Автор: Суслопарова Е. Н., учитель географии МАОУ «СОШ №10» г. Кунгур Пермский край
Урок для 9-го класса по теме: Цветная металлургия
Цель: Формирование коммуникативной компетенции.
Задачи:
Способствовать формированию умения анализировать, сопоставлять.
Способствовать выработке навыков наблюдения, умения делать выводы.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель приветствует учащихся и мотивирует на изучение новой темы.
Мотивация:
- Представляете, в соседнем коллективном саду срезали провода! Это очень опасно, тогда почему провода воруют рискуя жизнью?
(Провода состоят из цветного металла: меди или алюминия. Цветной металл принимают в пунктах приёма металлолома.)
- Что можно сделать , чтобы остановить хищение проводов?
(Контроль за пунктами приёмки металлов)
- Определите тему урока…..?
(Цветная металлургия)
- Сформулируйте для себя цель урока
(Выделяют для себя цель урока. Например, рассмотреть особенности развития и размещения производства цветной металлургии в России)
2. Особенности размещения предприятий цветной металлургии:
Демонстрирует горную породу: медный колчедан, боксит. Затем демонстрирует медную и алюминиевую проволоки.
- В чём существенное отличие между образцами?
(Горные породы это сырьё, из которых извлекается содержание металлов. Проволока же 100% сырьё.)
- Какое производство обходится дешевле?
(Вторичное из металлолома )
- Верно, в рудах цветных металлов низкое содержание металла.
- Откройте на стр.136 табл.31 «Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1т. Чёрных и цветных металлов». В парах проанализируйте содержание таблицы. Сделайте как можно больше выводов, приведите аргументы.
(Цветные металлы делятся на лёгкие и тяжёлые. К тяжёлым относятся: олово, медь, цинк, свинец. В породе таких руд содержится большое число сопутствующих веществ и перевозить их на большое расстояние дорого и не эффективно. Для производства лёгких металлов требуется много электроэнергии. Поэтому производство лёгких цветных металлов следует строить у источников дешёвой электроэнергии.)
- Проверим наши выводы с помощью карты «Цветная металлургия» в атласе. Работу продолжаем в парах. Выделите центры производства алюминия, отметьте их на контурной карте и укажите источник используемой энергии.
(отмечают центры выплавки алюминия и ГЭС)
- Какой вид энергии наиболее дешёвый?
(ГЭС)
- Отметьте на карте центры производства меди, никеля, свинца, цинка. Сопоставьте места добычи и производства.
3. Технологический процесс:
-По стадиям технологического процесса цветная металлургия делится на добычу и обогащение исходного сырья, металлургический передел и обработку цветных металлов.
(демонстрирует горные породы: медный колчедан; боксит, халькопирит.)
- Руды цветных металлов отличаются крайне низким содержанием полезных компонентов. Поэтому важно комплексное их использование.
Производственное комбинирование дает возможность кроме цветных металлов получать дополнительную продукцию – серную кислоту, минеральные удобрения, цемент и др.
4. Домашнее задание:
- В группах проанализировать и приготовить справку – сообщение со своими рекомендациями для эффективного развития отросли по темам:
1 группа возможности комплексного использования руд цветных металлов;
2 группа рынок вторичного сырья;
3 группа самые загрязнённые города России;
4 группа благородные металлы: золото, серебро и платина с платиноидами.
5. Рефлексия:
- На полученных листочках напишите:
1. Что меня заинтересовало в развитии отрасли цветной металлургии;
2. Самооценка
Рекомендуем посмотреть:
Программа элективного курса по географии для 9 класса
План-конспект урока географии 6 класс
Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»
Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс
Конспект урока географии в 8 классе