школьники считают крайне важным. Спасибо!
Марина Юрьевна Зимина # 11 марта 2015 в 00:01 0
Элективный курс в наше время-это редкость . Тема данного вида деятельности сразу привлекает внимание не только мое ,но и ,думаю ваших учеников. Этот курс действительно пробуждает интерес к предмету.
Татьяна Леонидовна Хлюпина # 6 мая 2015 в 07:07 0
Почему элективный курс -это редкость?
Татьяна Леонидовна Хлюпина # 6 мая 2015 в 07:12 0
Почему элективный курс -редкость? По-моему, они присутствуют в учебных планах многих школ. Спасибо автору за разработку такого курса. Создание любой программы - огромный труд, требующий достаточного уровня профессионализма. Данная программа легко воспроизводима любым педагогом, т.к. все очень четко прописано.
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 22:23 0
Спасибо за разработку. Детям действительно будет интересно и значительно расширит их культурный кругозор.
Светлана Алексеевна Шилкина # 9 февраля 2016 в 15:36 0
У нас в школе нет элективного курса по географии, к сожалению... Данная программа повышает интерес к предмету, развивает творческие способности. Возьму себе на заметку, спасибо!
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 25 марта 2016 в 13:48 +1
Внимательно приглядываюсь к элективным курсам. Сам пока не веду, пытаюсь определиться с темой...Разработка интересная, но я вот думаю, а может стоило вынести Россию отдельно? Начать с нее? Внутренний туризм в свете последних мировых событий все более актуален.И, кроме того, здесь хорошая почва для воспитания патриотизма.
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 25 марта 2016 в 18:12 0
Еще добавить хотел. Учебник А.А.Летягина за 5 класс начинается как раз с памятников всемирного наследия ЮНЕСКО(то есть это вводный урок). Так вот, там говорится, что в 2013 году в список включен 981 объект. И только 25 из них Российские (15 культурных и 10 природных). Знаете, что спросили дети? "Всего? На всю Россию 25? А почему?"
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 28 марта 2016 в 11:21 0
Освободили Пальмиру! Это ведь тоже объект всемирного наследия....По крайней мере был..Нет, если вести подобный курс, то межпредметный, историко-географический. С дискуссиями, круглыми столами и оценкой международной политической обстановки.Все так быстро меняется, в том числе и политическая карта мира. К сожалению подростки порой очень слабо разбираются в происходящем.
Виктория Игорьевна Давлетова # 22 мая 2016 в 21:09 0
Элективный курс в программе школы, который вызовет большой интерес к географии. Нет ничего интереснее детям, как изучение материала не из учебников. а ещё можно самим ученикам принять участие в исследовании, поиске информации.
Татьяна Михайловна Посохова # 15 октября 2016 в 22:33 0
Мне понравилась Ваша программа. Данный курс очень интересен как для учеников, так и для учителя. С нынешними возможностями использования виртуальной информации, можно сидя за партой, побывать в разных уголках земного шара. А путешествие - это всегда здорово, если даже оно заочное.
Лариса Юрьевна Фирсова # 2 сентября 2017 в 21:14 0
Сама веду курс "Культурное наследие России и родного края" и знаю, что детям эта тема очень нравится. Для его проведения можно делать красочные и интересные презентации, тем самым развивая творчество учеников и воспитывая патриотизм и любовь к родной природе. В общем тема курса очень классная. Автор этого курса взял еще более обширную базу - весь мир, что предполагает еще более масштабное и интересное изложение материала. Также нравится, что занятия проводятся в различной форме, а так же присутствует проектная часть. Автору спасибо.
Елизавета Васильевна Чайкина # 27 мая 2018 в 13:49 0
Данная программа элективного курса несомненно является значимой. Она демонстрирует комплексный подход к проблематике изучения географии в школе, поскольку здесь присутствуют различные формы организации учебной деятельности, которые активизируют познавательную деятельность школьников. Соглашусь, с высказанным предложением Андрея Геннадьевича Кузнецова относительно введение дополнительного раздела, посвящённого культурному наследию России. Также была удивлена, почему его нет. Ведь мир начинается с нашей любимой родины - России.