Организация развлечений летом в дошкольном учреждении
Существуют различные формы организации художественной деятельности дошкольников в детском саду: непосредственная образовательная деятельность, самостоятельная художественная деятельность, праздники, а также развлечения, цель которых – показать детям интересные зрелища, наполнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность. Широкое разнообразие этих мероприятий позволяет решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед коллективом педагогов.
Развлечения прежде всего являются средством эстетического развития ребёнка, поскольку в них используются различные виды искусств. Например, хороший художественный уровень небольших, простых по содержанию спектаклей кукольного, теневого, настольного театра или музыкально-литературные концерты, составленные из доступных произведений, воспитывают полноценное художественное воспитание, вызывают эстетические чувства. Удачное оформление, правильно подобранные сочетания цветов, выразительные персонажи – все это способствует развитию вкуса, положительному отношению к окружающему.
На концертах самодеятельности, в инсценировках песен, сказок каждому участнику предоставляет возможность проявить себя активно, творчески.
Развлечения проводятся для одной или нескольких возрастных групп одновременно. Объединение детей для совместного просмотра спектакля, празднования дня рождения, проведения вечера шуток, забав, аттракционов создают радостное настроение, вызывает внимательное отношение к выступающим товарищам, воспитывает теплые, ласковые чувства к малышам, развивает определенные навыки поведения в коллективе.
Слушая в детском саду телепередачи, концерты, участвуя в инсценировках, дети обогащаются новыми впечатлениями, закрепляют знания, навыки, полученные на образовательной деятельности. В то же время загадки, фокусы, аттракционы, элементы соревнования, в некоторых развлечениях стимулируют сообразительность, быстроту реакции, ловкость, смелость.
При этом особо следует подчеркнуть полезную роль развлечений и вечером досугов для детской самостоятельности, инициативы, находчивости. Они носят различный характер в зависимости от возрастных особенностей.
В двухлетнем возрасте активность ребёнка проявляется главным образом при восприятии зрелищ и выражается в сосредоточенном внимании, улыбке, отдельных реплик, хлопках в ладоши. У трехлетних обычно наблюдается более оживленная реакция, большой контакт с воспитателем, ответы на его вопросы. Деятельность малышей на вечерах развлечений состоит в чтении небольших стихотворений по предложению воспитателя или персонажа кукольного театра, в пении вместе со взрослыми, в плясках по показу. Если в первый младшей группе, выступая индивидуально, ребёнок может с удовольствием повторить только что прочитанное его товарищем стихотворение, говорит как бы больше для себя, то во второй младшей группе он начинает понимать, что выступает для всех, поэтому повторение одного и того же стихотворения или песни вызывает неудовлетворение, и в своем выступлении он старается исполнить то, что еще незнакомо присутствующим зрителям.
Средний дошкольный возраст характеризуется активностью в деятельности. Дети уже целый ряд навыков и умений, которые позволяют им участвовать в развлечениях в роли исполнителей, поэтому они гораздо больше действуют сами, могут предложить отдельное выступление для какого-либо концерта, повторить с помощью воспитателя несложный спектакль кукольного или настольного театра.
Активность детей в старшем возрасте наблюдается прежде всего и большей самостоятельности – повышается ответственность за соблюдение и выступления своих сверстников.
Старшие ребята хорошо знают, как сыграть ту или иную роль в инсценировке, спеть, прочитать стихотворение, они могут поправить товарища, оценить и выбрать лучшего исполнения. Проявляя выдумку и инициативу, они вместе с воспитателем участвуют в организации развлечений, в изготовлении необходимых атрибутов.
Формы и виды развлечений многочисленны: театры – кукольный, настольный, теневой, концерты на разные темы, вечера песен и танцев, игр и забав, драматизация сказок, музыкальные спектакли. Характеризуя развлечения с точки зрения детской самостоятельности и проявляя индивидуальности,
их можно разделить на три типа:
1) зрелищные развлечения, концерты, спектакли, организованные и выполняемые взрослыми;
2) развлечения концертного типа и спектакли, организованные взрослыми, при участии детей в состоянии и исполнении программы;
3) развлечения по инициативе детей, подготовленные и проходящие при их активном участии, но с помощью взрослого.
Интерес и эмоциональную принадлежность сохраняют малыши при восприятии доступного развлечения, учитывающего их возрастные особенности. Содержание должно быть небольшим по объему, например, показ и обыгрывание новой игрушки, инсценировка которого стихотворения с диалогом кукол, маленькие сценки с участием одного-двух персонажей кукольного театра, в таких развлечениях используют более сложные произведения, чем те, которые дети могут исполнить сами.
Средним и старшим группам дошкольников чаще устраивают такие развлечения, в которых они могут продемонстрировать умение и навыки самостоятельно. Для этой цели выбирают знакомый, наиболее легкий репертуар. В зависимости от тематики воспитатель дает дополнительный материал, соответствующий программе для данного возраста.
Большую радость доставляет ребятам выступление вместе со взрослым.
Педагог привлекает детей к подготовке несложного оформления, поделке атрибутов, необходимых для танца или спектакли.
Наиболее сложным в педагогической работе является вовлечение детей в организацию собственного досуга, воспитание инициативности и умения осуществлять задуманное.
Таким образом, виды развлечений в детском саду носят разный характер: они могут быть пассивными – знакомство с произведением искусства в исполнении взрослых и активными – с исполнением развлечения, в ходе которых ребёнок приобретает специальные навыки, оказывают продолжительное воздействие на общее развитие, способствуют наиболее успешному участию в этой деятельности.
В первой младшей группе внимание детей очень неустойчивое, малыши часто отвлекаются, поэтому выдвигаются задача – приучить их слушать песни, музыку в грамзаписи, выступления до конца.
Во второй младшей группе воспитатель привлекает внимание детей к сюжетной линии инсценировки, к последовательному восприятию содержания песни.
В средней группе работа над восприятием углубляется. Стремясь к тому, чтобы ребята хорошо поняли содержание зрелища, воспитатель в то же время старается выявить у них определенное отношение к тем или иным героям, поступкам.
В развлечениях средней группы имеют место игры-аттракционы, вносящие момент соревнования, ловли. Для младшего возраста они сложны, так как малыши еще недостаточно свободны в движениях. В таких играх проявляются умение самостоятельно ориентироваться в обстановке, быстро, ловко выполнить задание.
Дети этого возраста охотно участвуют в небольших инсценировках совместно с воспитателем, стремясь передать характерные черты своих персонажей.
В старшей и подготовительной группе педагогу предоставляется возможность широко разнообразить деятельность детей в развлечениях, углубить работу над выразительностью исполнения. Обладая более устойчивыми навыками, ребята способны передать художественный образ тоньше, в развитии. Уровень их исполнения иногда может вызвать подлинно эстетическое переживание. Поэтому выступления старших дошкольников включаются в концерты чаще. Организация и проведения развлечений предоставляют некоторые трудности еще и потому, что дети чувствуют себя здесь более непринужденно, чем на образовательной деятельности, поэтому каждый ребёнок должен иметь элементарные навыки культуры поведения. В младших группах воспитатель, преодолевая робость и застенчивость малышей, учит их правильно стоять во время выступления, слушать и смотреть не отвлекаясь, не переговариваясь. В средней и старшей группах, развивая навыки более устойчивого внимания, организованного поведения, он воспитывает внимательное отношение и уважение к выступающим товарищам.
Таким образом, развлечение – это педагогический процесс, протекающий в своеобразной форме. Здесь реализуется целый ряд воспитательных задач, направленных на развитие восприятия, специфической деятельности детей и особых навыков поведения.
Выбор развлечений определяется основными художественными педагогическими принципами. Содержание, соответствующее задачам детского сада, должно включать элементы новизны, занимательности, необычности.
В развлечения включаются разные виды не только художественной деятельности (литературная, изобразительная, театрально-игровая), но и спортивные игры, поэтому роль музыкального руководителя и воспитателя группы в их организации определяется содержанием развлечений. Примерно один раз в месяц составляется общий план их проведения по каждой группе. Те, в которых используется музыка, готовит музыкальный руководитель или помогает педагогу подобрать музыку, песни в записи. Литературные викторины, вечера загадок, связанные с изобразительной деятельностью, воспитатель может провести самостоятельно.
Рекомендуем посмотреть:
Прогулки летом со старшими дошкольниками
Как организовать прогулки летом с детьми в ДОУ
Консультация для родителей в детском саду на тему Лето
Консультация для родителей ДОУ. Летний отдых
Похожие статьи:
Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду
Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду
Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду
Лето в ДОУ
Про лето для дошкольников