Интегрированный урок географии и истории в 7 классе

Конспект интегрированного урока география + история. Тема: Величайшие реки Африки

Рекомендации. Урок проводится во время изучения темы «Африка». На одном из предшествующих уроков учитель предлагает школьникам вспомнить, что они знают об истории Древнего Египта, а также подготовить для занятия контурные карты «Африка» и самостоятельно познакомиться с материалами о реках континента.

На уроке школьники работают парами (диадами), они должны по ходу рассказа выполнить практическую работу, подписать на контурной карте те географические объекты, о которых идет речь и ответить на вопросы.

Примерный перечень вопросов:

- Каковы особенности режима реки Нил?

- Как они повлияли на особенности хозяйственной деятельности местных жителей?

- Какая система полива была создана в Древнем Египте?

- Как древние египтяне использовали папирус?

- Какие животные обитают в долине Нила?

- Каковы особенности питания реки Конго?

- В каких районах Африки протекает река Нигер?

Цели урока: формирование знаний о крупнейших реках материка, их режиме и питании; расширение и углубление знаний о влиянии рек на хозяйственную деятельность, о древних цивилизациях Африки; закрепление знаний о климатических условиях материка.

Задачи: развивать внимание, умение создавать образ объекта; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: лекция с элементами практической работы.

Оборудование: учебник географии, географический и исторический атлас, климатическая карта Африки, физическая карта Африки, иллюстрации с изображением рек и водопадов Африки.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя географии.

Учитель. Сегодня вы узнаете не только о природе крупнейших рек «черного» континента, но и о том, какую роль они сыграли в жизни населяющих его людей и даже всей человеческой цивилизации.

2. Лекция.

Учитель географии. Для Африки характерно чередование плоских впадин и возвышений в центре, при этом окраины материка приподняты. Это обуславливает зарождение водных потоков в центральных, возвышенных районах и долгий, можно сказать, запутанный путь по материку. Среди рек «черного континента» наибольший интерес представляют: самая длинная река мира - Нил, вторая по протяженности и самая полноводная река материка - Конго, третья по длине и площади бассейна река Африки - Нигер (в среднем течении это равнинная река, а в верхнем и нижнем ее течениях много порогов и водопадов) и река Замбези, на ней находится один из известнейших водопадов мира - Виктория.

Крупные реки нередко зарождаются неподалеку друг от друга. Истоки трех из четырех великих рек Африки - Нила, Конго (Заир) и Замбези - находятся на относительно небольшом расстоянии один от другого - в нагорьях, связанных с Восточно- Африканской рифтовой системой. Но в конце концов они «разбегаются» в разные стороны: Нил течет на север и впадает в Средиземное море, Конго впадает на западе Африки в экваториальную часть Атлантического океана, Замбези, на юго-востоке, - в Индийский океан.

Примерно треть Африки - это область внутреннего стока в основном временных водотоков. Области с тропическим климатом - пустыня Сахара и часть Калахари - почти лишены рек. Их пересекают вади - сухие русла, наполняющиеся водой только после редко выпадающих дождей, и реки, которые берут начало в более влажных районах.

Большинство рек «черного» континента (Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Оранжевая) стекает в Атлантический океан. Самая длинная река Африки и всего мира - Нил. Его протяженность - 6671 км, площадь бассейна - 2870 тыс. км2. Река «пьет» воду экваториальных дождей в сердце Африки и несет ее в Средиземное море. Нил упрямо прокладывает себе дорогу от экватора на север через горы, болота и пустыни, чтобы оросить поля и дать жизнь многочисленным растениям и животным, накормить десятки миллионов жителей континента.

Учитель истории. Древние называли Нил «отцом». Это уважительное имя говорит о том, какое значение имеет река для человека. Вид полноводной реки, текущей среди жаркой знойной пустыни, не может не будоражить воображение. С древних времен люди с удивлением смотрели на его воды, которые давали жизнь им и всей окружающей природе. Египтяне обожествляли эту великую реку, считали всесильным существом, от которого зависели время и сила разлива животворных вод.

Свое отношение к Нилу люди выражали в самой разной форме, например, с помощью древнеегипетского гимна в честь этой реки:

«Слава тебе, Нил! Слава тебе, явившийся к нам на землю, чтобы дать жизнь Египту! Таинственный Бог, ты заменяешь день тьмою всюду, где тебе нравится, ты орошаешь сады и поля, созданные природой для того, чтобы дать жизнь всем животным, ты наполняешь землю всюду... Властитель рыб, когда ты поднимаешься над затопленной тобой землей, ни одна птица не может расхищать полезных богатств. Создатель пшеницы, творец ячменя, ты умножаешь длину времени. Твой труд дает отдых для миллионов несчастных. Когда твои воды спадают, боги на небесах падают ниц и люди на земле гибнут. Ты покрыл животными всю землю, и благодаря тебе они все благоденствуют... Едва твои воды подымаются, земля наполняется ликованием, всякое живое существо исполняется радостью, все получают пищу и всякий зуб измельчает ее... Ты радуешь поколения твоих детей, тебе воздают почести на юге и исполняют твои повеления на севере. Ты осушаешь слезы на всех глазах и создаешь изобилие благ...»

Трудно что-то добавить к этим словам, пронизанным почтительно-любовным отношением к Нилу. Не менее почтительно относятся к великой реке и современные феллахи, они называют Нил «Абу-эль-Барака», что значит «Благословенный отец».

Учитель географии. Сегодня мы хорошо знаем, что Нил зарождается на Восточно-Африканском плоскогорье, где проливные экваториальные дожди в изобилии падают на почти непроницаемую для влаги каменистую почву. Не был тайной район зарождения божественной реки и для ученых-европейцев. Уже во второй половине II века до н. э. Клавдий Птолемей знал, что эта таинственная река течет из Южного полушария, из Селенос Орос (Лунных гор), так называли область к югу от озера Виктория.

Учитель истории. Но для жителей Древнего Египта это было великой тайной, ею владел только один человек - верховный жрец при храме богини Нейт. Древнеегипетские ученые совсем иначе представляли «Голову Нила», они утверждали, что местом истока великой реки служат две горы с остроконечными вершинами, расположенные между Сиеной (Асуаном) и Энефантиной (Абу). Но до места впадения Нила в Средиземное море это составляет всего шестую часть длины реки. Неужели ученые того времени могли так заблуждаться? Ведь достаточно подняться вверх по реке, чтобы убедиться в ложности этих утверждений. Всякий рыбак или лодочник - представители наиболее презираемых профессий в Древнем Египте - имел возможность осквернить своим «нечистым взором» мнимый исток и подвергнуть сомнению общепринятую точку зрения. Конечно, египтяне не могли не знать, что река уходит значительно дальше этого мнимого истока. Но в глазах народа, благосостояние которого зависело исключительно от разливов Нила, река утрачивала свою сущность, как только она теряла возможность выходить из своего русла и оплодотворять своим илом берега. А это происходило, начиная с района, где находится Асуан. Выше по течению река, запертая в узкие щели каменистой пустыни, была не в силах перебороть дыхание пустыни, «пожирающее» все вокруг.

Более сложной задачей являлись усилия разведать точное место, где находятся истоки Нила - его «Голова». Европейцы пытались разгадать эту тайну, начиная с римского императора Нерона, который снарядил для этого экспедицию. Но пороги и болота, а также смертоносные болезни преграждали путь смельчакам, затрудняли или делали невозможным движение вперед. Удалось это осуществить лишь в последнем десятилетии XIX в. В 1875 г. экспедиция во главе с Г. Стэнли достигла озера Виктория, путешественники обследовали этот район и установили, что главный исток Нила - река Катера. Усилиями исследователей было выяснено, что Нил - это двуглавая речка, которая образуется в результате слияния Белого и Голубого Нила.

Учитель географии. Действительно, Нил рожден двумя реками - Белым и Голубым Нилом. Белый Нил начинает свой путь под названием реки Катера на высоте более 2 км. Петляя по горным лабиринтам, река несет воды в озеро Виктория. Выйдя из него и пройдя через заросли экваториальных лесов, река вступает в пределы жарких, сухих пустынь Судана. Здесь, на протяжении 600 км, река с трудом пробивается через заросшие папирусом болота, стремясь на встречу с Голубым Нилом.

Голубой Нил отличается необузданным нравом. Он берет начало в Эфиопском нагорье и устремляется через озеро Тана. Ниже него река мчится, «прыгая» по окутанным водной дымкой водопадам, и с яростным шумом врывается в ущелье глубиной более километра. Через 500 км река оказывается в невыносимо душных просторах Судана.

Собственно Нил начинается возле столицы Судана - г. Хартум. По Египту он несет свои коричневые воды в пустыне. Здесь властвует жара, дожди бывают очень редко, поэтому «оголенный ствол» реки лишен ветвей-притоков, но Нил не иссякает тысячи лет.

Учитель истории. Своеобразие древнейшего Египта состояло в том, что здесь (даже при примитивном уровне развития техники) Нил давал возможность получать огромные для того времени урожаи. Поэтому в истории эта божественная река навсегда останется соавтором, одним из творцов человеческой цивилизации. Не удивительно, что во времена фараонов Нил называли «Рзаф-ан-та», что означает «Кормилец мира».

Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к VI-IV тыс. до н. э. Сначала египтяне располагались на высоких участках речной долины, подальше от воды - люди боялись наводнений. Плодородную почву «нижних полей» они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями им уже были известны. И вот произошло чудо - необыкновенно плодородную землю принесла божественная река.

Учитель географии. Как это часто бывает, чудо имеет свое объяснение. Дело в том, что в конце весны-начале лета в верхнем течении реки идут интенсивные дожди, за несколько часов они образуют огромные потоки, прокладывающие себе дорогу в ущельях и долинах. Из года в год эти водовороты уносят крупинки горных пород, подхваченных рекой там, где она течет по каменистому руслу, и остатки растений, захваченных в экваториальных лесах. Когда эти потоки достигают Египта, уровень воды в реке повышается и начинается разлив. Водное царство могучей реки стремительно растет, «захватывая» все новые земли. «Большая вода» держится до середины ноября и имеет для человека жизненно важное значение. Когда река возвращается в русло, берега оказываются покрытыми слоем плодородного ила. Миллиметр за миллиметром река укладывает плодородный слой на каменное основание берегов. После спада воды египетские крестьяне бросали зерна во влажный грунт, и вскоре долина Нила укрывалась ковром нежной зелени.

Такова тайна Нила, заключающаяся и в условиях зарождения реки, и в особенностях ее режима. Нильские разливы - это своеобразный подарок природы, гарантирующий обитателям древнего Египта более высокое материальное обеспечение.

Учитель истории. Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых «нижних полей» Нила связана с тем, что после спада воды влага распределяется неравномерно - высоко расположенные участки теряют ее слишком быстро, прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются, потому что вода стоит на них почти круглый год. Египтяне достойно ответили на «вызов» реки, они начали возводить на берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной. Во время разлива вода попадала в «клеточки»-бассейны, и люди могли ею распоряжаться по необходимости - надолго задержать на высоких местах или, наоборот, пробив стенку, спустить лишнюю воду. Постепенно эти сооружения образовали длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров.

Кто он, тот человек, который первым предложил создать эти искусственные сооружения? Этого мы не знаем. Получил ли он звание «Герой Древнего Египта», неизвестно. Возможно, эта идея пришла в голову нескольким людям, а может, при решении проблемы работал коллективный разум. Это и неважно, главное, что человечество в лице древних египтян приняло вызов окружающей природы и ответило на него. А наградой стало улучшение условий жизни, уверенность в завтрашнем дне, дальнейшее развитие науки и культуры.

Позже способ полива усовершенствовали: воду начали подавать на поля с помощью разных простейших водоподъемных механизмов. Один из них похож на приспособление «журавль», который можно увидеть у колодцев в Украине. Феллах черпает воду, поднимает ее и выливает в промежуточный водоем, откуда она таким же способом подается дальше или потечет на поле.

Для поддержания сложной системы водоснабжения люди создали центры управления цепочками запруд - первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет, называли «ном», а ее правителя - «номарх». Ко времени образования единого египетского царства (около 3000 г. до н. э.) таких номов насчитывалось примерно сорок, а египетский царь назывался «фараоном».

Учитель географии. В водах и долине Нила обитают многочисленные млекопитающие, пресмыкающиеся, огромное количество птиц и разновидностей рыбы. Дикая фауна долины Нила представлена львами, гепардами, шакалами, пантерами, лисами, жирафами, газелями, крокодилами, носорогами. Уютно себя здесь чувствует и самый большой в мире обитатель рек - бегемот. Наиболее крупные экземпляры этого животного вытягивают на 3 тонны. Несмотря на свое название, которое переводится с латыни как «земноводная речная лошадь», у него нет ничего общего с лошадью, за исключением того, что оба растительноядные. Вы, наверно, видели бегемота в зоопарке, но мало представляете, как он ведет себя на свободе. Его громоздкие формы заставляют нас думать о нем как о неуклюжем животном. Не удивительно, что о массивном, нескладном человеке часто за глаза говорят, что он «бегемот». Однако это заблуждение, бегемот не так уж неуклюж. Под водой это гигантское млекопитающее выглядит ловким пловцом.

На берегах Нила, на заболоченных пространствах и затопленных поймах большое разнообразие растений, но одно из них занимает особое место - это папирус. Высокое, изящное растение, которое может расти только в стоячих водах, в древности встречалось в Египте очень часто. На древних барельефах папирус был представлен как распространенное растение болот, он служил гербом дельты Нила.

Папирус - многолетнее растение с трехгранным стеблем, поднимающимся от длинного толстого корня, растущего горизонтально в донном иле на мелководьях. Его стебли не дают листьев, но на высоте около 3 м от основания вырастает щеткоподобный «веер». Плотно стоящие стебли папируса образуют настоящие «леса», непроходимые для всех, кроме обитающих здесь существ, включая черных курочек, желтых цапель и различных змей, черепах и других животных.

Учитель истории. Древние египтяне использовали папирус для самых разнообразных целей. Собранные в пучки метелки папируса использовались в религиозных церемониях, из стеблей растения делали корзины и другие предметы; из волокон стеблей изготавливали ткани и плели канаты. Молодые растения шли в пищу целиком - сердцевина папируса съедобна и сырая, и вареная; из мягких частей зрелых растений получали сладкий сок, а нижнюю часть жарили. Плотные корни служили топливом и материалом для изготовления утвари, из коры мастерили сандалии. Из связанных стволов папируса строили двухместные челноки для рыбной и птичьей ловли, плоты, лодки и даже большие суда. Плиний сообщал, что на одном таком судне египтяне добрались до далекого острова Цейлон.

Но наиболее известен папирус как материал для письма, ибо первая бумага была изготовлена египтянами из стеблей именно этого растения, и она тоже получила название папирус. Для того чтобы сделать такой папирус, сердцевину растения разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску, затем располагался другой слой; все это помещалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, иногда образовывались чрезвычайно длинные полосы, доходящие до десятков метров. О чем писали египтяне? Это было тайной... до 1822 года, когда французский ученый Шампольон расшифровал систему египетского иероглифического письма.

Учитель географии. Всемирную известность получили путешествия на «Ра» и «Ра-2» - судах, изготовленных из папируса по образцу древнеегипетских лодок, их размеры составляли 12 м в длину и 5 м в ширину. Лодки были названы по имени древнеегипетского бога Солнца. На «Ра» Т. Хейердал с интернациональным экипажем из 7 человек предпринял экспедиции с целью доказать возможность плавания в Америку древних египтян. Первая попытка закончилась неудачей. А вот лодка «Ра-2» за 55 суток достигла о. Барбадос, и группа путешественников доказала, что на подобных посудинах египтяне могли отправляться в далекие морские путешествия.

Учитель географии. Конго (Заир) протекает в Центральной Африке. По площади бассейна и годовому стоку река занимает первое место на «черном» континенте. В среднем за год Конго выносит в океан примерно в 15 раз больше воды, чем Нил! Причина исключительной полноводности Конго заключается в том, что река собирает воду с огромной территории, где регулярно выпадают дожди.

Особенность реки - дугообразная форма русла и сравнительная равномерность расходов воды. Сток у реки зарегулирован самой природой. Бассейн реки расположен по обе стороны экватора, следовательно, обмеление южных притоков Конго уравновешивается поступлением в главную реку воды из рек Северного полушария, где в это время идут обильные дожди.

Учитель истории. Задолго до проникновения европейцев на территории бассейна Конго сложились государственные образования, королевства: Конго, Куба, Луба и Лунда. В конце XV в. самостоятельное развитие народов страны было нарушено европейцами. Сначала здесь появились португальцы, они активно занимались работорговлей. Их попытки проникнуть в глубь страны не удались. Этому мешали пороги и водопады р. Конго, непроходимые леса, сопротивление местного населения и болезни, в частности малярия. И только в 1885 г. король Бельгии Леопольд II под предлогом приобщения африканцев к достижениям цивилизации и подъема уровня их экономического развития добился от участников Берлинской конференции европейских держав передачи в его владение «Независимого государства Конго».

Учитель географии. Третье место по длине и площади бассейна занимает река Нигер. Она протекает в Западной Африке, на пути от истоков до устья река описывает дугу, в среднем течении почти «дотягиваясь» до Сахары. Ее верхние и нижние участки находятся в областях, богатых осадками, а средние - в засушливых.

Учитель истории. Еще до нашей эры в бассейне реки Нигер появилась культура Нок. До нас дошли свидетельства высокого уровня изготовления терракотовых скульптур древними мастерами, а также владения технологией выплавки и обработки металла. Это позволило им усовершенствовать земледелие и приступить к изготовлению оружия, с помощью которого завоевывались территории и создавались крупные союзы племен.

Учитель географии. Крупнейшие реки, впадающие в Индийский океан, - Замбези и Лимпопо. Замбези по годовому стоку занимает второе место на материке. Уровень воды на Замбези повышается летом, в зимний период он резко понижается.

3. Подведение итогов.

В конце урока учитель подводит его итоги, останавливается на главных моментах занятия и собирает работы семиклассников.

Рекомендуем посмотреть:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!