Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста
Игровая деятельность имеет особое значение для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется в игре. Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, интересы, ценности и преставления.
Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения к другому – от старших к младшим. В настоящее время взрослым некогда играть… В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство. Это негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка, тормозится развитие мышления, эмоций, а также общение, воображение и сознание. В игре ребенок добровольно и с удовольствием подчиняется определенным правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать импульсивные желания.
Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает, и учится действовать правильно.
К сожалению, современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить её смыслом. Часто игра сводится к возне, дракам, толкотне. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить.
Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более взрослом возрасте.
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на коммуникативности ребенка. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.
Родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка они считают степень его готовности к школе, т.е. умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребёнок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два-три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учит ни чтению, ни счёту. Но как только на уроках следует проявить самостоятельность, способность решать задачу, подумать, такой ребёнок пасует, ждёт указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?..
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это, как мы сказали выше, период наиболее, интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Надо понимать и помнить: заставляя ребёнка учиться, мы отнимаем у него игру, а значит, крадём мир детских переживаний, стремлений, отношений.
Рекомендуем посмотреть:
Первые музыкальные игры с малышом
Весёлые старты в начальной школе. Сценарий
Игры и развлечения для детей в летнем лагере
Увлекательные игры для детей
Похожие статьи:
Игры для детей. Игры в комнате
Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Зимние игры для детей. Подвижные и развивающие игры для детей
Роль игр в воспитании детей. Воспитание детей в игре
Ролевые игры для детей
Детские игры для праздника, посвященного 23 февраля