Воспитание устойчивых навыков детей по трудовому воспитанию
В центре воспитательной работы говорится в программе дошкольного учреждения. Приобщение к труду детей еще с раннего детства, и начинает уже через семью.
Решение этой задачи в дошкольном учреждении осуществляется во всех видах детской деятельности.
Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи, и являются одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка.
Ребёнок – бедующий член трудового коллектива, и его роль в обществе как гражданина зависит от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общем труде, насколько он к нему подготовлен, писал А.С. Макаренко.
С первых дней прихода новых детей в дошкольное учреждение мы прививаем им навыки самостоятельности, умение преодолевать встречающие трудности. Вместе с тем мы не упускаем из поля зрения и детей уже посещающие дошкольное учреждение. Смотрим, как у них уже сформировались качества самостоятельности, привлекая пассивной помощи взрослым.
Придя в нашу группу, дети из старшей группы. В основном все дети посещали дошкольное учреждение. Навыки по труду у них уже имелись, но они были не очень устойчивыми, выполняя трудовые поручения нехотя. Необходимо было заинтересовать детей. В начале, мы приобрели необходимое оборудование по труду. Познакомили с оборудованием для труда, показали, как надо пользоваться им, уточнили, где должно храниться оборудование. Составили список дежурных так, чтобы сильный ребенок был отстающим. Вначале уточнили обязанности дежурных по столовой, по образовательной деятельности (занятия), и по уголку природы. В процессе работы выявились недостатки, исправляли их в процессе труда. Делалась это для положительного отношения привычки к труду, важнейшие значение имеет живой пример окружающих, непосредственное соприкосновение с их трудом. Мы с детьми наблюдали за трудом дворника, как он чисто расчищает и подметает дорожки, чтобы людям было удобно ходить, и на участке было красиво. Мы рассказывали детям, что взрослые трудятся, чтобы было хорошо и радостно в детском саду. Использовали каждый удобный случай, чтобы познакомились с трудом персонала дошкольного учреждения. В процессе образовательной и самостоятельной деятельности проводили беседы о труде помощника воспитателя, рассказывали, как она много успевает за день сделать много дел. Такие беседы и примеры на детей произвели большое впечатление, особенно на тех детей, которые до этого относились безразлично к заботам. Дети стали более внимательные относиться к труду взрослого, особенно к труду помощника воспитателя, стали ей с удовольствием помогать, и даже прислушиваться. Проводили мы экскурсии в кабинет заведующий, уточняли, чем занимается руководитель, так же посещали и смотрели, как работает врач, медсестра, повар. Не раз мы беседовали о том, чем занимаются педагоги, как дети могут помочь ему.
Мы воспитываем у детей стремление трудиться на общую пользу. В начале года дежурным часто приходилось напоминать об их обязанностях, рассказывая детям, что дежурные должны приходить в детский сад раньше, для своевременного сервировки столов, полить растения. Вначале мы часто проверяли работу новых дежурных со всей группой, и дети делали справедливые замечания. Для того чтобы у детей не пропадал интерес к труду, мы постепенно усложняли обязанности дежурных. Например, предлагали смести крошки со стола, раздавать детям второе блюдо, третье. Большое значение мы придавали единству требований к детям, например, когда мы проводили беседы об обязанностях дежурных, мы приглашали помощника воспитателя.
Надо отметить, что все дежурные старались хорошо выполнять свои обязанности. Правда, вначале года были случаи небрежности, например некоторые тороплива, расставляли столовую посуду, клали ложку с левой стороны. Мы с детьми делали замечания, это помогало им закреплять правильные навыки труда.
Стремясь воспитать у детей, уважение друг к другу, мы всюду, где была возможность, обращали внимание на заботу одного ребёнка о другом. Совместный труд укреплял дружбу между детьми, научил их помогать друг другу. Особенно важно, что дети стали ценить труд товарищей.
Мы учили детей поддерживать в группе чистоту и порядок. В коллективном труде мы формировали помогать друг другу в работе. Особенно обращаем внимание по окончании работы: «Как стала красиво и чисто в группе».
У детей появилась желание помогать дома.
В течении года мы привлекаем детей к труду на участке. С наступлением теплых весенних дней, когда подсохла земля, появилась возможность организовать разнообразные виды посильного и полезного для детей труда. Мы приучали добросовестно относиться к любой работе. Так привлекая к уборке участка, объясняла, зачем нужна эта работа, показывала, как надо собирать сухие листья, растения, как выдерживать стебли сорной травы, все дети работали с увлечением.
Когда привезли рассаду в детский сад, также участвовали в пересадке растений: делали лунки, поливали их, аккуратно клали рассаду в лунки. Дети гордились своим трудом, и мы укрепляли в них это чувство. Каждый день дети поливали растения, радовались когда появлялся первый бутон и зацветал цветок. С удовольствием трудились на огороде в посадке лука, свёклы, огурцов, а также ухаживать за огородом, рыхлить, пропалывать, поливать. А сколько было радости, когда собирали урожай.
Осенью дети сами сгребали листья и относили их в яму или собирали в мешки. Зимой разгребали снег, расчищали дорожки, веранду, делали из снега различные постройки, которые в течении зимы сохраняли, подправляли.
Весь инвентарь храниться в определенном месте. Формировали навыки бережного отношения к трудовому оборудованию, учили мыть их после работы.
Чтобы расширить кругозор детей, показать огромное значение труда в жизни человека, мы решили познакомить их с трудом родителей. Попросили родителей, чтобы они просто и доступно рассказали о своей работе. Дети с гордостью говорили о работе своих родителей. Мы с детьми беседовали о разных профессиях и какое значение они имеют и чем занимаются, уточняли о некоторых видах труда, а главное воспитывали уважение к родителям, к их труду. Беседы с родителями о воспитании, у детей прочных трудовых навыков без тесной связи с семьей невозможно. Разъясняли родителям, что труд способствует воспитанию у детей дисциплинированности, коллективизма, укреплению воли, умение бороться с трудностями. Проводили не только беседы и консультации о труде, но и оформляли стенды: «Воспитание у детей трудолюбия», «Воспитание у детей любви к природе». Ширмы «Труд – как средство нравственного воспитания». Обязанности ребёнка дома». Родители стали нашими активными помощниками.
Приобретенные трудовые навыки наших воспитанников помогут им успешно учиться.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование толерантного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание в детском саду
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Конспект занятия по трудовому воспитанию в младшей группе
Похожие статьи:
Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников
Развлечение в старшей группе детского сада «Труд людей»
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека
Консультация для родителей. Приобщение дошкольников к труду
Экологическое воспитание детей дошкольников