Урок географии в 7 классе на тему: «Африка. Природные ландшафты»
Автор: Кушнарёва Татьяна Николаевна - учитель географии МБОУ СОШ №9 г. Азова Ростовской области.
Описание материала: Уважаемые коллеги предлагаю разработку урока географии для учащихся 7 класса. Данный урок можно использовать для обобщения знаний по теме. Для положительного результата требуется подготовительный этап.
Подготовительный этап: Учащихся необходимо заранее разделить на четыре команды, в каждой выбрать руководителя экспедиции. Подготовить таблички с названиями природных зон Африки, распределить обязанности в команде и назначить исследователей: климата, почв, растительного и животного мира. У каждой группы ноутбук с доступом к сети Интернет.
Учебно-методическая разработка урока географии в 7 классе на тему :
«Африка. Природные ландшафты»
Цели урока:
Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата.
Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками информации.
Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учёбе, развивать интерес к географии.
Тип урока : Урок обобщающего повторения.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование:
Учебник О.А.Климанова-2-издание Москва «Дрофа»- 2008г
Атлас по географии – 7 класс
Интерактивная доска
Физическая карта мира
Карта природных зон Африки
Интернет-ресурсы:
1 Сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
2 Сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
Ход урока
Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
( звучит отрывок мелодии из программы «Клуб путешественников»)
Учитель. Вы слышите эту удивительную музыку?! Она зовёт нас в увлекательную и в тоже время научную экспедицию по Африке, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к ней.
Задание №1 ( понимание причинно-следственных связей)
Слайд №1 презентации - Это красивое и живописное озеро с плавающими на нём островами, на которые решаются опуститься только птицы. Расположено оно на высоте 1134м над уровнем моря, его площадь в 2 раза больше Азовского моря. Что это за озеро и где оно расположено? Показать на карте.
Ученик. Озеро Виктория, расположено на Восточно-Африканском плоскогорье
Учитель.
Задание №2 (проверка умений и знания номенклатуры)
Показать на карте озёра: Чад, Танганьика, Ньяса , Рудольфо – указать причину образования озёрных котловин.
Показать на карте р. Нил и дать краткую характеристику.
Задание №3 ( проверка терминов)
Ландшафт, природный ландшафт, природная зона
- выставление оценок
Учитель. Теперь, мы готовы отправиться в научную экспедицию. У нас с вами четыре научные группы, которые будут исследовать природные ландшафты Африки (влажные экваториальные леса, саванны, тропические пустыни, жестколиственные леса). Каждая группа работает с руководителем экспедиции.
Слайд №2 презентации – фото всех природных ландшафтов и план описания для характеристики
План
1. Географическое положение
2. Климат
3. Почвы
4. Растительный мир
5. Животный мир
Учитель. Сейчас каждая научная группа по плану, с использованием карт атласа и других источников информации даст характеристику своей природной зоны. Руководитель экспедиции заранее распределил ответственных исследователей. Готовность 3минуты.
Ученик. Я - научный руководитель исследования влажных экваториальных лесов ( характеризует географическое положение природной зоны, далее выступают исследователи климата, почв, растительного и животного мира)
Таким же образом поступают и остальные научно-исследовательские группы.
Учитель. Молодцы, ребята, теперь для нас Африка не загадочный материк, а знакомый и полюбившийся.
Учитель. Для каждой группы на экране появиться тестовое задание, ваша задача за 3 минуты с ним справиться.
Слайд №3 презентации
Тест №1
1. Расположена эта природная зона по обе стороны от экватора в бассейне р. Конго:
а) саванны
б) влажные экваториальные леса
в) пустыни
г) жестколиственные леса
2. Эта зона – родина многих ценных растений. Около 1000 видов деревьев:
а) пустыни
б) саванны
в) влажные экваториальные леса
г) жестколиственные леса
3. Максимальное количество осадков выпадает :
а) саванны
б) пустыни
в) жестколиственные леса
г) влажные экваториальные леса
4. Красно-жёлтые фераллитные почвы встречаются в :
а) влажные экваториальные леса
б) пустыни
в) жестколиственные леса
г) саванны
5. Температура летом и зимой +24 :
а) саванны
б) пустыни
в) влажные экваториальные леса
г) жестколиственные леса
Тест №2
1. Эта зона занимает 40% площади Африки:
а) пустыня
б) саванна
в) жестколиственные леса
г) влажные экваториальные леса
2. Температура января +16, температура июля +28:
а) саванны
б) пустыни
в) влажные экваториальные леса
г) жестколиственные леса
3. Часто в сухой период встречаются пожары:
а) пустыни
б) влажные экваториальные леса
в) жестколиственные леса
г) саванны
4. Красно-бурые почвы встречаются:
а) жестколиственные леса
б) пустыни
в) саванна
г) влажные экваториальные леса
5. Баобаб – самое удивительное дерево:
а) саванна
б) пустыни
в) влажные экваториальные леса
г) жестколиственные леса
Тест №3
1. Ветер приносит пыльные бури:
а) саванны
б) пустыни
в) влажные экваториальные леса
г) жестколиственные леса
2. Резкое колебание температур в течение суток:
а) пустыня
б) влажные экваториальные леса
в) жестколиственные леса
г) саванна
3. Природная зона расположена в тропическом климатическом поясе:
а) саванна
б) жестколиственные леса
в) влажные экваториальные леса
г) пустыня
4. Песчаные почвы встречаются:
а) саванны
б) пустыни
в) влажные экваториальные леса
г) жестколиственные леса
5. Оазисы встречаются:
а) саванны
б) влажные экваториальные леса
в) пустыня
г) жестколиственные леса
Тест №4
1. Природная зона занимает очень маленькую площадь Африки:
а) саванны
б) жестколиственные леса
в) пустыня
г) влажные экваториальные леса
2. Природная зона расположена в субтропическом климатическом поясе:
а) саванны
б) пустыни
в) влажные экваториальные леса
г) жестколиственные леса
3. Природная зона сильно изменена человеком:
а) жестколиственные леса
б) пустыни
в) саванна
г) влажные экваториальные леса
4. На ветвях растительности можно увидеть много коз:
а) саванны
б) пустыни
в) жестколиственные леса
г) влажные экваториальные леса
5. В этой природной зоне растут туя, кедр и др.:
а) жестколиственные леса
б) саванна
в) пустыня
г) влажные экваториальные леса
Учитель. А теперь поменялись ответами исследователи и между собой руководители экспедиции – взаимопроверка, внимание на экран (даны варианты ответов)
Слайд №4 презентации
Подведение итогов урока, комментарии учителя о работе каждой научной группы и их руководителей.
Выставление оценок учителем
Домашнее задание. Повторение изученного, работа в контурной карте - природные зоны .
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь»
Конспект урока географии на тему: Внутренние воды Южной Америки, 7 класс
Фотоматериал к конспекту урока географии 7 класс по теме "Африка"
Разработка урока географии, 7 класс. Внутренние воды Северной Америки
Похожие статьи:
Интегрированный урок географии и истории в 7 классе
Урок путешествие по географии в 7 классе на тему: Африка
Урок географии, 7 класс. Природа Антарктиды
Внеклассное мероприятие по географии в 7 классе
КВН по географиии в 7 классе