Особенности исполнения сказок
Наиболее распространённым литературным жанром, с которым знакомятся учащиеся в начальной школе, являются сказки. Через них дети овладевают языками своего народа, начинают понимать его красоту, узнают о родной природе, обычаях, учатся преодолевать трудности. Сказка воспитывает у ребёнка ненависть к злу и несправедливости, учит быть его честным и добрым, трудолюбивым, храбрым и отзывчивым.
Сказки несут в себе народную мудрость. В них воплотились высокие идеалы народа, его мечты о счастливой жизни, покорении природы, его «чаяния и ожида-ния». Язык сказок прост, красочен, образы конкретны, действия увлекательны, тематика и герои всегда понятны детям. Создавалась сказка устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенность сказки обусловливается, прежде всего, манера её чтения (чаще рассказыванию). Сказка рассказывается в простой, задушевной, разговорной манере. Передача её всегда предусматривает тесный контакт со слушателем, постоянное общение с ним. Чтец в процессе рассказывания как бы обращается к слушателю, ищет его сочувствия, поддержки. Такой тесный контакт со слушателем вытекает из самой формы сказки, в которой часто содержится или вопрос, или участие, или обращение к слушателю, например: «А что – догадайтесь сами» («Мальчик и злая медведица»).; «И сейчас кот, петух и Жихарка в избушке живут и нас с тобой в гости зовут» («Жихарка»); «Ну, слушайте!» (Тростниковая шапка») и др.
В основе сказки всегда лежит реальная действительность. Сказочная фантастика отражает стремления людей к счастливой жизни.
Реальная основа сказки диктует чтецу простые, естественные, живые интона-ции, характерные для обычного бытового общения.
Таинственность, присущая главным образом сказкам волшебным, соблюдается исполнителем при чтении зачина и тех мест, в которых повествуется о чудесных действиях, событиях, превращениях. Эти места читаются несколько таинственно, замедленно, приглушённым голосом, с паузами перед теми эпизодами, в которых говорится о волшебных приключениях героев.
Сказки строятся на принципе антитезы: добро противопоставляется злу, трудолюбие – праздности, ум – глупости, честность – жульничеству и т.д.
Эти особенности надо передавать при чтении. Места, в которых даётся противопоставление, следует выделять голосом, заострять на них внимание слушателей. Это выделение подводит детей к верному пониманию вывода, который обычно следует за противопоставлением.
Герои в сказках в подавляющем большинстве даются прямолинейно, с уже законченными, сложившимися характерами. Причём они резко делятся на положительных и отрицательных. Это либо трудолюбивые падчерицы, мудрые Василисы, самоотверженные Иваны-царевичи, либо злые мачехи, коварные Бабы Яги, жестокие Кощеи Бессмертные.
Деление героев сказки на положительных и отрицательных определяет манеру чтения текста. При первой же встрече с героем дети должны почувствовать, какой это будет герой, как надо к нему относиться: симпатизировать и сочувствовать или осуждать и ждать наказания.
Так, при первом упоминании о падчерице из сказки «Морозко» и чтении о её тяжёлой жизни у мачехи нужно сразу же возбудить у детей симпатию к девушке, подчеркнуть её трудолюбие, сердечностью особенно сочувственно надо прочитать фразу «Она и скотину кормила-поила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету», чтобы дети ясно представляли, как тяжела была жизнь у девушки. Фразу «Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо» надо произнести возмущённо, сделать упор на слова «ничем, всё не так, всё худо», чтобы дети почувствовали несправедливость старухи, её жестокость и пожалели падчерицу.
Сказка обычно начинается устойчивой сказочной формулой – зачином: «Жили-были», «В некотором царстве…», «Давным-давно».
Цель зачина – сосредоточить внимание слушателя, ввести его сразу в ту обстановку, в те времена, в которых будет развёртываться действие, с кем придётся иметь дело. В сказках о животных, в которых действуют существа реальные, зачин читается замедленно и повествовательно. В волшебных сказках, где всего можно ожидать (и скатерти-самобранки, сапог-скороходов, жар-птиц и т.д.) зачин читается таинственно, чтобы сразу ввести детей в мир сказочной фантастики.
Многим волшебным сказкам предшествует присказка. Например: «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. Будет сказка сказываться с утра после обеда, поевши печёного хлеба».
Присказка не связана с содержанием сказки, цель её – привлечь внимание слушателя. Потому читается она живо, заинтересованно, шутливо, в ней выделяются рифмующиеся слова, а также слова, характерные для сказки: «на море, на океане», «кот Баюн», «жили-были».
Последняя фраза читается несколько медленнее, значительнее, чем вся при-сказка. Это делается для того, чтобы настроить детей к прослушиванию сказки.
Действие в сказке начинается сразу («Посадил дед репку…», «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли его на крыльях…»). Одна картина сменяет другую, один эпизод следует за другим. Так, в сказке «Морозко» только старуха приказала старику везти падчерицу в лес, как старик уже запряг лошадь, посадил дочь и повёз в лес. Только он её оставил одну-одинёшеньку в лесу, как к ней уже спускается Морозко. Только Морозко одарил её дорогими подарками, как едет за ней старик, и т.д.
Чтение каждого отдельного эпизода требует от чтеца умения словесно нарисовать яркую законченную картину.
Один эпизод от другого надо отделять длительной паузой; участвующих в нём лиц выделять логическим ударением; каждый поступок героя должен получить соответствующую интонационную оценку.
Все сказки имеют счастливый конец. Добро в них всегда побеждает, зло наказывается. Эту особенность необходимо передать при чтении: конец читать замедленно, с интонацией удовольствия, похвалы, чтобы дети ощутили удовлетворение, порадовались за судьбу положительного героя сказки, почувствовали осуждение несправедливости и зла.
Сказка имеет свои выработанные веками художественные приёмы, на них следует обратить внимание детей. Их надо выделять при чтении.
Приём троичности (три царевича, три сестры, три загадки и т.д.).
Повторы. Фиксируют внимание на самом главном, их обязательно надо выделять при чтении: читать более медленно, значительно, с усилением голоса, чтобы дети насторожились, почувствовали их значимость.
Сказкам свойственны учтивые выражения (слезами умывалась, как сыр в масле каталась, кустик за кустик и т.д.) постоянные эпитеты (наливное яблочко, чистое поле, тёмный лес, кисельные берега), повторы (затужил – заплакал, ждал – пождал, заигралась – загулялась).
Эти художественные приёмы создают специфический сказочный колорит. Поэтому, читая сказку надо обращать на них внимание: читать более эмоционально.
В прозаическое повествование сказки часто вкрапливаются небольшие рифмованные песенки. Они органически связаны с содержанием и передают состояние, настроение героя, или намерение действующего лица, или используется как приём заманивания. Читая песенки, необходимо учитывать, кто её поёт и цель. Они должны пропеваться или произноситься речитативом
Многие герои сказок наделены забавными прозвищами: мышка-норушка; мальчик с пальчик, лягушка-квакушка, конёк-горбунок. Во время чтения эти прозвища надо выделить, чтобы дети ярче представили себе образ и запомнили его.
Сказка иногда заканчивается концовкой: «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить-поживать да добра наживать».
Концовка, как и зачин, имеет определённый смысл: она разряжает внимание слушателей, подчёркивает завершение сказки, создаёт радостное настроение. Читается концовка лукаво, весело, живо. Чтобы отделить её от повествования, перед ней делается пауза.
Рекомендуем посмотреть:
Как читать сказки детям
Сказки о звуках для детей
Психологические сказки для детей
НОД по развитию речи в средней группе "Мои любимые сказки"
Похожие статьи:
Сказки для детей. Лисичка-сестричка и серый волк
Сказки для младших школьников. Тёплый хлеб
Иван - крестьянский сын и чудо-юдо
Несмеяна-царевна. Сказка
Марья Моревна. Сказка. Читать