Книжный уголок в дошкольном учреждении
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и в художественной литературе играет уголок книги. такое уголок книги? Это особое, специально выделенное специально место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, “перечитать” ее. Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса эстетического воспитания средствами художественной литературы.
Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников — И.Билибина, Ю. Васнецова, В.Лебедева, В. Конашевича, Е.Чарушина и многих других.
Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет воз¬можность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: “Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги...” (Франс А. Собр. соч.— Т. 8.— С. 113).
Любовное, бережное отношение к книге — одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголке книги.
Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?
Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.
В практике существуют различные варианты оформление уголка книги. Это книжные полочки, а иногда открытые витри¬ны, где хранятся книги, альбомы; специально выделенные столы и к ним стулья или кресла. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество? главные условия, которые должны быть соблюдены, — это удоб¬ство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:
• знакомит с уголком книги, его устройством и назначением,
• приучает рассматривать книги и картинки только там,
• сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
Позже,
в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что
• книги легко мнутся и рвутся,
• показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4 — 5) книг, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
В уголок книги помещают, как правило,
• Издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями.
• Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.
• Небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы (“Игрушки”, “Игры и занятия детей”, “Домашние животные” и др.). Рассматри¬вание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.
Младшим дошкольникам для полного осмысления произведе¬ния необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот. Поэтому при оформлении книжного уголка
для младшей группы особое предпочтение отдается книжкам-•картинкам, таким как
• “Колобок”, “Теремок” с иллюстрациями Ю. Васнецова;
• “Детки в клетке” С. Маршака с рисунками Е.Чарушина;
• рассказы из “Азбуки” Л.Толстого с рисунками А-Пахомова;
• “Путаница”, “Федорино горе” и др. К.Чуков¬ского с рисунками В. Конашевича;
• “Цирк”, “Усатый-полоса¬тый”, “Сказка о глупом мышонке” С.Маршака с рисунками В.Лебедева;
• “Что такое хорошо и что такое плохо?”, “Конь-огонь” В. Маяковского с рисунками А. Пахомова и многие другие.
Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведе¬ния, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.
Воспитатель учит детей внимательно рассматривать кар¬тинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).
Малыши любят подолгу “читать” знакомые книги, воспри¬нимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Рассматривая картинки, дети нередко шепчут или вы¬крикивают, сами того не замечая, непроизвольно возникающие стихи. Такие стихи очень ценил и любил К.Чуковский, называя их экстатическими.
Таким образом, многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоко личностно общаясь с нею, ре¬бенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем: определяются изменениями в ли¬тературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений для уголка книги — удовлетворение этих многообразных интере¬сов. Каждый из детей должен найти в уголке книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10 — 12 разных книг.
Как отобрать книги, с тем чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?
• Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, произведения обязательно поместим в уголок книги 2 — 3 сказочных.
• Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью.
• Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголке всегда должны нахо¬диться 2 — 3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.
Вместе с ласточкой-береговушкой, героиней сказки В.Бианки “Лесные домишки”, он путешествует от одного птичьего домика к другому, наглядно знакомясь с условиями обитания разных птиц.
Благодаря рисункам Е.Ча¬рушина к сказке В.Бианки “Первая охота”, дети наглядно убеждаются в мудром устройстве жизни на земле: птицы умеют ловко защититься от врага, спрятаться, дать отпор: удод превращается в пестрый лоскут; вертишейка вытягива¬ется и шипит как змея; выпь раскачивается, сливаясь с болотной травой.
• На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
Например, после чтения на занятии рассказа Л.Толстого “Филипок” поставим в уголок книги издание с иллюстрациями А.Пахомова. Художник писал, что ему хо¬телось сделать Филипка любимым героем малышей, поэтому он нарисовал его красавцем. Таким он представлял себе Ломоносова в детстве. Прекрасные рисунки помогут детям увидеть и лучше узнать “бедового” деревенского мальчика, полюбить его, как любили своего героя писатель и художник.
• Особое удовольствие получают дети от разглядывания смеш¬ных картинок в юмористических книгах.
Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный ком¬форт. Веселые книги С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художни¬ков обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность — спо¬собность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
• Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также “толстые” книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
Итак, мы рассказали, о правилах комплектования уголка книги.
Теперь следует ответить еще на несколько вопросов:
• Каким образом происходит замена книг?
• Как долго стоит каждая книж¬ка на витрине уголка?
• Нужны ли тематические выставки книг?
Ответить правильно на эти вопросы поможет сформулированный уже ранее принцип организации уголка книги — удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принци¬па вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребы¬вания в уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелис¬тывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, по¬стоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Например, подолгу любят они рассматривать книги художника и писателя В. Сутеева, сказку К. Чуковского “Доктор Айболит” (прозаический вариант) с рисунками В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания. Такого рода книги могут и должны долго нахо¬диться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке составляет 2 — 2,5 недели.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться
• раз¬нообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы (“Разные звери” Н.Чарушина, “Наша детвора” А.Па-хомова и др.),
• альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
Воспитатели старших групп нередко устраивают в книжном уголке тематические выставки книг.
Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошколь¬ников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.
Правила, которые важно соблюдать при организации выставки:
• Тема выставки обязательно должна быть важной, актуаль¬ной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием плани¬руемого утренника и т. п.);
• Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
• Выставка должна быть непродолжительной привлекательно оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.
Следует иметь в виду, что старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвен¬ным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг.
Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит особо теплый и доверительный характер.
Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств. Например, после чтения на занятии “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина воспитатель приглашает двух-трех детей к рас¬сматриванию иллюстраций В. Конашевича. Обращает их вни¬мание на то, как изображены главные герои, показывает, как изменяется с развитием сюжета сказки море, — становится все мрачнее и чернее. Спрашивает, почему художник выбрал именно такое решение. Предлагает вспомнить, как об этом говорится в тексте. С помощью воспитателя дети сравнивают внешность старика и старухи на иллюстрациях: старик на всех рисунках одинаковый — с добрым лицом, босой, в простой рубахе и рваных штанах, а старуха от иллюстрации к иллюстрации одета все лучше, наряднее, а лицо злое, некрасивое. Рассматривание и обсуждение книги помогает точнее понять ее замысел, проникнуть в мудрую атмосферу пушкинской сказки, прикоснуться к своеобразной цветовой и графической гармонии иллюстраций В. Конашевича.
Постоянное индивидуальное общение дошкольников в дет¬ском саду с литературным и изобразительным искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формирует эстетические чувства и сознание детей, “создает тот необхо¬димый навык уединения человека с художественным произ¬ведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства вообще” (Ганкина Э.З. художник в современной детской книге. - М., 1977. – с.150) и подлинного, талантливого читателя.
Рекомендуем посмотреть:
Уголок физкультуры и здоровья в детском саду
Оформление группы и приемной своими руками
Уголок приветствия в детском саду
Календарь природы в детском саду своими руками
Похожие статьи:
Панно Осень своими руками