«Казачьи посиделки». Сценарий праздника для подготовительной группы
Ушакова Наталья Борисовна, музыкальный руководитель МАДОУ №62/100 города Тюмени
Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Действующие лица:
Казачка – ведущий
Атаман
Дети:
Казачки
Казаки
Атрибуты:
Кубанка, лошадки – 2 штуки, каравай, музыкальные инструменты, коромысла, вёдра, куклы с одеждой, нагайки, кегли.
Ход праздника
Звучит казачья музыка. Дети в национальных костюмах, парами заходят в зал. Выстраивают полукруг.
Ведущий:
Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.
Всех приветствуют ребята
Дети:
Тюменские казачата!
Ведущий:
Где играли, казачата?
Дети:
В хате!
Ведущий:
Здорово ночевали?
Дети:
Слава Богу!
Ребёнок:
На просторах степей Краснодарских,
На брегах величавой реки,
Много лет проживают во славу,
Удалые орлы- казаки!
Ребёнок:
И народ этот крепкий и гордый
Честь и совесть всю жизнь берегут.
Русь великую, любят как бога,
И в обиду её не дадут!
Ребёнок:
Но не только сражаться умеют.
Если праздник иль радость придут,
Песни, пляски, такие затеют,
Звёзды с неба как дождь упадут!
Ребёнок:
Все вопросы разрешались
На Дону, собравшись в круг.
Моя бабушка – казачка,
Ну а я – казачий внук!
Исполняется песня «Казачата» Сели.
Казачка:
Добрый день, всем добрым людям,
Пусть весёлым праздник будет!
Сегодня у нас гости! Настоящие войны- казаки. Ведущий представляет гостей праздника. Из гостей выбирается атаман, который будет помощником в празднике.
Мы приглашаем гостей, рассказать о казаках. Дети рассматривают форму, атрибуты казаков.
В старину казаки проверяли совсем маленьких казачат, выйдет из них настоящий воин или нет, что называется « на зубок». Во время крестин казачонку клали шашку и наблюдали за реакцией. Если казачонок с ней играл – добрый будет казак, а если же расплачется – значит, нет.
Пусть несётся вороной, буйным ветром вдаль,
Саблею булатною, сокруши печаль.
Не пристало казаку маяться от бед:
Тебе мужество к лицу,
Гордость от побед!
С малых лет садили казачат на коня, чтобы он с юных лет крепко держался в седле. Я предлагаю нашим казачатам поиграть в игру.
Проводится подвижная игра «Казачий бой»
Ведущий:
Любо! Чтобы стать сильным казаком, с детства казачатам устраивали игры, чтоб помириться силой. Задача простая - каждый по очереди подходит к атаману и одной рукой поднимает шашку, если поднял, то молодец, а не поднял, надо больше заниматься, трудится над собой.
(подходят к атаману и поднимают шашку одной или двумя руками)
Проводится игра « Силушка молодецкая» или «Атаманская шапка»
Ведущий:
Все молодцы! Все добрыми казаками будут! Кто-то еще потренируется, но все молодцы! Ну а теперь проверим, умеют ли дошколята по-казачьи гутарить? А ну – кА, расскажите, что на картинке изображено?
Ведущий показывает картинки. Дети рассматривают их и отвечают.
Баз – навес для скота,
Бирюк – волк,
Худобёнок - телёнок,
Бурсак - хлеб
Дом – курень.
Ведущий показывает картину, где изображён казак с нагайкой и конём, орденами и крестами.
На стене в курене висела шашка отцовская
(или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станице. И, естественно, вопросы: что это и зачем это.
И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка - это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.
Любо! Молодцы казачата!
А поведайте-ка нам, казачата:
Кто же главный у казаков? -
(атаман)
А как зовут помощника? –
(есаул)
А где выбирают атамана? -
(на кругу)
А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? –
(Любо)
А пословицы о казаках вы знаете?
Дети: Да!
Дети по желанию говорят поговорки и пословицы о казаках
Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдет.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Где тревога, туда казаку и дорога.
Казак с конём и ночью и днём.
Казак без песен, что виноградная кисть без гроздьев.
Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать.
Исполняется песня взрослых« Маруся». Дети играют на музыкальных инструментах.
Ведущий:
А как жили маленькие казачки? А жили они так: с малых лет помогали матушке по хозяйству. Учились вязать, вышивать, печь, ткать. С утра казачки уходили в поля, а дочки оставались хозяйничать дома, да присматривать за меньшими сёстрами и братьями. Вот и мы сейчас проверим, смогут ли наши казачки похозяйничать дома.
Проводится игра «Хозяюшки» с куклами и коромыслами.
Ведущий:
Любо! Хорошие хозяюшки из вас получатся!
Казаки гостей встречают
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Будем петь и танцевать,
Хлебом вкусным угощать!
Исполняется индивидуальный танец «Хлеб да соль»
Мальчик:
Я завидую им, на мне форма казачья,
Золотые погоны, я ими горжусь!
Казаки - это сила! Казаки – это слава!
Казаки укрепляли православную Русь!
Ведущий:
Дорогие гости, ребята!
Праздник наш к концу подходит.
Вам сегодня доказали:
Что течёт, в конце концов.
В жилах наших кровь – тюменских казаков!
Что казачьей нашей славы,
Мы наследники по праву,
Свято память бережём!
В канун празднования дня Победы мы вспоминаем героев Великой отечественной войны. Я предлагаю закончить наш праздник общей военной песней «Казаки в Берлине».
Исполняется общая песня «Казаки в Берлине»
В завершении праздника Атаман благодарит всех детей за участие в празднике. Угощает дошколят леденцами. Фотографируются и выходят из зала.
Рекомендуем посмотреть:
Фольклорный праздник в старшей группе ДОУ ко Дню смеха. Сценарий
Фольклорный праздник для старших дошкольников ДОУ. Сценарий
Фольклорный праздник «Урожай собирай» для детей старшего дошкольного возраста